Конспект к тематическому уроку посвященному «Памяти жертвам политических репресси


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«школа-интернат №5 города Аши»
Тематический урок посвященный «Памяти жертвам политических репрессий»
Подготовила и провела: Воднева Ирина Александровна
Учитель географии и биологии
г. Аша, 2016г.
Цели: Сформировать у учащихся представление о том, что такое репрессии и кого называют жертвами политических репрессий.
Задачи:
Формировать коммуникативные умения и навыки, способность ориентироваться в информационном пространстве на основе использования различных источников.
Формировать компетентности в сфере самостоятельной, познавательной деятельности.
Воспитывать чувство ответственности, толерантности, патриотизма.
Тип урока: тематический урок с использованием презентации.
Оборудование: проектор, ноутбук, портреты репрессированных.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, а урок посвященный «Памяти жертвам политических репрессий».
Основная часть.
Эпиграфом к нашему уроку я выбрала стихотворение Андреевского Александра
День памяти… Печальный, скорбный день,Когда на целый мир ложится теньБылых времён, жестоких и кровавых,Под знаками позора, но не славы.
День памяти – погибших, павших, жертв,Что муки, неповинно претерпев,Сложили головы во рвах, и не отпеты,И души их – в раю витают где-тоНу, а тела – исчезли навсегда,Без права переписки, без следа,Туда, где только память их достанет,И будет совесть биться неустанно.
День памяти… А прочие все дни? –В беспамятстве текут, подчас, они,И возвращают – в страшные те годы,В средневековье, в рабство, в несвободу…
30 октября – День Памяти жертв политических репрессий.
30 октября выбрано президентом РФ в качестве Дня жертв репрессий не случайно: за 19 лет до него этот день был выбран, если угодно, Богом.
Указ президента знаменовал разрыв нового государства с советским репрессивным режимом. Насколько этот разрыв подтверждается новой практикой, мы можем судить сами.
Но задумывался ли президент, подписывая свой указ, о том, что слово “репрессии” вряд ли соответствует тому, что происходило с установлением у нас советской власти.
В самом деле, – что такое репрессия?
РЕПРЕССИЯ – наказательная, карательная мера, применяемая государственными органами.
11 июля 1929 СНК СССР принял постановление «Об использовании труда уголовно-заключенных», по которому содержание всех осужденных на срок 3 года и больше передавалось в ОГПУ.
 С 1 октября 1930 сформированно Главное Управление исправительно-трудовых лагерей ОГПУ (ГУЛаг).
В 1934 году общие тюрьмы были переданы в ГУЛаг НКВД СССР.
ГУЛаг был расформирован 25 января 1960 года.
ГУЛАГ. Краткая справка
Лагерная система начала формироваться  в годы Гражданской войны.
Главный принцип тюремно-лагерной системы состоял в том, что уголовные преступники содержались в определенных местах заключения, которые подчинялись Главному управлению принудительных работ, а политические преступники большевистского режима – в «политизолятарах».
Всем известно, что положение в стране в конце 1920-х – начале 1930-х годов было крайне тяжелым. Благодаря форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, в стране резко увеличились масштабы применяемых репрессий.
Естественно, возникла острая потребность  в  увеличении числа мест содержания заключенных. 
11 июля 1929 СНК СССР принял постановление «Об использовании труда уголовно-заключенных»,  по которому содержание всех осужденных на срок от 3-х лет и выше передавалось в ОГПУ. В апреле 1930 года появилось  Главное управление лагерей (ГУЛАГ).
По постановлению все  исправительно-трудовые лагеря подлежали передаче из НКВД в ведение ГУЛАГа. Но все же небольшое количество  лагерей должны были появиться в отдаленных малонаселенных районах. В лагерях царило бесправие,  не соблюдались элементарные человеческие права, применялись суровые наказания за малейшие нарушения режима. Заключенные бесплатно работали на строительстве каналов, дорог, промышленных и других объектов на Крайнем севере, Д. Востоке и в др. регионах. Чрезвычайно высокой была смертность от голода, болезней, и непосильного труда.
Основная цель таких лагерей - разработка природных богатств, за счет труда людей, лишенных свободы. По проекту, после отбывания срока заключения, людей предлагалось оставлять на прилегающих к лагерям территориях. Заключенных, которые хорошо показали себя в работе, либо отличились примерным поведением предлагалось переводить «на вольное поселение».
Лагерная система ГУЛАГ охватывала многие районы страны -  северный, сибирский, среднеазиатский, дальневосточный. Количество заключенных в лагерях ГУЛАГа с каждым годом  росло. Количество заключенных на  1 июля 1929 составляло около  23 тысяч человек, в 1930- м  – 95 тысяч, к 1931-му – 155 тысяч человек, к 1-му января 1934-го 510 тысяч человек.
В годы большого террора количество заключенных  ГУЛАГа стремительно росло, несмотря на то, что к ним применялась высшая мера наказания - расстрел. Сравним, к примеру:  на июль 1937 года  в лагерях находилось 788 тысяч заключенных,  в апреле 1938 общее количество превысило 2 миллиона человек. Количество заключенных все росло и в дальнейшем было принято решение  организовать пять новых исправительно-трудовых лагерей, а позднее еще тринадцать специальных лесозаготовительных лагерей.
Резкий взлет количества осужденных и увеличение числа лагерей привели к тому, что ГУЛАГ не мог справляться со своими первостепенными задачами. Накануне войны было принято решение о  реформировании системы управления лагерями. В НКВД образовались самостоятельные отраслевые лагерно – производственные управление, в которые вошли большинство исправительно-трудовых лагерей из  ГУЛАГа.
Данная структура НКВД была оглашена 26 февраля 1941. В подчинении НКВД находились все исправительно-трудовые лагеря ГУЛАГа, которые специализировались на сельском хозяйстве, рыболовстве; а также еще девять специальных производственных  ведомств и управлений. 
Система объединяла 53 лагерных управления с тысячами лагерных отделений и пунктов, 425 колоний, а также более 2000 спецкомендатурДети ГУЛагаВ 1930-е годы в Советской России проблема беспризорных детей была решена при помощи лагерей ГУЛАГа.
Естественно, точное количество заключенных детей сказать трудно, да и, скорее всего уже невозможно. Сохранились, правда, статистические данные о некоторых смежных возрастных категориях заключенных. К примеру,  в 1927 году 48% всех обитателей тюрем и лагерей составляли подростки от 16 до 24 лет.
Известно, что первые исправительно-трудовые лагеря появились в 1918 году.
Декреты СНК от 14 января 1918 года и от 6 марта 1920 года отменили «суды и тюремное заключение для несовершеннолетних».
Но к 1926 году статья 12 УК позволила осуждать детей с 12-ти лет за кражу, насилие и убийства, а указ  от 10 декабря 1940 года предусматривал расстрел детей начиная с 12 лет за «повреждение ... железнодорожных или иных путей».
Властями  предусматривалось, что дети будут отбывать наказание в детских колониях, но зачастую дети оказывались там, где и взрослые.
 Это подтверждают  два приказа «по норильскому строительству и ИТЛ НКВД» от 21 июля 1936 г. и 4 февраля 1940 года.
Первый приказ содержит  условия использования «з/к малолеток» на общих работах, а второй об изоляции «з/к малолеток» от взрослых.
В 1940 году ГУЛАГ объединил 53 лагеря с тысячами лагерных отделений и пунктов, 425 колоний, 50 колоний для несовершеннолетних, 90 «домов младенца». Но стоит помнить, что это лишь приблизительные цифры. 
По состоянию на 4 августа 1938 года у репрессированных родителей были изъяты 17 355 детей и намечались к изъятию еще 5 тысяч.
21 марта 1939 года Берия сообщил Молотову о том, что в «...исправительно-трудовых лагерях у заключенных матерей находятся 4500 детей ясельного возраста, которых предлагал изъять у матерей и впредь придерживаться подобной практики. Детям начали присваивать новые имена и фамилии».
Одним из поводов к ужесточению уголовного законодательства в отношении детей стало письмо Ворошилова от 19 марта 1935 года. Письмо возникло после того, как  девятилетний подросток напал на сына  заместителя прокурора Москвы Кобленца.
7 апреля 1935 года ЦИК и СНК СССР издают постановление «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних». В связи с этим возник вопрос о возможности применения к детям высшей меры наказания. Разъяснение Политбюро от 20 апреля 1935 года подтверждало, что к числу мер уголовного наказания относится также и высшая мера  - расстрел.
В мае 1941 года НКВД издает распоряжение о создании агентурно-осведомительной сети в трудовых колониях подростков. Резидентами должны быть члены ВКП(б).
Самым ярким примером фальсификации обвинений против несовершеннолетних является дело 16-летнего Юрия Каменева. 30 января 1938 года его  расстреляли по приговору Военной коллегии. Не имея никаких доказательств его виновности, Военная коллегия в своем приговоре указала:
«Каменев, находившийся под идейным влиянием своего отца — врага народа Каменева Л. Б., усвоил террористические установки антисоветской, троцкистской организации; будучи озлоблен репрессией, примененной к его отцу как к врагу народа, Каменев Юрий в 1937 году в г. Горьком высказывал среди учащихся террористические намерения в отношении руководителей ВКП(б) и Советской власти».
РЕПРЕССИРОВАННЫЕ СОВЕТСКИЕ ЗНАМЕНИТОСТИ
В СССР под сталинские репрессии попадали, как рядовые граждане, так и видные деятели науки и искусства. При Сталине политические аресты были нормой, причем очень часто дела были сфабрикованы и строились на доносах, не имея под собой никаких других доказательств. Далее вспомним советских знаменитостей, которые на себе ощутили весь ужас репрессий.
Ариадна Эфрон. Переводчица прозы и поэзии, мемуарист, художница, искусствовед, поэтесса... Дочь Сергея Эфрона и Марины Цветаевой первой из семьи вернулась в СССР.
После возвращения в СССР работала в редакции советского журнала "Revue de Moscou" (на французском языке); писала статьи, очерки, репортажи, делала иллюстрации, переводила.
27 августа 1939 г. была арестована органами НКВД и осуждена по статье 58-6 (шпионаж) на 8 лет исправительно-трудовых лагерей, под пытками вынуждена была дать показания против отца.
 
Георгий Жженов, народный артист СССР. Во время съемок картины "Комсомольск" (1938) Георгий Жженов выехал на поезде в Комсомольск-на-Амуре. Во время поездки, в поезде, познакомился с американским дипломатом, ехавшим во Владивосток для встречи деловой делегации.
Это знакомство заметили работники кино, что послужило поводом для его обвинения в шпионской деятельности. 4 июля 1938 года арестован по обвинению в шпионаже и осужден на 5 лет исправительно-трудовых лагерей.
Этапирован на Колыму 5 ноября 1939 года.
В 1949 Жженов был снова арестован и сослан в Норильский ИТЛ (Норильлаг), откуда в 1954-м вернулся в Ленинград, в 1955 году был полностью реабилитирован. 
Александр Введенский. Русский поэт и драматург из объединения ОБЭРИУ, вместе с другими членами которого был арестован в конце 1931 года.
На Введенского поступил донос о том, что он произнес тост в память Николая II, существует также версия, что поводом для ареста послужило исполнение Введенским на одной из дружеских вечеринок "бывшего гимна".
Был выслан в 1932 году в Курск, затем жил в Вологде, в Борисоглебске. В 1936 поэту было позволено вернуться в Ленинград.
27 сентября 1941 г. Александр Введенский был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. По одной из последних версий, в связи с подходом немецких войск к Харькову был этапирован в эшелоне в Казань, но в пути 19 декабря 1941 г. скончался от плеврита.
Осип Мандельштам. Один из крупнейших русских поэтов XX века в ноябре 1933 года пишет антисталинскую эпиграмму "Мы живем, под собою не чуя страны…" ("Кремлевский горец"), которую читает полутора десяткам человек. Борис Пастернак этот поступок называл самоубийством.
Кто-то из слушателей донес на Мандельштама, и в ночь с 13 на 14 мая 1934 года его арестовали и отправили в ссылку в Чердынь (Пермский край).
После краткосрочного освобождения в ночь с 1 на 2 мая 1938 года Осип Эмильевич был арестован вторично и доставлен в Бутырскую тюрьму.
27 декабря 1938 года Осип скончался в пересыльном лагере. Тело Мандельштама до весны вместе с другими усопшими лежало непогребенным. Затем весь "зимний штабель" был захоронен в братской могиле.
 
Всеволод Мейерхольд. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы "Театральный Октябрь" и создатель актерской системы, получившей название "биомеханика" тоже стал жертвой репрессий.
20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде; одновременно в его квартире в Москве был произведен обыск. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх, протестовавшей против методов одного из агентов НКВД. Вскоре (15 июля) она была убита неустановленными лицами.
"…Меня здесь били - больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток…" - писал он.
После трех недель допросов, сопровождавшихся пытками, Мейерхольд подписал нужные следствию показания, и коллегия приговорила режиссера к расстрелу. 2 февраля 1940 года приговор был приведен в исполнение. В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.
Николай Гумилев. Русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик и литературный критик не скрывал своих религиозных и политических взглядов - он открыто крестился на храмы, заявлял о своих воззрениях. Так, на одном из поэтических вечеров он на вопрос из зала - "каковы ваши политические убеждения?" ответил - "я убежденный монархист".
3 августа 1921 года Гумилев был арестован по подозрению в участии в заговоре "Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева". Несколько дней товарищи пытались выручить друга, но, несмотря на это, вскоре поэт был расстрелян.
Николай Заболоцкий. Поэт и переводчик 19 марта 1938 года был арестован и затем осужден по делу об антисоветской пропаганде.
В качестве обвинительного материала в его деле фигурировали злопыхательские критические статьи и клеветническая обзорная "рецензия", искажавшая существо и идейную направленность его творчества. От смертной казни его спасло то, что, несмотря на пытки на допросах, он не признал обвинения в создании контрреволюционной организации.
Срок он отбывал с февраля 1939 года до мая 1943 года в системе Востоклага в районе Комсомольска-на-Амуре, затем в системе Алтайлага в Кулундинских степях.
 
Сергей Королев. 27 июня 1938 года Королев был арестован по обвинению во вредительстве. Он был подвергнут пыткам, по некоторым данным, во время которых ему сломали обе челюсти.
Будущего авиаконструктора приговорили к 10 годам лагерей. Он отправится на Колыму, на золотой прииск Мальдяк. Ни голод, ни цинга, ни невыносимые условия существования не смогли сломить Королева - свою первую радиоуправляемую ракету он рассчитает прямо на стене барака.
В мае 1940 года Королев возвращается в Москву. При этом в Магадане он не попал на пароход "Индигирка" (по причине занятости всех мест). Это спасло ему жизнь: следуя из Магадана во Владивосток пароход затонул у острова Хоккайдо во время шторма.
Через 4 месяца конструктора снова приговаривают к 8 годам и направляют в специальную тюрьму, где он работает под руководством Андрея Туполева.
В тюрьме изобретатель пробыл год, так как СССР нужно было в предвоенное время наращивать военную мощь.
Андрей Туполев. Легендарный создатель самолета тоже угодил под машину сталинских репрессий.
Туполев, который за всю жизнь разработал свыше ста типов самолетов, на которых было установлено 78 мировых рекордов, 21 октября 1937 года был арестован.
Он был обвинен во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации и в передаче чертежей советских самолетов иностранной разведке.
Так великому ученому "аукнулась" рабочая поездка в США. Андрея Николаевича приговорили к 15 годам лагерей.
Туполева освободили в июле 1941 года. Он создал и возглавил одну из главных "шарашек" того времени – ЦКБ-29 в Москве. Полностью реабилитирован Андрей Туполев был 9 апреля 1955 года.
Великий конструктор умер в 1972 году. Главное конструкторское бюро страны носит его имя. Самолеты Ту до сих пор являются одними из самых востребованных в современной авиации.
 
Николай Лихачев. Знаменитый русский историк, палеограф и искусствовед на свои средства Лихачев создал уникальный историко-культурный музей, который затем передал в дар государству.
Академика Лихачева арестовали 28 января 1930 года. Приговор – ссылка на 5 лет в Астрахань. Из АН СССР Лихачева исключили, с работы, конечно же, уволили.
В приговоре не было сказано ни слова о конфискации, но ОГПУ вывезло абсолютно все ценности, включая книги и рукописи, принадлежавшие семье академика
В Астрахани семья буквально умирала с голоду. В 1933 году Лихачевы вернулись с Ленинград. На работу Николая Петровича не брали никуда, даже на должность рядового научного сотрудника.
 
Николай Вавилов. На момент своего ареста в августе 1940 года великий биолог был членом Академий в Праге, Эдинбурге, Галле и, конечно, в СССР.
В 1942 году, когда мечтавший накормить всю страну Вавилов умирал от голода в тюрьме, его заочно приняли в Члены Лондонского Королевского общества.
Следствие по делу Николая Ивановича длилось 11 месяцев. Ему пришлось пережить около 400 допросов общей продолжительностью около 1700 часов.
В перерывах между допросами ученый написал в тюрьме книгу "История развития земледелия" ("Мировые ресурсы земледелия и их использование"), но все, написанное Вавиловым в тюрьме, было уничтожено следователем – лейтенантом НКВД как "не имеющее ценности".
За "антисоветскую деятельность" Николай Иванович Вавилов был приговорен к расстрелу. В последний момент приговор смягчили – 20 лет лишения свободы.
Умер великий ученый от голода в саратовской тюрьме 26 января 1943 года. Похоронен в общей могиле вместе с другими умершими заключенными. Точное место захоронения неизвестно.
Пусть никогда не будет больше жертв,И покаяние в России совершится,Свободная Россия без оковПусть к правде, справедливости стремится.
Две тысячи седьмой — девятый год кровавый юбилей,Оковы тяжкие, Бог милостив, упали,Темницы рухнули, надеемся, навечно,Но покаянья нет, нет покаянья за кровавый меч,Что миллионы наших судеб искалечил.В трагедии национальной нет конца,Не кончена в истории трагическая строчка,Мы — дети жертв, сыны и дочери погибших,Ждем конца, мы покаянья ждем,Поставим в этой строчке точку!
Жертвам политических репрессий память вечная от нас!....3. Выводы урока.
Дети высказывают свои впечатления, мысли. Делают выводы.