Урок «А.Толстой. Мальвина воспитывает Буратино»


Тема: А.Толстой «Мальвина воспитывает Буратино»
Цель:  1) Учить детей правильно передавать свои мысли.  Учить работать по  учебнику «Родное слово». Познакомить с творчеством А.Толстого. 2) Развивать память, внимание, мышление, орфографическую зоркость. 3) Воспитывать любовь к чтению, самостоятельность и дисциплинированность.
Оборудование:  «Букварь», портрет А.Толстого, слайд-фильм, образцы написания буквы Ее, иллюстрации к произведению, схемы предложений, таблички деформированного предложения.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент:
Проверка готовности. Психологический настрой. Постановка цели.
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
2.Актуализация знаний:
А) «Мозговая атака» (вопрос-ответ)
 - Для чего людям речь?
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения?
- Как обозначаем границы предложения на письме?
Б) Составление предложений по схеме
В) Деформированные предложения: белый, кружится в снег воздухе. Он покрыл пуховым землю всю одеялом. – составление предложений и запись схемы.
3. Работа по теме урока:
А) Минутка чистописания: запись числа, прописывание букв Ее, слов ели, лес, Елена, Егор.
Б) Беседа о жизни и творчестве А.ТолстогоРодился 29 декабря (10 января н.с.) в городе Николаевске Самарской губернии в семье помещика. Был воспитан отчимом А.Бостромом. Детские годы прошли на хуторе Сосновка, принадлежавшем отчиму. Первоначальное образование получил дома под руководством приглашенного учителя. В 1897 семья переехала в Самару, где будущий писатель поступил в реальное училище. Окончив его в 1901, уехал в Петербург, чтобы продолжать образование. Поступил на отделение механики Технологического института. К этому времени относятся его первые стихи. Первая мировая война изменила планы Толстого. Как военный корреспондент от "Русских ведомостей" он находился на фронтах, побывал в Англии и Франции. Написал ряд очерков и рассказов о войне. В открытом гостеприимном доме А. Толстого собирались интересные, талантливые люди — писатели, актеры, музыканты. Во время Великой Отечественной войны часто выступал со статьями, очерками, рассказами, героями которых были простые люди, проявившие себя в тяжелых испытаниях войны. Тяжелая болезнь не дала ему дожить до Дня Победы. Он умер 23 февраля 1945 в Москве.
В) Подготовка к восприятию произведения:
У отца есть мальчик странный,Необычный, деревянный,На земле и под водойИщет ключик золотой,Всюду нос сует свой длинный...Кто же это?..
Эту девочку мы знаем, От всех кукол отличаем, С голубыми волосами И красивыми глазами. Она вежлива была, В домике в лесу жила И учила Буратино, Эта девочка-... - Вы правы это герои нашего произведения которое называется «Мальвина воспитывает Буратино». Что означает слово воспитывать? А сейчас мы узнаем, как же это делала Мальвина и хорошая ли из нее получилась воспитательница?
Г) Чтение учителем текста «Мальвина воспитывает Буратино»
- Как зовут девочку с голубыми волосами? Опешите ее портрет. Чему она учила Буратино?
- Что говорила Мальвина? Какое предложение продиктовала она Буратино? Запишите его в тетрадь. В чём «волшебство» фразы, которую диктовала Мальвина?
Д) Словарная работа:
Чернильница -
Чулан -
Клякса –
Шалун -
Физкультминутка
Е) - Почему у Буратино ничего опять не получилось? Он «никогда даже не видел перо и чернильницу». А что подумала Мальвина? Здесь наши герои не смогли понять друг друга.
- Развеселил ли вас Буратино? Почему? Чем закончилось обучение Буратино? Согласны ли вы с тем, что Буратино надо воспитывать? Почему? Права ли была Мальвина, когда посадила Буратино в темный чулан?
Ж) Самостоятельное чтение детей (про себя)
4. Итог урока: Чем вам запомнился урок? Чему научились? Что вам понравилось?
5.Поощрение: Выставление оценок.