Пояснительная записка по доп. образованию Школа Самоделкина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6


Согласовано
Руководитель ШМО нач. классов ____________ Бусыгина И.А.
« » ___________ 2014 год
Проверено
Заместитель директора по УВР
___________ Задонская С.В. « » ___________ 2014 год
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 6
_______________ Кортунова Ж.И.
« » _____________ 2014 год



Программа
внеурочной деятельности в начальной школе
Кружок художественного творчества
«Школа Самоделкина»
(Срок реализации программы – 4 года)
2 - ой год обучения


Автор программы:
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Максимова Светлана Владимировна




2014 г.
Пояснительная записка
Программа курса разработана на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 6 и на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.
Цель программы:
- формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения в процессе овладения разными видами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- воспитание интереса и любви к истории родного края, его культуре, любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека;
- воспитание патриотизма через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- формирование целостной картины мира, осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
- формирование ценностного отношения к прекрасному, природе, окружающей среде;
- воспитание интереса и любви к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству;
- формирование представлений об эстетических ценностях, духовно-нравственное развитие учащихся;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- расширение запаса знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов, овладение приемами работы с различными материалами;
- развитие творческих и проектных способностей младших школьников;
- формирование детского сплоченного коллектива, развитие умений выполнять работу коллективно, чувства удовлетворения от совместной работы, воспитание чувства взаимопомощи и коллективизма;
- развитие памяти, внимания, воображения, фантазии, глазомера, мелкой моторики рук, образного и логического мышления, художественного вкуса школьников;
- воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности;
- освоение приёмов безопасной работы с инструментами, организация здорового созидательного досуга.
Общая характеристика курса
     «Истоки творческих способностей  и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Данный предмет является опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене школы. В нем все элементы учебной деятельности предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятным для детей. Практико-ориентированная направленность содержания предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов. Однако, по базисному учебному плану в первом и втором классах на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы – 1-2 часа в неделю.
Кружок «Школа Самоделкина» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, способствует духовно-нравственному развитию личности. Воспитанию духовности способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастерства; ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
     Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
      Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный (поделки), но и невидимый для глаз (развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления).
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и оформление поделок.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картономё нитками. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- составление альбома лучших работ;
- проведение выставок работ учащихся: а) в классе,
б) в школе;
- участие в конкурсах.

Описание места курса в учебном плане
 Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов: 270 (из расчёта 2 часа в неделю: 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов).
Планируемые результаты освоения курса
В результате занятий по предложенной программе учащийся получит возможность:
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
Будет знать:
- историю возникновения народной игрушки;
- название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, клеенки и других материалов;
- правила безопасности труда;
- правила личной гигиены;
- правила общения.
Уметь:
- подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет;
- красиво, выразительно, эстетически-грамотно оформить поделку.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- новым технологическим приемам обработки различных материалов;
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
- сформировать навыки работы с информацией.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Содержание программы
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
1 год обучения (66 часов)
Работа с природным материалом (8 ч).
Рассказ о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов. Панно из семян. Объемные композиции из природных материалов. Составление композиции (коллективная работа). Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).
Работа с пластилином, глиной, тестом (8 ч).
Лепка. Из истории лепки. Правила работы с пластилином. Рисунок на пластилине. Рисование пластилином. Панно «В осеннем лесу». Лепка конструктивным способом из разных частей «Тропический остров». Лепка из целого куска вытягиванием. Фигурки животных. Композиция по сказке.
Работа с бумагой и картоном (26 ч).
Из истории бумаги. Аппликация из геометрических фигур. Из истории аппликации. Обрывная аппликация «Чудо-дерево». Объемная аппликация. Аппликация из скрученной бумаги. Из истории оригами. Оригами «Животные». Подвижные оригами. Оригами «Фрукты», «Овощи», «Природа», «Одежда», «Мебель», «Еда», «Самолёты». Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы».

Работа с тканью и нитками (12 ч).
Из истории ткани. Виды тканей. ТБ при работе с ножницами. Аппликация из ткани. Из истории ниток. Виды ниток. Рисуем нитками. Ваза из ниток. Игрушка из ниток и картона «Гномик». Кукла из ткани.

Работа с бросовым материалом (12 ч).
Подставка под карандаши. Шкатулка из пластиковых бутылок. Букет из пластиковой бутылки и пенопласта. Панно из одноразовых вилок. Салфетница из дисков. Сувениры из подручных материалов.

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
- название и назначение различных материалов – бумага, пластилин, соленое тесто;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток, стеки;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
Уметь:
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.
2 год обучения (68 часов)
Работа с природным материалом (8 ч).
Знакомство с планом кружка. Правила поведения. Организация рабочего места, техника безопасности в кабинете при работе с инструментами. Аппликация из листьев. Изготовление животных из шишек. Композиция из шишек. Панно из листьев, ягод, веток (коллективная работа). Изготовление рамки для фотографий из ракушек или камешков.

Работа с пластилином, глиной, тестом (10 ч).
Пластилиновый витраж на стекле. Выполнение композиции из соленого теста. Изготовление панно из солёного теста (коллективная работа).

Работа с бумагой и картоном (12 ч).
Изготовление цветка из бумажных салфеток. Динамические модели оригами. Домик из картона. Квиллинг. Изготовление дерева в технике «квиллинг». Новогодняя открытка с сюрпризом.



Работа с тканью и нитками (14 ч).
Аппликация из ткани. Игрушки из помпонов. Мягкая игрушка из фетра. Набивная мягкая игрушка. Заготовка деталей. Набивная мягкая игрушка. Сборка и декорирование игрушки. Вязание крючком. Обучение простейшим петлям. (Воздушная петля, петля для подъема, петли с накидами, столбик без накида). Изготовление игрушек. Чехол для мобильного телефона, очков.

Работа с бросовым материалом (16 ч).
Декорирование бутылок в технике «Декупаж». Изготовление поделок из капсул киндер-яйца. Изготовление карандашницы из коробки. Цветы из пластика, капсул, бутылок. Оформление букета. Выполнение композиции из ватных палочек. Игрушка из пластиковой бутылки «Поймай мячик», коробочка для мелочей «Пингвин».

Работа с бисером (8 ч).
Знакомство, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты, пробные плетения. Изготовление «Дерева счастья».
К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:
- название ручных инструментов, материалов, приспособлений;
- правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
- правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;
- способы обработки различных материалов.
Уметь:
- правильно пользоваться ручными инструментами;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
- организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
- бережно относиться к инструментам и материалам;
- экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
- самостоятельно изготовлять изделия;
- выполнять работу, используя художественные материалы;
- правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.
3 год обучения (68 часов)
Работа с природным материалом (8 ч).
Аппликация из листьев. Поделки из шишек, репейника. Плетень (панно из натуральных материалов)
Работа с пластилином, глиной, тестом (6 ч).
Пластилиновые картины. «Пряничный» домик. Сказочная деревня (Коллективная работа). Корзина с цветами (тесто).
Работа с бумагой и картоном (8 ч).
Знакомство с профессией дизайнера. Изготовление игрушек-сувениров. Мозаика (тема в соответствии с датами и событиями). Аппликация по выбору детей.
Работа с тканью, мехом (10 ч).
Из истории мягкой игрушки. Шитье мягкой игрушки. Знакомство с профессией портной.
Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций). Изготовление настенного кармашка для мелочей. Изготовление сувениров из меха.
Вязание крючком (12 ч).
Приемы вязания. Вязание цветка, полотна; составление коллажа. Игольница. Вязание игрушек-сувениров.
Работа с бросовым материалом (12 ч).
Изготовление сувениров. Конструирование игрушек из прямоугольных коробок. Игрушки из пластмассовых бутылок, банок.
Работа с бисером (12 ч).
Работа со схемами (изучение знаков, условных обозначений). Плетение колец и браслетов – «фенечек» из бисера. Плетение брелков – зверушек.
К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:
- название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
- способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),
- применение бисера в окружающем мире.
Уметь:
- правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;
- выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
- организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
- понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
- самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
- изготовлять изделия из бисера.
4 год обучения (68 часов)
Работа с природным материалом (8 ч).
Панно из тыквенных, арбузных, дынных семечек. Поделки из ватных шариков и крупы. Аппликация из яичной скорлупы.
Работа с пластилином, глиной, тестом (8 ч).
Тестопластика. Поделки из теста. Панно – иллюстрация к любимой сказке (из соленого теста).
Работа с бумагой (10 ч).
Модульное оригами. Изготовление игрушки в технике модульное оригами. Квиллинг. Основные приемы и формы работы. Изготовление панно в технике квиллинг.
Художественное творчество (8 ч).
Монотипия. Выполнение работ в технике монотипии. Знакомство, беседа, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты, пробное рисование набросков росписи на листе. Роспись по дереву (на разделочных досках) природы, достопримечательностей родного края.
Работа с бросовым материалом (10 ч).
Изготовление подставки для чайника. Изготовление кукол из чулок. Изготовление шкатулок из открыток (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье частей шкатулки петельным швом, сбор шкатулки). Изготовление шкатулки-сувенира. Игрушка “Гордый петух” (из пластмассовой бутылки).
Работа с бисером (16 ч).
Одежда, украшенная бисером. Плетение брошек (работа по схемам). Плетение кулонов. Ажурные браслеты. Панно (коллективная работа). Плетение салфетки из бисера. Плетение пасхального яйца. Работа по замыслу детей.
Проектная работа (8 ч).
Изготовление проектной творческой работы (Техника, материалы, способ изготовления по выбору обучающихся).
К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:
- название изученных материалов и инструментов, их назначение;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила планирования и организации труда;
- способы и приемы обработки различных материалов.
Уметь:
- правильно использовать инструменты в работе;
- строго соблюдать правила безопасности труда;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
- экономно и рационально расходовать материалы;
- выполнять работу в любой изученной технике рисования;
- контролировать правильность выполнения работы.



Список пособий:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. Сайт Страна Мастеров [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru
Литература:
1. Белов Н.В.; «Фигурки из бисера»;\Автор-состав. Н.В.Белов. - Минск: Харвест, 2009г..
2. Воидинова Н.М.; «Мягкая игрушка» - М; Издательский дом «Эксмо»; 2004г.
3. Зайцева А.«Игрушки из помпонов для детей и взрослых» -М; «Эксмо»; 2008г.
4. Джуди Кардинал; «Узоры из бумаги»\Издательство АРТ-РОДНИК, издание на русском языке.
5. Крутик Е.А.; « Удивительный бисер. Забавные фигурки»; Книжный клуб «Клуб семейного досуга»,2011г..
6. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н.; «Мягкая игрушка» - М.:Народное творчество,2005г.
7. Практическое руководство.; Фитткау Э., Рогачевский - Ногаи С. «Умелые руки»; Пер. с нем.-М.: Издательство «Ниола - Пресс»,2011г..
8. Чемодурова Т.И.; «Мягкая игрушка. Практическое пособие». - М.: Народное творчество, 2005г.
9. «Оригами. Лучшие модели. Сержантова Т.Б. – М.: Айрис - пресс, 2004 г., 144с.
10. «Оригами для всей семьи», Сержантова Т.Б. – М.: Айрис - прес, 2004 г. 192 с.
Интернет - источники:
1.Декоративно-прикладное искусство - Россия, Russia russia.rin.ru/guide/3/5.html 2.Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы и ремёсла. Красота... [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 3.Декоративно-прикладное искусство www.erzia-museum.ru/dpi.html
4.Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное festival.1september.ru/articles/513024/ 5.Декоративно-прикладное искусство [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
















15