Совершенствование методического мастерства по применению современных педагогических технологий.















МБОУ СОШ №1 р.п. Тумботино
Учитель: Юматова Ю.А.








Совершенствование методического мастерства по применению современных педагогических технологий.


Каждый творчески работающий учитель, руководствуясь научными фактами, идеями, способен создать собственную систему деятельности, сделать преподавание своего предмета интересным, богатым, глубоким, привлекательным, а способы деятельности учащихся – разнообразными, творческими и практически убедительными.
В настоящее время многообразие и разноплановость учебников, программ, типов школ усложняет задачи, стоящие перед учителем искусства, влияет на содержание и выбор ведущих методов обучения и воспитания, на формы организации учебной деятельности. Так любая школьная программа по искусству должна быть ориентирована на становление духовного мира ребенка, на развитие его эстетического восприятия мира, творческое самовыражение, формирование интереса к жизни через увлечение искусством, для учителя искусства важно, как будет организован художественно – педагогический процесс, через какое содержание и формы он будет влиять на формирование творческой личности.
Изобразительное искусство, как и любой другой предмет должен включать в свое содержание четыре компонента образования:
Знания (о природе, технике, истории, культуре, способах деятельности)
Способы деятельности (умения, навыки)
Опыт творческой деятельности
Опыт эмоционально- ценностных отношений.

Такое понимание должно определять единые принципы и методы преподавания любых художественных дисциплин, выражающиеся в специфических особенностях языка и материала конкретных видов искусства.
Это значит, что освоение их содержания должно проходить на уровне его практического «проживания», через общение с конкретными произведениями разных видов искусства как выражение чувств, мыслей, жизненной позиции их творцов. Это предполагает, в частности, открытый характер заданий:
Диалог национальных и исторических форм искусства;
Уважение к творческой индивидуальности ученика:
Диалоговое общение учителя с детьми и детей между собой в процессе целостного художественного познания мира на основе собственной созидательной деятельности;
Широкое внедрение различных игр, способствующих активному формированию творческой личности;
Сочетание индивидуальных форм работы с коллективными.
При проведении уроков по ИЗО нужно использовать следующие законы:
Закон связи искусства с жизнью (формирует нравственно – эстетический идеал воспринимающего);
Закон единства формы и содержания. Эта проблема выразительности художественного языка того или иного вида искусства. Чтобы понимать картины, надо научиться видеть их; чтобы слушать музыку, надо научиться слышать ее, то есть понимать условность и выстроенность художественного языка в передаче содержания. Чтобы воздействовать на чувства зрителей художник использует не только сюжет, но и цвет, линию, пятно, форму, материал, его фактуру, ритм.
Закон типизации в искусстве. Его понимание выводит на осознание языковых сторон искусства.
Передача социального опыта от учителя ученику формирует отношение ребенка к природе, обществу, культуре своего народа и уважению к культуре других народов. Образовательные задачи решаются на усвоении профессиональных понятий в доступной возрасту форме. Широкие знания, профессиональная терминология с самого раннего возраста входят в понятия учеников не в навязанной форме запоминания, а в процессе всей работы на уроке. Передача творческого опыта учителя ученику постоянно сопровождает практическую деятельность детей на уроке. Здесь это – показ приемов работы, разными инструментами, материалами, разной техникой работы, решение композиции, пространства и колорита, умение анализировать произведения искусства, обращение к творческим работам самого учителя.

Главной целью художественного образования является развитие у детей эстетического отношения к жизни, становление их художественного мира, формирование интереса к жизни через увлечение искусством, развитие у школьников способностей восприятия искусства и потребности в общении с ним, накопления опыта полноценного художественного творчества, способствование развитию художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни, что для некоторых детей станет началом профессионального пути.
Для достижения этой цели, посвятившей свою жизнь детям, мне постоянно приходиться задумываться, как совершенствовать учебный процесс, как добиться лучших результатов своего труда, я ставлю перед собой задачи:
для чего учить – цели и задачи (воспитательные, образовательные, практические);
чему учить – содержание учебного процесса;
как учить – использование различных форм, методов, технологий;
как учатся дети – исследование процесса обучения и воспитания, качества развития детей;
средства обучения – оснащение учебного процесса дидактическим и методическим материалом, организация рабочего места учителя и учащихся.
На уроках ИЗО я использую различные формы и методы обучения. В каждый урок включаю воспитательные, образовательные и творческие задачи, которые дают возможность расширить понятие детей о многообразии форм искусства и его эмоциональной значимости.
При подготовке к уроку опираюсь на:
Опорные понятия ( включаю то, на чем строится понимание нового материала. Все, что дети наблюдали , читали, слышали от взрослых, узнали друг от друга, увидели по телевизору);
Основные понятия ( это понятия, которые формируются на данном уроке многообразными формами и методами. Основные понятия я не даю в готовом виде, а включаю ребят в активную беседу, работаем с иллюстративным материалом, музыкой, литературным материалом. Это дает детям более образно и эмоционально воспринимать основные понятия);
Активность учителя на уроке (от активности учителя зависит формирование творческой активности учащихся.Показ приемов работы акварелью, карандашом, мелом на доске, умение анализировать произведения искусства, анализа детских работ);
Психологическая сторона урока (развиваю внимание учащихся, мышление, речь, воображение, творческие способности);
Эмоциональная сторона урока (учу детей радоваться, смеяться, грустить, волноваться, сопереживать).
В урок включаю беседу, носящую проблемный характер:
Проблемное изложение – я создаю проблемную ситуацию, раскрываю противоречие, показываю ход его разрешения, привлекаю детей к рассуждению, думанью.
Частично поисковый метод – создаю проблемную ситуацию, учащиеся решают ее самостоятельно.
Исследовательский метод – самостоятельная работа учащихся (самый высокий уровень творческого развития личности, ученик сам добывает знания).
На уроках ИЗО использую зрительно-иллюстративный материал, кино-фотоматериалы, ТСО, по возможности музыку. В своей работе применяю различные типы уроков: проблемный урок, урок- диалог, урок- восхождение, модель урока.
Чтобы активизировать деятельность детей всего класса, чтобы научить их видеть работу другого ученика, провожу коллективную работу. Такой работой дети захвачены, их чувства сливаются воедино, азарт работы увлекает всех. Здесь и игра, и творчество, и труд- все сразу, формируется чувство коллективизма, ответственность не только за свой участок работы, но и за общий труд.


Урок – диалог.

Свободный диалог между учителем и учеником на уроке не возникает сам по себе. Этому надо учить. Главной моей задачей является развитие свободного общения на уроке между мной и учениками, учеников друг с другом, расширение знаний по предмету, развитие мыслительных способностей детей, интереса к предмету, умения доказывать свою точку зрения. Учебный диалог может занимать целый урок-беседу, или только часть урока – там, где используется зрительный, литературный, музыкальный ряд. Диалоги следует устраивать по различным проблемам, расширяя их тематику и формы. Таким образом, диалог от урока к уроку будет становиться все интереснее, если дети становятся раскованными и с удовольствием включаются в беседу.

Методические основы Ситуация на уроке
Видеть проблему в При изучении разных тем перед учениками
простых вещах надо ставить проблемные вопросы, активи-
зирующие мышление. Например:
-Как познать культуру другого народа?
-Какие произведения искусства своего на-
рода мы почти не знаем?
-Для чего нужно возрождение традиций
народа?
-О чем говорит это произведение
искусств?
Необходимость Найти ответы на многие вопросы, исходя
общения к только из своих знаний, трудно. Поэтому
источникам необходимо читать, находить дополни-
тельный материал, подбирать репродукции.
В классе можно организовать поисковые
группы по интересам. Дать рекомендации,
оказать помощь в поиске материала.
Взаимосвязь Ученикам дать подумать над тем, как
искусств данная тема может быть выражена в дру-
гих видах искусства (художественное
слово, музыка).
Представление Для усиления эмоционально-образного
предмета как решения проблемной ситуации в ходе диа-
удивительного, лога нужно подобрать такой материал, ко-
неожиданного торый может вызвать удивление, например,
(сцены охоты в петроглифах и европейской
живописи).
Контрастные сопоставления заставляют
рассуждать, задуматься. Оказывается, мас-
тера отображали мир не таким, каким его
видели, а таким, каким чувствовали. И это
интересно и удивительно.
Оценка Участие в диалоге – большой мыслительный
деятельности труд, который надо поощрять и оценивать.
учащихся на От учителя требуется большой такт, уваже-
уроке ние к высказываниям учеников, умение под-
держать их интерес в ходе беседы, живое
участие в ней.
Самостоятельное Интерес к предмету способствует самостоя-
познание тельному поиску нового материала, изуче-
нию его не только по книгам, но и при посе-
щении музеев, просмотру теле- и видеоза-
писей.








Урок – восхождение.

Урок –восхождение – это постепенное подведение ученика к пониманию нового материала, накопление интереса к предмету или какому-нибудь виду деятельности, знаний по теме, дальнейшее изучение выразительных возможностей изобразительного языка.
Девиз урока: через самосознание к художественному обобщению.
Методические основы Ситуация на уроке
Активная беседа Беседа строится на основе опорных понятий
об искусстве, природе, отношениях людей,
друг к другу и к окружающим; знаний, кото-
рые ученики получили на предыдущих уро-
ках, и того, что они узнали из других источ-
ков: из дополнительной литературы, от роди-
телей, из радио- и телепередач. Кроме того,
используются, знания, полученные на основе
наблюдений самостоятельно или по заданию
учителя.

Выводы по В зависимости от того, насколько дети инте-
опорным ресно рассказывали, с помощью детей нужно
понятиям сделать вывод по имеющимся знаниям. Даль-
ше идет расширение знаний через поиск но-
вых решений, т.е. формируются основные
понятия данного урока.
Передача Передача творческого опыта от учителя к
творческого ученику происходит из урока в урок. Учитель
опыта знакомит детей с основами колористики, по-
казывает технику и приемы работы инстру-
ментами и материалами, показывает законо-
мерности построения композиции, решения
пространства, техники работы. Это развивает
способности ученика, помогает накопить
определенный багаж знаний.
Стимулирование Творческая работа детей может проявиться в
творческой и разных видах деятельности: участии в беседе
поисковой умении приводить свои доказательства, выс-
работы казывать свое суждение, вести творческий
поиск в практической работе, заинтересо-
ванно знакомиться с произведениями
искусства и творчеством художников.
Т акая творческая работа всегда должна
Стимулироваться и поощряться учителем.





























Совершенствование
методического мастерства
по применению современных
педагогических технологий
Белый мрамор15