Мастерская творческого письма на уроках русского языка и литературы. Синквейн.


Мастерская творческого письма на уроках русского языка и литературы
Синквейн.
Навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления, так как позволяют зафиксировать неформальные мысли или образ, рассмотреть их со всех сторон и «разбудить сознание».Особенно мне нравитсяся прием, который таит в себе большие возможности. Синквейн – один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология исходит из признания чтения оптимальным способом вхождения человека в культуру, письмо же рассматривается как наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению, так как пишущий всегда активен. В моей практике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя, всего пять строк. Синквейн – очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат. За один урок ученики создают тексты, которые они сами зачастую считают высокохудожественными. Данный метод, по моему мнению, удачен в 5-6-м классах или как средство индивидуальной работы с детьми.
Проведение подобных уроков требует не только точной формулировки пошаговых заданий, но и продуманности тем, которые предлагаются ученикам. Мой опыт показывает, что удачными работами являются те, которые созданы на свободные темы. Это дает большой простор для ассоциаций, не сковывает учеников готовыми штампами, а главное – не обедняет образы изучаемых произведений и не разрушает художественный текст.
Памятка «Правила написания синквейнов».
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными.
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).
Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме.
Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы на эмоционально-образцовом или философско-обобщённом уровне.
Строгие правила синквейна закрепляют за каждую строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор.
Основными целями занятия с применением технологии развития критического мышления являются:-Развитие критического мышления;-Развития творческого потенциала будущего исследователя;-Развитие умений сотрудничать и работать в группе;-Развитие умений самостоятельно систематизировать информацию.
Примеры работ обучающихся.
Учитель
Интересный, целеустремленный
Развивает, удивляет, восхищает
Человек, открывающий нам мир.
Волшебник
Характеристика героя рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
ВасюткаУмный, любознательный
Не сдается, сражается, побеждает
Отважный, смелый, мужественный человек
Борец
ВасюткаСмелый, стойкий
Терпит, не сдается, выживает
Настоящий сильный мужской характер
Победитель
Применение данной технологии помогает мне в решении поставленных задач, а именно обеспечивает развитие мышления, формирование коммуникативных компетентностей, умение работать в группах и самостоятельно.