Классификация приемов рефлексии на уроках математики


Классификация приемов рефлексии на уроках математики.
Харченко Татьяна Викторовна
Рефлексию можно разделить на следующие виды:
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия деятельности
Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия содержания учебного материала.
А) Продолжи фразу.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнил задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Б) Анкета.
Учащимся предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
В) «Мои ответы».
На протяжении урока отмечать условно свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;
«-» - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;
«0» - не ответил.
Г) «Чемодан, мясорубка, корзина»
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Д) Рефлексия с помощью фразеологизмов
«светлая голова» –мне все ясно и я удовлетворен своей работой на уроке;
«каша в голове»- необходимо еще поработать над собой, чтобы до конца разобрать в изученном материале;
«ни в зуб ногой»- мне многие моменты не ясны, необходима консультация учителя.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
«Пейзаж». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
«Острова».
На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте знак на каком из островов вы сегодня пребывали: остров Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.
«Три М».
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Рефлексия деятельности.
Прием «Цветные поля» может использоваться на различных этапах урока и при выполнении домашнего задания с целью развития навыков самопроверки и самостоятельной деятельности учащегося при выполнении письменных заданий. Он помогает созданию психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик не боится проверки, так как сам определяет степень ее строгости, и учиться определять и степень своей подготовленности.
Технология приема:
А). Ученик пишет письменную работу (практическую, самостоятельную, контрольную, работу над ошибками, домашнюю работу и т.д.).
Б). На полях делает пометки разным цветом (цветовые пометки — это обращение к учителю):
Красный — "проверьте и исправьте все ошибки";
Зеленый — "отметьте все ошибки, я сам исправлю";
Синий — "укажите количество ошибок, я сам найду и исправлю";
Черный — "не относитесь серьезно к работе, я делал ее в некомфортной обстановке или без настроения".
Значения цветов и их количество может варьироваться в зависимости от задания, от сложности темы, от целей урока, а также предварительно обговариваются и желательно написать эти значения на доске или на отдельном плакате, чтобы образец всегда был перед глазами. 
В). Учитель при проверке письменной работы руководствуется сигнальной просьбой ребенка, таким образом, налаживается взаимопонимание между учителем и учеником и создаются условия для достижения успеха по той траектории, которую планирует для себя учащийся.
Прием прост в действии и эффективен в применении.
Таблица фиксации знания и незнания о каком либо понятии.
Класс 7. Предмет: геометрия. Тема урока: сумма углов в треугольнике
понятиезналузнал новое хочу узнать Могу поделиться с другими
треугольник1.Виды треугольника: разносторонний, равнобедренный, равносторонний
2.Периметр треугольника 1.Внешний угол треугольника
2. Сумма внутренних углов в треугольнике равна 180°.
3. Виды треугольника: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.
4.Третий угол можно найти, зная два других угла треугольника или зависимость между всеми углами треугольника
5. взаимосвязь между острыми углами в прямоугольном треугольнике.
6. формулы для нахождения углов при основании в равнобедренном треугольнике и угла при вершине. 1. О сумме внешних углов треугольника.
2. существует ли теорема, связывающая внутренние и внешние углы треугольника. 1.алгоритмом нахождения внутренних углов произвольного треугольника.
2. формулами нахождения углов равнобедренного треугольника.
3. алгоритмом нахождения острых углов в прямоугольном треугольнике.
Карта самоанализа учашегося.
453390190500Карта самоанализа учащегося формируется вначале изучения определенного блока, с целью отслеживания продвижения учащегося по лестнице деятельности на протяжении изучения определенной темы от объяснения учебного материала, его закрепления и до подготовки к контрольной работе.
В конце каждого урока ученик с помощью цветных маркеров заполняет карту, закрашивая определенным цветом прямоугольник:
Красный цвет- нуждаюсь в помощи, дополнительной консультации;
Желтый цвет- необходимо повторить теорию;
Оранжевый цвет- немного сомневаюсь в своих знаниях, необходимо побольше уделить внимание практическим навыкам;
Зеленый цвет- уверен в своих силах, могу самостоятельно применить теорию и практику;
Синий цвет -справлюсь с творческими, нестандартными заданиями
Класс11. Предмет: алгебра. Тема: Определение и свойства логарифмов
№ п/п Основные навыки Урок № 1 Урок № 2 Диагностика №1 Урок № 3 Урок №4 Диагностика № 2
1. Определение логарифма 2. Основное логарифмическое тождество 3. Логарифм от 1 по основанию а 4. Логарифм от а по основанию а 5. Сумма логарифмов 6. Разность логарифмов 7. Логарифм от степени 8 Формула перехода к новому основанию 9. Следствия из формулы перехода к новому основанию 10. Вывод: Готов ли я к разноуровневой контрольной работе?ворческими, нестандапртными м уровнем сложностиности.обольше уделить внимание практическим навыкам;одвижения учащегося по лест