Доклад на тему Использование методических приемов для проведения рефлексии на уроках

Доклад
на тему «Использование методических приемов для проведения рефлексии на современных уроках в условиях реализации ФГОС»
(выступление на педагогическом совете)


Преподаватель: Шебуняева С.А.


Уважаемые коллеги! Чтобы поделиться с вами своим, пока небольшим, опытом работы по теме «Использование методических приемов для проведения рефлексии на современных уроках в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта», мне необходимо опираться на некоторую теорию. Она касается такого понятия как «рефлексия».
Позиция нового федерального государственного образовательного стандарта – такова что, результаты освоения программы рассматриваются с трех точек зрения: личностные результаты, предметные и метапредметные результаты.
Личностные результаты – это готовность и способность учащегося к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки.
Метапредметные результаты – это освоенные учащимися универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться и межпредметные понятия.
Предметные результатами представляют собой полное освоение предложенного материала.
Одной из причин снижения мотивации учится служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, которую необходимо освоить выделением главного из обилия информации, систематизацией и представлением информации в требуемом виде. Отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, непонимание для чего это необходимо. В результате у учащегося возникает состояние психологического дискомфорта и желание избежать, отгородиться от факторов, его вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету.
Таким образом, для повышения качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями, а также рефлексивной деятельностью.
Обновление образования предполагает в настоящее время ориентацию образовательного процесса на развитие субъектности учащегося, развитие в нем «внутреннего человека», взращивание способности к самостроительству им своей личности.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия латинского происхождения и означает – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.
Рефлексия является мощнейшим инструментом саморазвития личности. Рефлексивное управление образовательным процессом связано с такими факторами влияния на развитие личности, при которых человек осознает смысл своих действий. Самосознание является исходным началом мотивации, которое усиливается по мере развития потребностей, и, прежде всего образовательных. Вслед за глубоким самосознанием начинают развиваться процессы: самоопределения – самовыражения – самоутверждения – самореализации - саморегуляции. Все эти глубинные психические процессы и составляют рефлексивную природу саморазвития личности.
Рефлексивной деятельности необходимо обучать. Техника рефлексивной работы включает приёмы рефлексивного выхода, т.е. такого поворота сознания, в результате которого человек видит себя и свою ситуацию извне, с позиции наблюдателя, исследователя.
Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. При этом, важно, что в процесс рефлексии вовлечены и учащиеся, и преподаватель.
Рефлексия может быть осуществлена в устной или письменной форме. При этом она имеет разное смысловое назначение.
Устная рефлексия: имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей. Часто студенты выражают свои мысли в форме повествования, диалога или вопросов, что помогает прояснить некоторые значимые проблемы. Так семинарское занятие которое я провожу по междисциплинарному курсу 04.01 «Технология составления бухгалтерской отчетности» организовано в форме дискуссии, что имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников. Учащиеся делятся на две группы Одни представляют доклады на тему Международные стандарты финансовой отчетности и Способы адаптации отчетности в России к международным стандартам. другая команда представляет тему Международные стандарты финансовой отчетности о консолидированной отчетности.
Обе команды по ходу действия задают вопросы, высказывают свое мнение, оценивают свою работу и работу товарищей по команде (прием рефлексивной командной самооценки), так как за каждый интересный вопрос получают цветные карточки, а также их получают за правильный ответ.
Цветные карточки это еще один из приемов организации рефлексии на уроке: синяя карточка – означает оценку 5, желтая 4, зеленая 3. Учащийся получая карточки и имея возможность их обмена на более высокую получают лучшее настроение и эмоциональное состояние, заряжаются азартом, внимательностью, лучшей работоспособностью на занятии, сами оценивают свои возможности.
Письменная рефлексия – является основополагающей учебного процесса.
Среди всего разнообразия приемов письменной рефлексии, я чаще всего использую на своих занятиях следующие:
Составление схем, таблиц, формул. То есть всё то, что позволяет зафиксировать в той или иной форме (образно, знаково, схематично и т.п.) совершённые действия и установить наличие (или отсутствие) связей между ними.
Главной характеристикой учебных заданий этого вида является использование различных способов схематизации совершённых действий. Поэтому, когда учащиеся выполняют и читают график, объясняют схему, они развивают свои рефлексивные умения.
Задания на фиксацию знания о незнании также способствуют развитию рефлексивных навыков. В такого рода заданиях ученику необходимо выделить принципиально новые условия в задаче; проанализировать имеющиеся у него знания и умения на предмет несоответствия новым условиям; определить необходимую ему информацию (каких знаний и умений не хватает) для решения задачи. Для формирования такого умения лучше избирать новый, еще не изученный материал.
Задания на выяснение оснований собственных действий. Задания такого рода содержат в себе требование обосновать совершённые действия. Поэтому в текст целесообразно включить следующие вопросы:
Объясните, почему Вы выполняли именно такие действия при решении задачи?
Можно ли было выполнить другие действия?
От чего это зависело?
Развивают рефлексивные умения и все задания, относящиеся к выполнению логических операций анализа, синтеза, классификации, обобщения, установления аналогий.
Производственная практика в рамках изучения профессионального модуля и составление отчета о ее прохождении – это тоже прием рефлексии деятельности. Так как Дневник-отчета – это форма фиксации информации с описанием наблюдаемых фактов, содержащий субъективные выводы и предложения учащихся, наглядный материал. Позволяет задействовать механизм сознательной внутренней рефлексии развития таких качеств как самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность, оценить себя в будущей профессии. Дневник-отчет ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет учащемуся осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени.
Я считаю, что одна из задач рефлексивного подхода в том, чтобы учащийся сформулировал словесно свои результаты (научился, узнал, сделал и т.д.). С помощью таких ответов происходит осознание собственной деятельности. Это можно делать устно, можно в виде письменного анкетирования.
Так я в конце семинара предлагаю учащимся проанализировать проведенный урок по следующим вопросам:
1.Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?
2. Что мы делали нерационально? Почему одна команда получила более высокие результаты.
3. Ваше отношение к уроку семинару, нужен ли он.
4. Узнали ли мы больше информации из урока или обычный урок более продуктивный.
5. Что и почему можно изменить в работе преподавателя?
1. Удачными этапами урока учащиеся в большинстве называли изучение большого объема нового материала, и что можно самим обсуждать вопросы.
2. Не хватало времени, для нахождения в докладах правильного ответа, так как одна из команд подготовилась лучше.
На 3 и 4. «Получили больше практики», «больше опыта», Пожелали «добавить красочности».
5. При ответе на вопрос об изменениях в работе учителя отвечали «ничего не менять»,
В заключении хочу сказать: вы не услышали и не увидели никаких открытий. Так как все преподаватели нашего техникума когда-нибудь да и сейчас проводят и уроки семинары и олимпиады, разбирают на уроке доклады и выступления студентов и так далее. Перечисленные типы учебных заданий используются всеми нами. Но когда мы понимаем их методологическую сущность, когда мы придаем своим действиям вектор, направленный на развитие личности, это дает возможность быть встроенным в систему современных требований к процессу образования.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка сознательной внутренней рефлексии к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого учащегося.

Преподаватель ____________ С.А. Шебуняева








13PAGE 15


13PAGE 14415




Заголовок 1 Заголовок 415