Использование приемов рефлексии на уроках немецкого языка, как один из способов оценивания активности ученика.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Гаврилова С. Н., учитель немецкого языка МБОУ «Кадуйская средняя школа» Использование приемов рефлексии на уроках немецкого языка , как один из способов оценивания активности ученика. Обязательным условием создания развивающей среды на урок е является этап рефлексии, который п омогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебн ых действий, с технологией критического мышления. Требования ФГОС содержат характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий: Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно - смысло вую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные универсальны е учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия: • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; • поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации; • структурировани е знаний; • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка проц есса и результатов деятельности; • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободн ая ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деят ельности при решении проблем творческого и поискового характера. Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) ‬ собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Слово « рефлексия » происходит от латинского reflexio ‬ обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обс тоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности 1) физическую (успел ‬ не успел); 2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно); 3) интеллектуальную (что понял, что осознал ‬ что не понял, какие затрудне ния испытывал); 4) духовную (стал лучше ‬ хуже, созидал или разрушал себя, других). Рефлексия бывает: а) индивидуальная ‬ формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки ‬ почему выбран т от или иной уровень) б) групповая ‬ акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя )») Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии: Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека. Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим. Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решен ия, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копи лку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими. Функции рефлексии в педагогическом процессе: д иагностическая , п роектирово чная , о рганизаторская , к оммуникативная , с мыслотворческая , м отивационная , к оррекционная. Исходя из функций рефлексии предл агается следующая классификация: Рефлексия настроения и эмоционального состояния 1. Карточки с изображением лица (грустного, веселого ); показ большого пальца вверх или вниз. 2. «Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось. 3. «Радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - грустно. Рефлексия деятельности 1. «Лесе нка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось. 2. «Наряди ёлку» - успешно выполнил задание ‬ повесил шарик, были ошибки ‬ шарик остался возле ёлки. 3. «Дерево успеха» - зелёный лист ‬ нет ошибок, жёлтый лист ‬ 1 ошибка, красный лист ‬ 2 - 3 ошибки. 4 . «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены эт апы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только о дин жетон усмотрению ученика 5. «Поляна». На доске ‬ поляна из цветов, над каждым цветком ‬ этап урока ‬ (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой в ид деятельности ему понравился больше всего. Рефлексия содержания учебного материала . При подведении итогов урока, обсуждении того, что узнали, и того, как работали происходит оценка каждого ученика своей деятельности, своего вклад а в достижение поставле нных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске , например  сегодня я узнал…  я понял, что…  было интересно…  было трудно…  я попробую…  я выполнял задания…  теперь я могу…  я приобрел…  я почувствовал, что…  я научился…  у меня получилось …  я смог…  меня удивило…  урок дал мне для жизни…  мне захотелось… «Плюс - минус - интересно». (Автор Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления) . Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, про анализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика). Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» запи сывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких - то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, пок азалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская по этесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу. - первая строка ‬ название темы (одно существительное); - вторая ‬ описани е темы в двух словах, два прилагательных; - третья ‬ строка описание действия в рамках этой темы тремя словами; - четвёртая строка ‬ это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); - последняя строка ‬ синоним, который повторяет суть темы. В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение. Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце дея тельности. Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной ре флексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Эффективен приём незаконченного предложения, т езиса, подбора афоризма, оценки «приращения» знаний и достижения целей. Рефлексивная контрольно - оценочная деятельность при организации коллективно - учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооцен ки. Для этого используются оценочные карты, цель которых ‬ научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи ‬ обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д. Все, что делается на уроке по организаци и рефлексивной деятельности ‬ не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. П роцесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке ‬ это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.