Использование приемов рефлексии на уроках немецкого языка, как один из способов оценивания активности ученика.
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Гаврилова С. Н., учитель немецкого языка
МБОУ «Кадуйская средняя школа»
Использование приемов рефлексии на уроках немецкого
языка
, как один из
способов оценивания активности ученика.
Обязательным условием создания развивающей среды на урок
е является
этап
рефлексии, который п
омогает ученикам сформулировать получаемые результаты,
определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.
Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных
универсальных учебн
ых действий, с технологией критического мышления.
Требования
ФГОС
содержат характеристики
личностных, регулятивных,
познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно
-
смысло
вую
ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный
аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные универсальны
е учебные действия обеспечивают обучающимся
организацию своей учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические
учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с
использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников
информации;
• структурировани
е знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной
форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка проц
есса и результатов
деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от
цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации; свободн
ая ориентация и
восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально
-
делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деят
ельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Рефлексия
-
размышление человека, направленное на анализ самого себя
(самоанализ)
собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом
глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости
морального чувства
и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении,
-
это
«разговор с самим собой».
Слово
«
рефлексия
»
происходит от латинского reflexio
обращение назад. Словарь
иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем
состоянии,
самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как
самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ
деятельности и её результатов.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от
обс
тоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы
человеческой сущности
1) физическую (успел
не успел);
2) сенсорную (самочувствие: комфортно
-
дискомфортно);
3) интеллектуальную (что понял, что осознал
что не понял, какие затрудне
ния
испытывал);
4) духовную (стал лучше
хуже, созидал или разрушал себя, других).
Рефлексия бывает:
а) индивидуальная
формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить
свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки
почему выбран т
от или иной
уровень)
б) групповая
акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для
достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы
сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя
)»)
Традиционно в психологии различают несколько
видов рефлексии:
Коммуникативная
-
ее объектом являются представления о внутреннем мире другого
человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания
другого человека.
Личностная
-
объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и
качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
Интеллектуальная
-
проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности
анализировать различные способы решен
ия, находить более рациональные, неоднократно
возвращаться к условиям задачи.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и
на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в
общую копи
лку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с
урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои
способы и методы с другими.
Функции рефлексии в педагогическом процессе:
д
иагностическая
, п
роектирово
чная
,
о
рганизаторская
, к
оммуникативная
, с
мыслотворческая
, м
отивационная
, к
оррекционная.
Исходя из функций рефлексии предл
агается следующая классификация:
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
1. Карточки с изображением лица (грустного, веселого
); показ большого пальца вверх
или вниз.
2. «Солнышко»
-
мне всё удалось, «солнышко и тучка»
-
мне не всё удалось, «тучка»
-
у
меня ничего не получилось.
3. «Радостный гномик»
-
всё хорошо, «грустный гномик»
-
грустно.
Рефлексия деятельности
1. «Лесе
нка успеха»
-
нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены
-
у меня ничего не
получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны
-
у меня были
проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх
-
мне всё удалось.
2. «Наряди
ёлку»
-
успешно выполнил задание
повесил шарик, были ошибки
шарик
остался возле ёлки.
3. «Дерево успеха»
-
зелёный лист
нет ошибок, жёлтый лист
1 ошибка, красный лист
2
-
3 ошибки.
4
.
«Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены эт
апы урока. Детям
предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание,
которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует
задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только о
дин жетон
усмотрению ученика
5. «Поляна». На доске
поляна из цветов, над каждым цветком
этап урока
(работа с
текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком
-
бабочка. Вы предлагаете
детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой в
ид деятельности ему понравился
больше всего.
Рефлексия содержания учебного материала
.
При подведении итогов урока, обсуждении
того, что узнали, и того, как работали
происходит оценка каждого ученика своей
деятельности, своего
вклад
а
в достижение
поставле
нных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса,
увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются
одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске
, например
сегодня я узнал…
я понял, что…
было интересно…
было трудно…
я попробую…
я выполнял задания…
теперь я могу…
я приобрел…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
«Плюс
-
минус
-
интересно». (Автор
Эдвард
де Боно, доктор медицинских наук, доктор
философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических
навыков в области мышления)
.
Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок
глазами учеников, про
анализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия
времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П»
-
«плюс» запи
сывается все, что понравилось на уроке, информация и формы
работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть
ему полезны для достижения каких
-
то целей.
В графу «М»
-
«минус» записывается все, что не понравилось на уроке, пок
азалось
скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению
ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных
ситуаций.
В графу «И»
-
«интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых
узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала
американская по
этесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка.
В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное
задание по пройденному материалу.
-
первая строка
название темы (одно существительное);
-
вторая
описани
е темы в двух словах, два прилагательных;
-
третья
строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
-
четвёртая строка
это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое
предложение);
-
последняя строка
синоним, который повторяет
суть темы.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания,
воображение.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в
начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце
дея
тельности.
Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с
учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии
приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение
данной ре
флексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных
этапах урока.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня
осознания содержания пройденного материала. Эффективен приём незаконченного
предложения, т
езиса, подбора афоризма, оценки «приращения» знаний и достижения
целей.
Рефлексивная контрольно
-
оценочная деятельность при организации коллективно
-
учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие
взаимоконтроля и взаимооцен
ки. Для этого используются оценочные карты, цель которых
научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать
краткие записи
обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.
Все, что делается на уроке по организаци
и рефлексивной деятельности
не
самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных
качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и
конкурентоспособности.
П
роцесс рефлексии должен быть многогранным, так как
оценка должна
проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким
образом, рефлексия на уроке
это совместная деятельность учащихся и учителя,
позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого
ученика.