Доклад Применение компетентностно ориентированных заданий на разных этапах урока.


ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА
А.И. Шепель
учитель начальных классов общеобразовательной школы
Западно-Казахстанская область, Бурлинский район, п.Бурлин
Компетенция (в переводе с латинского языка) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познанием и опытом. Компетентный в определённой области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Казахстан стремится войти в число передовых, конкурентноспособных стран мира, а для этого одним из важнейших условий является подготовка грамотных, компетентных граждан. Именно такие задачи ставит перед сферой образования наш президент в своем Послании.
Наша система образования стремительно меняется, стремится приблизиться с мировым стандартам. Усиленное внимание к понятию «Компетенции» обусловлено рекомендациями Совета Европы, относящимися к обновлению образования, его приближению к заказу социума.
Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы», который прошел в Берне в 1996 году, был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций:
Изучать
Уметь извлекать пользу из опыта. Организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их. Организовывать свои собственные приёмы изучения. Уметь решать проблемы. Самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать
Запрашивать различные базы данных. Опрашивать окружение. Консультироваться у эксперта. Получать информацию. Уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать
Организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий.
Критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ. Уметь противостоять неуверенности и сложности. Занимать позицию в дискуссиях и выковывать своё собственное мнение.
Видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа. Оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой. Уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать
Уметь сотрудничать и работать в группе. Принимать решения – улаживать конфликты и разногласия. Уметь договариваться. Уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься за дело
Включаться в проект. Нести ответственность. Входить в группу или коллектив и вносить свой вклад. Доказывать солидарность. Уметь организовывать свою работу. Уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться
Уметь использовать новые технологии информации и коммуникации. Доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений. Показывать стойкость перед трудностями. Уметь находить новые решения.
Эти компетенции должны быть у полноправного члена современного общества и из них вытекает понятие «Компетенция» с образовательной точки зрения: «Компетенция – это готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также обобщенные способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач».
Выделить нужно именно «уметь использовать», т.к. участие наших детей (из постсоветского пространства) в международных тестированиях показало, что наши выпускники обладают хорошим уровнем знаний, но затрудняются в применении их в жизненных ситуациях. Поэтому сегодня считается актуальным умения выпускника школы практически применять получаемые знания, решать многообразные проблемы, действовать продуктивно. Соответственно, принципиально меняются цели образования: смещение акцентов со знаниевого на компетентностный подход в образовании.
Таким образом, задача школы, и нашей начальной ступени обучения в частности, заключается в формировании у учащихся
Компетенций – готовности использовать знания, умения, обобщенные способы деятельности в реальной действительности.
Эта задача реализуется через:
-современные образовательные технологии;
-компетентностно ориентированные задания.
«Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял»
Эти слова великого Конфуция очень точно выражают саму суть компетентностно-ориентированных заданий.
Всем нам хорошо знакома таксономия педагогических целей в познавательной сфере, предложенна Бенджамином Блумом , которая легла в основу КОЗ. На основе этой таксономии сформированы ключевые компетентности, включающие в себя аспекты и уровни, которые должен достигнуть ученик.
Хочу предложить вашему вниманию примеры таких заданий, которые я применяю на различных этапах своих уроков.
1.Актуализация знаний.
Во время оргмомента и устного счета; повторения пройденного материала на уроках математики часто применяю игровые, имитирующие реальные ситуации задания, например,
«Магазин» Слайд №2
«Часы» Слайд №3
«Вспоминайка!» Слайд №4, 5
Компетенция разрешения проблем:
1 аспект – Идентификация проблемы;
2 аспект – Целеполагание и планирование деятельности;
3 аспект – Применение технологий;
Информационная компетентность:
2 аспект – Извлечение первичной информации;
4 аспект – Первичная обработка информации.
Коммуникативная компетентность:
1 аспект – Письменная коммуникация.
2.Формирование понятий.
На интегрированном уроке литературного чтения (Сладков «Что за зверь?») и познания мира (Всеядные животные) для формирования умений находить в дополнительных источниках ответы на интересующие вопросы.
«Сколько у белки бывает детёнышей?» Слайд №6
На уроке познание мира («Дружба народов Казахстана») для национального самосознания, пополнения знаний о национальном костюме, национальной кухне, традициях и обычаях национальностей, представители которых есть в нашем классе, воспитания толерантности.
«Моя национальность» Слайд №7, 8
Компетентность разрешения проблем:
2 аспект – Целеполагание и планирование деятельности;
6 аспект – Оценка результата и продукта деятельности.
Информационная компетентность:
1 аспект – Планирование информационного поиска;
2 аспект – Извлечение первичной информации;
3 аспект – Извлечение вторичной информации.
Коммуникативная компетентность:
1 аспект – Письменная коммуникация;
3.Формирование умений и навыков.
На уроке русского языка для закрепления правильного написания имен собственных, развития умений находить нужный текст, навыков правильного списывания текста; творческих способностей.
«Поздравительная открытка» Слайд №9
На уроке литературное чтение (В.Осеева «Плохо», Э. Мошковская «Не верится») для обучения правильному заполнению конверта, развития внимания, воспитания самокритичности, стремления к самосовершенствованию.
«Письмо себе» Слайд №10
Компетентность разрешения проблем:
1 аспект – Идентификация проблемы;
2 аспект – Целеполагание и планирование деятельности;
3 аспект – Применение технологий.
Информационная компетентность:
1 аспект – Планирование информационного поиска;
2 аспект – Извлечение первичной информации;
3 аспект – Извлечение вторичной информации.
6 аспект – Использование логических операций при обработке информации.
Коммуникативная компетентность:
1 аспект – Письменная коммуникация;
4.Рефлексия.
На уроке русого языка комплексное задание ( тест + разноуровневые задания) . Проверка работы по модельному ответу, подсчет баллов и выставление оценки.
«Имя прилагательное. Обобщение» Слайды №11, 12
«Модельный ответ» Слайд №13
Компетенция разрешения проблем:
1 аспект – Идентификация проблемы;
2 аспект – Целеполагание и планирование деятельности;
3 аспект – Применение технологий;
6 аспект – Оценка результата и продукта деятельности.
Информационная компетентность:
3 аспект – Извлечение вторичной информации;
4 аспект – Первичная обработка информации;
6 аспект – Использование логических операций при обработке информации.
Коммуникативная компетентность:
1 аспект – Письменная коммуникация.
Как видите, спектр применения КОЗ очень широк и многообразен.
Вывод:
Использование КОЗ потребует от учителя творческого, неформального подхода к подготовке урока, владение компьютером, дополнительные затраты времени, средств, особенно на начальном этапе работы. Но, данная технология открывает перед нами большие возможности в улучшении качества преподавания, повышение заинтересованности и активности детей на уроках. Урок становится интересным, плодотворным, соответствующим требованиям новых стандартов образования.
Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научить учиться – вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи. А это и есть компетентностно - ориентированные заданияю.
Использованная литература
1.Концепция 12-летнего образования РК.
2.Материалы симпозиума по теме «Ключевые компетенции для Европы» Берн 1996г.
3.Хуторский А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. Москва, издательство МГУ, 2003г.
4.Материалы сайта «Открытый класс» .