Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта посредством кружковой деятельности.


ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ПОСРЕДСТВОМ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Личность человека с раннего детства формируется и развивается в  результате воздействия многочисленных факторов, объективных и  субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних. При этом сам человек не выступает пассивным участником, а своим поведением влияет на процесс собственного культурного развития.
Несмотря на имеющиеся научные разработки и  исследования, проблема формирования культуры безопасного поведения у  дошкольников с нарушением интеллекта в процессе кружковой работы остается малоизученной. Выявляется противоречие между провозглашением необходимости воспитывать поколение, способное к  целеустремлённой деятельности по сохранению физического здоровья, безопасного общественного и личного бытия, с одной стороны, и  отсутствием целенаправленной систематической работы по обучению детей с нарушением интеллекта безопасному поведению, где с другой стороны имеется противоречие между требованием как можно более раннего приобщения детей к культуре безопасного поведения и недостаточностью методического инструментария этой работы с детьми дошкольного возраста [3, c. 11].
Актуальной проблемой современного мира являются вопросы не только сохранения жизни и здоровья дошкольников, но и поиска эффективных форм и  методов подготовки самих детей к правильному поведению в возможных чрезвычайных ситуациях, формированию у них культуры безопасного поведения. Обозначенная проблема актуальна и в контексте работы с  дошкольниками с нарушением интеллекта, так как данная категория детей особенно остро нуждается в воспитании сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих [2, c. 32].
Поведенческая сфера дошкольников с нарушением интеллекта, формирующаяся на фоне комплекса последствий органического дефекта, имеет ряд особенностей: наличие поведенческих стереотипов, неспособность к спонтанному и гибкому произвольному поведению, неумение адекватно действовать в соответствии с собственными целями, неспособность к  содействию и конструктивному сотрудничеству, закрытость для формирования нового поведенческого опыта [3, c. 10].
Научить детей в процессе коррекционно-развивающей работы предвидеть и распознавать опасности и с должной степенью ответственности реагировать на них, посильно предотвращая, а лучше избегая их, – это лишь часть педагогических замысла. Проблема усугубляется по отношению к детям с нарушением интеллекта, у которых и вовсе снижена мотивация в самостоятельности и свободе поведения, не развиты чувства меры, осторожности и предусмотрительности, предполагающие способность к предвидению последствий своих действий, тех или иных явлений и  событий.
Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников с  нарушением интеллекта зависит не только от правильного применения адекватных методик, сочетания гибких форм, методов, способов и приемов воспитания детей данной категории, но и от успешности взаимодействия и взаимопонимания педагогов и родителей воспитанников [1, c. 384].
На основе анализа результатов выполнения заданий констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что культура безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта находится на низком уровне, а методика работы специалистов дошкольной образовательной организации в данном направлении нуждается в  дополнительном совершенствовании.
С учетом полученных первичных результатов, опираясь на уже имеющиеся у дошкольников с нарушением интеллекта знания и  представления о культуре безопасного поведения, нами была разработана и апробирована программа кружка «Страна безопасности», рассчитанная на один год обучения.Программа адресована специалистам и воспитателям, работающим со  старшими дошкольниками с нарушением интеллекта. Целью данной программы являлось формирование у испытуемых осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в  современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Реализация задач предусматривалась через создание условий для социального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации, развивающее общение и развивающие виды деятельности, развивающую предметно-пространственную среду. Разработка программы кружка осуществлялась с учетом следующих принципов: системности, последовательности, доступности, включения в деятельность, наглядности, преемственности. Весь объем проведенной нами работы можно условно разделить на два основных блока: взаимодействие с дошкольниками и сотрудничество с  родителями. Нами были проведены консультации для родителей, созданы памятки и папки-передвижки по проблемам формирования культуры безопасного поведения у детей с нарушением интеллекта.
Содержание программы кружка базируется на личностно ориентированном подходе к ребенку. Оптимальными методами работы с  дошкольниками с нарушением интеллекта являются проблемное и игровое обучение. В работе с детьми в большом количестве применялись наглядные методы, что обусловлено особенностями детского восприятия и мышления. Наглядность обеспечивает лучшее понимание и более прочное запоминание материала.
В целях максимально эффективной организации процесса формирования культуры безопасного поведения у дошкольников с  нарушением интеллекта нами были разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей, способствующих лучшему усвоению полученной информации.
Таким образом, одним из способов совершенствования методики формирования культуры безопасного поведения у дошкольников с  нарушением интеллекта является организация целенаправленной и  систематической кружковой работы, опирающейся на тесное взаимодействие педагогов и родителей.
Список литературных источников
Каюрова, А. Н. Формирование культуры безопасности у  дошкольников в условиях ФГОС / А. Н. Каюрова, О. В. Скокова, Т. С. Шеховцова // Молодой ученый. – 2014. – № 11. – С. 384–386.
Косымова, А. Н. Коррекция представлений об окружающем мире у  детей с нарушениями интеллекта / А. Н. Косымова // Дефектология. – 2013. – № 5. – С. 30–35.
Садретдинова, А. И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий /А. И. Садретдинова // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 8. – С. 10–12.