Активизация мыслительной деятельности при проведении запятий учебной практики


ГБПОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 4
Д О К Л А Д
На тему: «Активизация мыслительной деятельности при проведении запятий
учебной практики»
Автор – Бабич Л.И.,
мастер производственного обучения
ПЛ № 4
Рекомендовано к использованию для мастеров
производственного обучения и преподавателей специальных
дисциплин учреждений среднего профессионального
образования по подготовке специалистов швейного
профиля. Работа имеет прикладной характер обучения.
Г.Владикавказ,
2015г.
Д О К Л А Д
АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОБУЧЕНИЮ
Основная задача профессионально-технических училищ – обучение обучающихся определенному виду трудовой деятельности. Главной целью подготовки обучающихся лицея является вооружение необходимыми знаниями и формирование у обучающихся профессиональных умений, навыков в области избранной профессии.
Формирование и развитие мышления обучающихся в процессе обучения целесообразно начинать с воспитания у них культуры труда, творческого отношения к производственному труду, умственной самостоятельности. Активизация мыслительной деятельности достигается применением системы способов, активизирующих внимание и мышление, а также приемов, вызывающих у обучающихся положительных эмоций, помогающих им понять значение знаний общетехнических и специальных предметов в процессе изготовления технологически сложной готовой продукции. Важную роль в этом играет ознакомление обучающихся с новейшим оборудованием и конструированием изделий по индивидуальным заказам, приемами и способами обработки отдельных деталей и узлов по унифицированной технологии.
Качество обучения зависит от того, как организована работа мастера производственного обучения. Большое внимание уделяю контролю первоначальных действий обучающихся, использую уроки с проблемными заданиями.

2
Проблемное обучение наиболее эффективно развивает мышление. Не все уроки могут быть проблемными, каждый урок должен развивать мышление, внимание, память, самостоятельность, точность.
На уроках использую проблемное обучение по теме «Вметывание и втачивание рукавов в проймы» по вопросам:
Какие виды рукавов?
Что представляет из себя открытая и закрытая пройма?
Как эффективнее вметать рукава в проймы: открытую и закрытую?
Преимущество вметывания рукава в открытую пройму в том, что рукав втачивается в пройму, только после этого стачивается одновременно нижний срез рукава с боковым срезом.
Такой способ соединения рукава увеличивает производительность труда, улучшает качество.
Обучающиеся при сравнении вметывания в закрытую пройму, где уже стачен боковой шов, убеждаются в том, что способ более трудоёмок, чем в открытую пройму.
Постановка познавательной задачи рождает стремление найти ответ на поставленный вопрос. В процессе такой работы обучающиеся активно включаются в процесс обучения, приспосабливаются к самостоятельному поиску ответов.
Таким образом, творческая активность - показатель качества познавательной деятельности обучающихся.
При изучении новой темы «Обработка бортов подбортами» рассказываю, какое значение имеет клеевая прокладка. Показываю другие способы и методы обработки бортов. Делаю самостоятельно обобщение, а выводы предлагаю сделать самим учащимся. При этом ставлю познавательные задачи.
3
При изучении темы «Влажно-тепловые работы», говоря об оборудовании, применяемом при изготовлении пальто, особо подчеркиваю эффективность применения прессов, которые не только улучшают качество изделий, но и повышают производительность труда.
В одном случае мастер дает ответ, раскрывая отличительные черты указанных способов, а в другом организует практическую работу, в результате которой учащиеся самостоятельно найдут ответ на поставленный вопрос. При этом учащиеся пользуются плакатами, инструкционными картами, наглядными пособиями. Нетрудно заметить изменения на уровне проблемности и разном уровне познавательной активности учащихся.
Индивидуальное мышление формируется в процессе адекватной работы с учащимися на уроках производственного обучения. Каждый учащийся подбирает модели по желанию, индивидуально разрабатывает их , производит раскладку на ткани и, разбирая последовательно обработки пошива изделия, предусматривает, как обработать данный узел, качественно, с меньшей затратой времени, что активизирует мыслительную деятельность, дает возможность развить самостоятельность.
После выполнения каждого узла учащиеся вносят свои предложения, как лучше, быстрее, качественно организовать свой руд.
При правильной организации рабочего дня мастером производственного обучения, повышается производительность труда.
В лицее проводятся уроки-конкурсы «На лучшего механика», «На лучшего по профессии швейника», где участвуют все учащиеся учебных групп. Проводятся выставки технического творчества с демонстрацией моделей, экспериментальные уроки.
4
Всё это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках производственного обучения.
Домашние задания способствуют развитию навыков самостоятельности, формированию самоконтроля, проявлению индивидуальных способностей, воспитывают в себе чувство ответственности за качественное выполнение.
В настоящее время большую роль отводится дизайну одежды – развитию мыслительной деятельности.
В кружке технического творчества по вязанию учащиеся имеют возможность не только пошить изделие, но и украсить вязанием. Это развивает художественный вкус.
Вывод: активизация мыслительной, познавательной деятельности на уроках производственного обучения способствует качественной подготовке конкурентоспособных рабочих - швейников.