План развития психомоторики и сенсорных процессов (1 класс)


ПЛАН
развития психомоторики и сенсорных процессов
с учащимися 1-го класса
со сложной структурой дефекта (РДА)
Составитель:
учитель 1 класса
со сложной структурой
дефекта
Новикова Е.Р.
Пояснительная записка.
Тематический план разработан для учащихся 1-го класса со сложной структурой дефекта (РДА), с ОНР, 1 уровень. Итоги проведенной психолого-педагогической диагностики показали низкий уровень развития познавательной сферы учащихся, психомоторики и сенсорных процессов.
Поэтому существует необходимость планировать учителю в процессе учебной деятельности и в свободное время проводить коррекционную работу по развитию моторики и графомоторных навыков, тактильно-двигательного восприятия, восприятия формы, величины, цвета. Осуществлять кинестетическое и кинетическое развитие, развитие зрительного и слухового восприятия, особых свойств предметов, восприятия пространства и времени.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;
- анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
- различать и называть основные цвета;
- составлять предмет из 2-3 частей;
- определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;
- зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов;
- классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;
- различать речевые и неречевые звуки;
- ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;
- выделять части суток и определять порядок дней недели.


п\пНазвание раздела Фамилии учащихся, нуждающихся в коррекции
Развитие моторики, графомоторных навыков 1 Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога. 2 Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения) 3 Формирование чувства равновесия («Дорожка следов») 4 Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движением рук, ходьба с изменением направления) 5 Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика. 6 Развитие навыков владения письменными принадлежностями (ручкой, карандашом). 7 Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка 8 Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание пуговиц, бусин) 9 Работа в технике рваной аппликации 10 Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос. Тактильно-двигательное восприятие 1 Определение на ощупь величины предмета (большой-маленький-самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек» 2 Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов 3 Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение» 4 Игры с крупной мозаикой Кинестетическое и кинетическое развитие 1 Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется…» 2 Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра) 3 Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений 4 Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей) Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов 1 Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур 2 Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом 3 Группировка предметов и их изображений по форме (по показу) 4 Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы похожие по форме» 5 Работа с геометрическим конструктором (по показу) 6 Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3-4 предмета) 7 Различение предметов по величине 8 Сравнение двух предметов по высоте и длине, ширине и толщине 9 Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу 10 Закрепление знания основных цветов, знакомство с оттенками 11 Дидактическая игра «Назови и покажи цвет предметов», «Угадай, какого цвета…» 12 Конструирование объёмных предметов из составных частей 13 Составление целого из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале Развитие зрительного восприятия 1 Формирование навыков зрительного анализа и синтеза, путём обследования предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога 2 Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы» 3 Игра «Какой детали не хватает» (у стола – ножки, у стула – спинки, у ведра – ручки), «Что изменилось?» 4 Упражнения для профилактики и коррекции зрения Восприятие особых свойств предметов 1 Развитие осязания (контрастные температурные ощущения, холодный – горячий) 2 Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, солёный).
Д/и «Узнай по вкусу» 3 Развитие обоняния (приятный запах – неприятный запах)
Д/и «Узнай по запаху» 4 Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжёлый – лёгкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести)Развитие слухового восприятия 1 Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Д/и «Узнай по слуху» 2 Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений. 3 Различение речевых и музыкальных звуков. Д/и «Кто и как голос подаёт» Восприятие пространства 1 Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука) 2 Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т.д.) 3 Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении 4 Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т.д.) 5 Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона) 6 Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур 7 Расположение предметов на листе бумаги. Д/и «Расположи верно» Восприятие времени 1 Сутки. Части суток. Упражнения на графические модели «Сутки» 2 Последовательность событий (смена времени суток) 3 Понятия «сегодня», «завтра», «вчера», «неделя». 4 Семь суток. Порядок дней недели. Д/и «Веселая неделя"