«Игровая технология как средство развития познавательного интереса на занятиях в кружках


«Игровая технологиякак средство развития познавательногоинтереса на занятиях «Город мастеров»
1.Технология личностно-ориентированного обучения 
Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
2.Групповые технологии. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
одновременная работа со всей группой;
работа в парах;
3.Технология коллективной творческой деятельности
Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Сотрудничество – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата. ) действуют вместе, являются равноправными партнерами.
Ведь не секрет, что те молчуны, из которых на занятии слова не вытянуть, в играх, случается, становятся такими активными, какими мы их в классно-урочных буднях и представить себе не в состоянии. Игра уже одним только своим содержанием переносит ребенка в новое измерение, в новое психологическое состояние. В игре они обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Их действия, раскрепощенные и уверенные, начинают выказывать и глубину мышления.
Игровые технологии  обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Цели образования игровых технологий обширны:
-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков; адаптация к окружающей среде.
-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
-развивающие: развитие качеств и структур личности;
-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества
Основные задачи, решаемые внедрением разработки:
Повысить познавательный интерес и учебную мотивацию .Повысить качество знаний учащихся в работе.
Развить коммуникативные способности учащихся.
Ожидаемые результаты: Использование игровой технологии для развития познавательного интереса, для повышения учебной мотивации. Предложенные сценарии игр могут использоваться полностью или частично, педагоги других учебных программ могут применить на практике схему предложенных игр.
Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях:
Использование игровых элементов на уроке.
Урок - игра.
Прежде чем включить игровую технологию в учебный процесс, необходимо определить:
какой учебный материал целесообразно изучать с использованием игровой технологии;
для какого состава учеников следует применять;
как увязать игру с другими способами обучения;
как найти время в учебном плане для ее проведения;
какую игру следует выбрать по конкретной учебной теме.
2. Требования к игровой технологии соревновательности между участниками игры.
Этапы игры:
Предварительная подготовка /группа разбивается на команды, домашнее задание/.
Игра.
Заключение по занятию: выводы о работе участников игры и мини - выставка.
3. Виды игр
Игры-упражнения. Игры-путешествия. Сюжетная (ролевая) Виртуальный магазин», «Садовая », «Ярмарка « отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.
 Игра-соревнование позволяет педагогу в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.
Коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока: обучающие, контролирующие, обобщающие.
Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причём результат усвоения знаний будет тем лучше, чем чётче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании материала. С самого начала необходимо приучать ребёнка планировать и организовывать свой труд, работать собранно.
Для этого на первых уроках можно использовать игры на поддержание порядка на рабочем месте. В игре «Что ушло к соседу?» выясняется, что из твоих вещей лежит на соседней половине стола, и, если к соседу ничего «не ушло», объявляется внимательный рабочий.
Игра «Жмурки» помогает детям запомнить правило рабочего человека: откуда взял - туда и положи. Дети, закрыв глаза, опускают руку на то место, где должен лежать предмет, названный водящим.
Контролирующей  будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участи в ней каждому ученику необходима определённая подготовка.
Все предложения разделены на две части. Первые слова каждой строчки написаны на листе ватмана, вторая часть предложений на отдельных полосках в кармашках. Полоски эти перепутаны. Задача детей - разложить полоски по смыслу.
1.Игрушки из фанеры …
шил иголкой(3)
2.Карандаш чинил….
дрелью(7)
3.Рубашку, брюки «Что изменилось?»
выпилил лобзиком(1)
4.Быстро завинчивал винты …
острой пилкой(5)
5.Бревно пилил…
ключом гаечным(4)
6.Гвоздь забивал…
тонким ножом(2)
7.Сверлил отверстие в доске…
Молотком тяжёлым
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях. : Раздаю карточки с пропущенными буквами в словах. Из пропущенных букв на доске собираем слова, которая является ключом темы занятия. (межпредметная связь) . это может подойти и к тебе занятия(«Узнай на ощупь»
Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке.
В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей кроссворд, загадки, раздаточный материал, объяснение нового материала. Игры на внимание (найти ошибки, специально допускаемые учителем во время объяснения нового материала с опорой на имеющиеся у учащихся, мини-викторины и др. по окончании занятия учитель предлагает детям дополнить фразу: "Если бы я вёл сегодняшний урок, я бы..." (что изменил, что сделал более интересным, содержательным, какие средства и материалы использовал и т. д.).
Игра "Домашнее задание для друга"
Игра – викторина «Что? Где? Когда?».
«Рыбалка»
Кроссворд.
Игры-упражнения (на соотнесение рисунков и понятий, на заполнение пробелов в таблицах, схемах); словесные игры (кроссворды, ребусы и т.д.); предметные игры (манипуляции с предметами); мини-викторины и др. - в зависимости от содержания этапа урока
Усвоение новых знаний и способов действий Словесные игры (кроссворды, ребусы и т.д.); мини-викторины; предметные игры (манипуляции с предметами) и др. - в зависимости от содержания этапа урока
Обобщение и систематизация знаний:
Игры-упражнения -Контроль и самопроверка знаний:
Игры на соотнесение рисунков и понятий; игры на заполнение пробелов в таблицах, схемах; словесные игры (кроссворды, ребусы и т.д.); предметные игры (манипуляции с предметами); мини-викторины и др. - в зависимости от содержания этапа урока
Подведение итогов занятия Игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу
Рефлексия содержания учебного материала
 Для выявления уровня осознания содержания пройденного эффективны приемы рефлексии содержания учебного материала. Итогом урока может стать прием рефлексии «Незаконченное предложение». Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнала…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполняла задания…
Я поняла, что…
Теперь я могу…
Я почувствовала, что…
Я приобрёла…
Я научилась
У меня получилось…
Я смогла…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось… 
«Незаконченное предложение» может носить как содержательный, так и пояснительный характер:
«Для меня самым главным на учебном занятии было…, потому что…»
«Мне показалось, что на занятии…, так как…»
Эта техника очень проста в применении и  позволяет увидеть так называемый «сухой остаток» учебного занятия.