Приёмы и методы активизации познавательной деятельности учащихся.


Приёмы и методы активизации
познавательной деятельности учащихся.
Некоторые способы организации начала урока
Цель: создать с первых минут урока необходимые условия для успешной совместной деятельности преподавателя и учащихся по достижению намеченной цели.
устный счёт с включением задач, которые решаются с опорой на их жизненный опыт, на их смекалку;
решение игровых и занимательных задач,
даются задания и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их.
традиционным способом записано на доске решение задачи. Предлагается найти более короткое решение.
перед учащимися ставится математическая проблема, которая ещё не обсуждалась в группе. Учащиеся намечают план поиска её решения.
Результативность: нетрадиционное начало урока позволяет учащимся с первых минут урока включиться в работу по развитию мыслительной деятельности, а это даёт успех всему уроку.
Приёмы развития познавательной активности учащихся
при изучении нового материала
Постановка проблемной задачи перед учащимися и её решение на уроке.
Цель: дать учащимся возможность получить новые знания на уроке самостоятельно, в ходе анализа проблемной ситуации, вспомнив и применив ранее изученное и развить у учащихся логическое мышление.
Существует два способа создания проблемных ситуаций:
логическая – более краткая, отражающая результат исследования;
историческая – более естественная, отражающая реальный процесс решения проблемы.
Результативность: организация проблемной задачи позволяет учащимся работать творчески и повысить познавательный интерес.
Решение нескольких подзадач для решения важной задачи.
Цель: обеспечить изучение нового материала предварительным выделением подзадач, решение которых рассматривалось ранее.
Интригующее описание преподавателем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса.
Цель: активизация мыслительной деятельности, мотивация учебной деятельности учащихся.
Описание приёма:
а) ознакомление учащихся с условием интересной практической или исторической задачи;
б) изучение содержания задачи;
в) проведение анализа – поиска решения;
г) формулировка вывода о невозможности решения данной задачи известными способами:
д) постановка вопроса о поиске нового способа решения.
Результативность: данные приёмы способствуют более успешному восприятию, пониманию и запоминанию нового материала.
Развитие познавательной активности учащихся во внеурочной работе
Цель: углубить знания учащихся по предмету, показать важность
изучения предмета, воспитать интерес учащихся к математике и
развить их математические способности.
Формы внеклассной работы
Математические олимпиады.
Математические вечера
Математические часы.
Математические ролевые игры («Счастливый случай», «Звёздный час», КВН).
Результативность: учащиеся проявляют больший интерес к изучению
предмета, получают углубленные знания по предмету и развивают свои математические способности. Разнообразная внеурочная деятельность, наряду с учебной, способствует повышению мотивации к изучению математики.
Работа над данной темой самообразования закончилась в мае 2014 года. Но уже можно сказать, что за время работы над темой были выявлены наиболее эффективные способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математике, применение ИКТ, игровых технологий, занимательных логических задач, кроссвордов, опорных конспектов и др.