Использование приемов технологии развития критического мышления при проведении областной тематической консультации «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ»


Ефременко Е.В., преподаватель ГОУ СПО «ММТ»
Использование приемов технологии развития критического мышления при проведении областной тематической консультации
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ»
1 Стадия вызова. Прием «Покопаемся в памяти»
--Какая тема консультации? (назовите ее); --Что вы уже знаете об этом? --Почему вам это нужно знать?
Однако перед тем, как слушатели начнут работу с информацией, предлагаю немного подумать об экологии, краеведении, экологическом краеведении. Взять лист бумаги и ручку и в течение 3 минут ответить на вопрос: Что вы знаете об экологическом краеведении? Или вам кажется, что вы это знаете? Или вы думаете, что вы это знаете? Важно записать все, что придет на ум. Не имеет значения правильно ли то, что записали или нет.
После того как слушатели записали все, что знают необходимо это обсудить с партнером. После того, как партнеры завершат свое обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями об экологическом краеведении. По мере того, как они делятся своими знаниями, преподаватель записывает их идеи на листе бумаги, прикрепленном к стене или на доске. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение. Преподаватель время от времени задает вопрос, все ли согласны с тем, что сказано. Также хорошо способствуют дискуссии, дружественные разногласия по обсуждаемым вопросам.
Прием « Ассоциации».
Прочитать тему консультации и ответить на вопрос:
- О чем может пойти речь на консультации? - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»?
Перечисляют все возникшие ассоциации, которые преподаватель также записывает на листе бумаги или доске.
2 Стадия осмысления.
Информация для группы №1.
Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Экология как наука основана на разных разделах биологии (физиологии, генетике, биофизике, зоологии, ботанике и др.) и связана с другими науками (например, с физикой, химией, географией, психологией, педагогикой, правом). Только на основе интеграции этих дисциплин возможно преодолеть технократическую парадигму мышления, выработать новый тип экологического сознания, мышление, коренным образом меняющее поведение людей по отношению к природе.
Теоретические основы современной экологии внес американский эколог Б. Коммонер, сформулировавший 4 основных закона экологии:
1.“Все связано со всем” – означает, что живая динамика сложных разветвленных экологических цепочек, в конце-концов, образует единую взаимосвязанную систему.
2.“Ничто не исчезает в никуда” – неформальная перефраза физического закона сохранения материи. Тут Коммонер ставит одну из сложнейших проблем ассимиляции биосферой отходов человеческой цивилизации.
3. “Природа знает лучше” – закон имеет двойной смысл: призыв к сближению человека с природой и призыв к крайне осторожному использованию природных экосистем.
4. “Ничто не дается даром” – этот закон объединяет предыдущие три закона. По словам Коммонера “глобальная экосистема – это одно целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или утеряно, система, которая не может быть объектом всеобщего улучшения. Все, что было взято из нее человеческой деятельностью, должно быть возмещено. Расплаты невозможно избежать, можно только отложить ее на потом.”Таким образом мы видим, что понятие экология имеет довольно широкое значение. Экология также затрагивает вопросы охраны окружающей среды и проблемы, которые возникают в следствие все большего вмешательства и влияния на нее человеческой деятельности.
Экология, возникнув как наука о взаимодействии живых организмов между собой и со средой обитания, в настоящее время на первое место ставит проблему взаимодействия природы и человека, то есть антропогенное воздействие на окружающую среду и его последствия. В свете решения этой проблемы перед педагогами встает задача воспитания подрастающего поколения с иным, не потребительским, а экологически рациональным, бережным и внимательным отношением к природе, новым мировоззрением.
В научной литературе отсутствует однозначная трактовка понятия «экологическая культура». Данное понятие, как правило, рассматривается либо на уровне общества (общественная экологическая культура), либо на уровне личности (индивидуальная экологическая культура). Экологическая культура в широком смысле - это способ согласования природного и социального развития, при котором обеспечивается сохранение окружающей природной среды. Экологическая культура личности - это:
сложное, интегративное образование, в центре которого находятся экологическое мировоззрение, практическая деятельность и поведение, способствующие устойчивому, взаимосвязанному развитию человека, общества и природы;
социально необходимое нравственное качество личности, включающее знания человека о природе, взаимосвязях общества и окружающей среды, способах сохранения и оказания ей помощи;
нравственные и эстетические чувства, достойное поведение человека в окружающей среде.
В педагогических исследованиях особое внимание обращается на то, что формирование экологической культуры идет от эмпирического знания и примитивных начальных форм природопользования к экологическим знаниям и культуре поведения. При таком подходе особую значимость приобретает положение о том, что экологическая культура является результатом образования, формирование которой происходит под влиянием целенаправленных педагогических воздействий и факторов окружающего мира на личность студента. Среди таких факторов можно назвать:
объективные, связанные с необходимостью формирования у студента специфичного отношения к природе и другому человеку как ее неотъемлемой части, систематизирующей содержание профессиональной деятельности как экологоориентированной;
субъективные, связанные с развитостью и проявлением субъектной позиции преподавателя на воспитывающее воздействие по отношению к студенту, содействующее развитию профессиональных компетенций, необходимых в будущей его деятельности;
объективно-субъективные, связанные с организацией экологоориентированной профессионально-образовательной среды, профессионально-личностного развития студента.
В настоящее время возросла роль и значимость профессионального образования как процесса обучения, воспитания и развития личности на основе образовательных программ экологической направленности, обеспечивающего возможность квалифицированной профессиональной деятельности, направленной на решение комплекса проблем, связанных с обеспечением устойчивого развития общества. Профессиональное образование ставит своей целью формирование системы отношений в социоприродной среде и экологической культуры человека.
Поэтому от уровня экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно на такую дисциплину как “экологическая культура” сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели.
Дорохов, В.Г.
Краеведение : курс лекций, учебное пособие / В. Г. Дорохов, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». –
Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012.
Информация для группы №2. Используйте приложение 1
Краеве́дение —это комплексное научно-исследовательское и популяризаторское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания.Краеведение – важное средство формирования культуры. Наряду с обучающими и воспитательными задачами краеведение решает и задачи общественно полезного характера. Краеведение способствует решению задач социальной адаптации обучающихся, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени. Краеведение по содержанию может быть историческим, географическим, литературным, этнографическим, биологическим и т. д.
Функции краеведения
Культуроформирующая
Культурообъединяющая
Воспитательная
Просветительская
Нравственная
Сущность учебного краеведения – всестороннее изучение обучающимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя.
Учебное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется только обучающимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами техникума. Одно из условий учебного краеведения – руководящее участие в нем преподавателя. Исходя из программы, состава обучающихся и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края и руководит их работой.
Успешные результаты учебного краеведения во многом зависят от того, в какой степени преподаватель сам является краеведом и как он сумеет заинтересовать своих обучающихся. Преподаватель должен хорошо знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы с обучающимися. Самому преподавателю краеведение также приносит большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с обучающимися, он:
- обогащается знаниями,
- улучшается педагогическое мастерство;
- знакомится ближе с населением, с родителями своих обучающихся,
- изучает работу местных организаций и предприятий, тем самым повышается его роль в хозяйственном и культурном строительстве родного города, села.
В свою очередь, в процессе краеведческой работы обучающиеся:- самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни,
- готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.
Краеведение дает возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей.
Вся работа по краеведению предусматривает решение следующих основных задач в области образования:
расширение и углубление знаний обучающихся дополняющих учебную программу по истории, биологии, литературе, ОБЖ, физкультуре;
приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;
в области воспитания:
содействие гармоничному развитию личности обучающегося;
совершенствование духовных и физических потребностей;
формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
гуманное отношение к окружающей среде;
воспитание патриотизма, любви к родному краю;
создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.
Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают преподавателю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение преподавателя и обучающихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир воспитанников. Занимаясь краеведением, обучающиеся развивают индивидуальные склонности и способности.
Краеведение создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии обучающихся.
Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у обучающихся любознательность и желание больше вникать в тайны природы.Приложение 1
Краеведение
Литературное
Историческое
Географическое
Природоведческое
Цель: Расширять знания обучающихся по краеведению, осветить историю Сибири, познакомить с памятниками истории и культуры края, привить чувство ответственности и заботы за их судьбу, через местный исторический материал
сделать знания учащихся более прочными и глубокими.
Задачи: Расширить и углубить знания обучающихся дополняющих учебную программу по истории, биологии, географии, литературе, ОБЖ, физкультуре; сформировать знания, умения, навыки в краеведческой работе;
содействовать гармоничному развитию личности обучающегося;
совершенствовать духовные и физические потребности; формировать жизненную самостоятельность и деловые качества;
формирование гуманного отношения к окружающей среде;
воспитание патриотизма, любви к родному краю; создать условия для социальной
адаптации и профессионального самоопределения.
Учебная программа
Внеаудиторная дработаМетоды
Формы
Формы
Методы
Объяснительно-иллюстративный
Поисковый
Работа с краевед-ческой литературой
Исследовательский
Литературно-статистический
Визуальное наблюдение
Полевое исследование
Проектная работа
Урок
Экскурсия
Кружок , объединение
Экскурсия, по-
ход, экспедиция
Вечера, конферен-ции, олимпиады
Дополнительные занятия


Информация для группы №3.
Новое направление экологии - экологическое краеведение. Оно имеет большое значение для образования и воспитания обучающихся. Экологическое краеведение - это познание природы, выявление взаимосвязей с нею населения в прошлом и настоящем, определение местных экологических проблем, поиск и практическая реализация доступных для обучающихся путей их решения. Каждый обучающийся обязан обладать определенными экологическими знаниями и владеть экологической культурой, которая поможет не только прогнозировать результаты взаимодействия природы и общества, но и избежать экологической катастрофы, а значит, будет способствовать формированию физически и нравственно здорового человеческого общества.
Экологическое краеведение--относительно новая область, объединяющая экологию и охрану природы с традиционным краеведением. Экологическое краеведение — это новое направление в современной педагогике, востребованное нынешним критическим состоянием окружающей среды.
Экологическое краеведение призвано помочь людям осознать ценность природных ресурсов и экологических процессов, выделить факторы, угрожающие окружающей среде, сформировать представления о возможных действиях, направленных на сохранение окружающей среды.
В решении экологических проблем, важное значение имеет система экологического образования, направленная на сохранение природного разнообразия, красоту природных ресурсов для будущих поколений.
Все это вместе взятое, конечно, способствует повышению качества жизни, поскольку подразумевает личное участие в выявлении социально-экономических причин экологических проблем, в их решении и предупреждении.
Цель - изучение природных особенностей родного края, мер по защите и рациональному использованию природных ресурсов.
Экологическое краеведение имеет ряд особенностей. В первую очередь, оно предполагает не только приобретение экологических знаний, но и вовлечение обучающихся в практическую деятельность по решению экологических проблем.
Главной целью эколого-краеведческого образования обучающихся является формирование экологического мировоззрения и экологической культуры поведения, которая включает в себя комплекс нравственно-этических принципов, норм поведения и взаимодействия в системах «человек–природа» и «человек–человек», через воспитание познавательного интереса к изучению своего родного края, используя его историко-культурное и природное наследие.
Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:
формирование и совершенствование системы эколого-краеведческих знаний, отражающих природную и социально экономическую особенность местности;
формирование ценностного отношения к природному и социокультурному окружению и человеку как части природы;
развитие патриотических и гражданских чувств, ответственного отношения к природному пространству своей малой родины и мира в целом;
формирование опыта экологически целесообразного поведения; воспитание чувства ответственности за окружающую среду;
развитие опыта познавательной и практико-ориентированной деятельности обучающихся.
Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и путём пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего законодательства.
Однако экологические знания не гарантируют наличия экологической культуры, поэтому необходимо говорить о развитии эмоциональной сферы личности и культуры чувств. Экологические эмоции и чувства носят индивидуальный характер, их проявление - это необходимая предпосылка осуществления позитивной деятельности в природной среде и формирования экологических убеждений. В структуре экологических убеждений Е.М. Кудрявцева выделяет следующие компоненты:
интеллектуальный: владение умениями мировоззренческого характера и приемами причинного мышления;
личностный: мотивация, отношения и оценки, постановка целей в природоохранной деятельности и причинное их обоснование, моральная направленность, уверенность в необходимости охраны природы;
внутренняя готовность: желание, намерение, потребность субъекта действовать в соответствии с имеющимися знаниями, готовность реализовывать свои позиции в реальные дела и природосообразную деятельность.
Экологические убеждения являются регулятором экологически оправданного поведения личности, характеризующегося степенью применения экологических знаний, культуры чувств, а также участием человека в разнообразной деятельности, направленной на сохранение природной среды, и готовностью к осуществлению активной экологической деятельности, в основе которой лежит мотивация взаимодействия человека с природой.
В.И. Вернадский говорил о новом направлении экологической науки – ноосфере (от греческого «ноос» - «разум»), т.е. о таком взаимодействии природы и человека, в результате которого разумная деятельность людей станет главным фактором всеобщего гармоничного развития. Только концепция разумной достаточности приведет к устойчивому развитию общества и сохранению окружающей среды.
Исключение противоречий между природой и обществом наиболее актуально на данном этапе. Таким образом, изучение основных природных ресурсов Кемеровской области и их воздействие на окружающую среду своевременно и важно.
Приложение 2
Прием» Кластер»
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
1.Напишите ключевое слово или предложение в середине. 2.Начните записывать слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой.
З. По мере того, как у вас возникают идеи и вы записываете их, начните устанавливать те связи между идеями, которые вам кажутся подходящими. 4. Выпишите столько идей, сколько придёт вам на ум, пока не будут исчерпаны все ваши идеи.
Рекомендации по работе с «гроздями»
1. Оцените текст, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?
2. Помогите обучающимся, если у них возникли сомнения, вы делить эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова или фразы.
3. Озвучьте свои «грозди». Пусть слушатели сделают презен тацию своих записей.
4. Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.
5. Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту «веточку» поярче.
3. Представление группового продукта (кластер, таблица и т. д.)
4. Стадия рефлексии
Синквэйн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.
Правила написания синквэйна: В первой строчке тема называется одним словом (существительным). Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных). Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами. Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Синоним из одного слова, который повторят суть темы.
5. Обобщение. Выводы. Подведение итогов.