Конспект занятия по математике в подготовительной группе «В гостях у сказки»

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «В гостях у сказки»
Выпролнила: Соколова Н.А
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Учить выделять в задаче условия, вопрос, ответ.
Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению: строить из простейших геометрических фигур новые, более сложные.
Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10.
Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.
Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.
Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.
Развивающие задачи:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение конструктивных задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.
Оборудование: магнитная доска, цифры, знаки, игрушки – персонажи сказки Колобок, геометрические фигуры, числовые бусы
Ход занятия:
I - Ребятки, к нам на занятие пришли гости, поэтому давайте постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы. А теперь красиво сели, ножки поставили вместе, спинка прямая. Занятие начнем со стихотворения. Давайте, ребята, учиться считать! Запомните все, что без точного счета, Не сдвинется с места любая работа, Без счета не будет на улице света, Без счета не сможет подняться ракета, И в прятки сыграть не сумеют ребята. Беритесь ребята скорей за работу - Учиться считать, чтоб не сбиться со счету. - Ребята, как вы думаете, а какое у нас сейчас будет занятие? Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся в Математическую сказку. Там нас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь. Отправляемся в путь. Но вначале, чтобы никого не потерять, нужно посчитаться.
Порядковый счет (цепочкой).
- Но путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмем в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку. Круглый, румяный, В печке печен, На окошке стужен. Дети. Колобок. (Достаю игрушку Колобок).
Скок да скок, Скок да скок, Покатился колобок, Круглый да румяный, Прямо на поляну. - Здравствуйте, ребятишки, девченки и мальчишки. А вы помните, что со мной в сказке случилось?
Дети вспоминают.
- Я колобок, колобок, по амбару метен, по сусекам скребен, На сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен. Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, я от волка ушел, я от медведя ушел, А от лисы не успел уйти.
Сколько зверей встретил колобок? Сколько раз он сумел уйти?
– Ой, а на нас опустился туман времени. Чтобы выйти из тумана, надо ответить на вопросы:
- Какой сегодня день недели? – Сколько дней в недели?
- Если сегодня вторник, то какой был день вчера?
- Сколько выходных дней в неделе?
– Какой день недели между четвергом и субботой?
- Какой день недели будет завтра?
– Какой день недели до понедельника? – Какой день недели после среды?
- Две недели - это сколько дней? - 14.
- Я буду называть день недели, а вы отвечать какой он по счёту (четверг, пятница, воскресенье, среда). - В году у дедушки 4 имени, кто это?
- Сколько времён года вы знаете? (Ответы детей).
- Какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы.
- После зимы наступает? (весна).
- Назовите весенние месяцы.
- Назовите летние месяцы.
- Назовите осенние месяцы.
- В какой сказке встречаются все 12 месяцев сразу?
- Туман времени рассеялся и можно двигаться дальше.
–Наш Колобок от бабушки ушел, от дедушки ушел и отправился путешествовать. И привела его тропинка в страну под названием "Цифирия". Почему эту страну так назвали? Д. Там живут цифры.
- Катится, катится Колобок по стране Цифирии и докатился до станции "Счет". А главный на этой станции Заяц. (Ставлю игрушку) "Не пущу тебя дальше, – говорит Заяц, – пока не выполнишь мои задания. А не справишься – съем тебя". - Ребята, давайте поможем Колобку выполнить Зайкины задания. 1) Счёт от 10 до 1, обратный. – Какое число стоит перед числом 4? (3) – Какое число следует за числом 5? (6) – Какое число стоит между числами 2 и 4? (3) – Какие числа являются "соседями” числа 6? (5 и 7)
Зайка не отпускает Колобка. - Если решишь мои задачи, то отпущу. - Оглянуться не успели
яблоки в саду созрели
3 румяных, наливных
и 3 кислых - сколько их? - 6. Запишите выражением (3+3=6)
На столе лежало 8 яблок и 7 груш. Сколько овощей лежало на столе?
- Надо побывать на лесной поляне, где зайчата собрались поиграть в мяч. – Сколько зайчат играют? – Сколько еще идут к ним? (Ответы детей). - Составьте задачу про зайчат. Дети составляют задачу: на поляне 5 зайчат играют в мяч, к ним пришли еще 2 зайчонка. Сколько зайчат на поляне? - Выделите условие задачи. Повторите вопрос к задаче. Как будем решать задачу? (Ответы детей).
·- Выложите решение с помощью цифр и знаков. (Работа детей за столами). - Прочитайте запись. - Какой ответ у задачи? (Ответы детей). - На какое действие задача? (Ответы детей: задача на сложение). - Из-за куста торчат 8 заячьих ушек. Сколько там спряталось зайцев? (показ картинки) - Как вы узнали? - Молодцы! Вы научились составлять и решать задачи! Справились с Зайкиными заданиями, можно путешествовать дальше. - Следующая станция, на которой задержали Колобка, – "Лесная стройка". И командует на ней Серый Волк. (выставить игрушку) Волк: - Ты должен выполнить мои задания, иначе я тебя съем. Мне прислали посылку с непонятными кирпичами – помогите разобраться.
- Мне кажется, дети с удовольствием выполнят твою просьбу. И даже назовут каждый кирпич (дети берут по одной геометрической фигуре, называют их и ставят на стенд).
Волк.- Молодцы, справились с моим заданием. Но ты колобок должен помощь мне разобраться с планом строительства. Нужно вставить окна, согласно схемы. -Что у меня лежит в середине (овал), -Что у меня в правом верхнем углу (круг красный),
-Что у меня в правом нижнем углу (маленький прямоугольник),
- Что у меня с левой стороны в центре (квадрат)
-Что у меня в левом верхнем углу (зеленый круг),
Что у меня на верхней стороне в центре (синий круг) -Что у меня в левом нижнем углу (прямоугольник).
- Что у меня на правой стороне в центре(треугольник)
- Куда положим самый большой прямоугольник? (в центр нижней стороны) -Как назвать всё это одним словом? (геометрические фигуры)
У. - Определите, по какому признаку фигуры различаются в верхнем (среднем, нижнем) ряду? (По форме, размеру, цвету). - Молодцы! Помогли справиться колобку с заданиями Волка. Можно путешествовать дальше.
Физкультминутка: Эй, ребятушки, проснитесь! Быстро в круг все становитесь! Справа друг (поворачиваются направо, разводят руки) Слева друг (то же влево) Закружился дружный круг (идут по кругу) Под веселые напевы (остановились лицом в кружок) Повернемся вправо, влево! Руки вверх! Руки вниз! Вправо-влево наклонись! (наклоны в стороны) Шаг назад, шаг вперед, и на месте поворот. Три шага вперед дружок (1,2,3) Станет маленьким кружок. Мы немного потолкались, повернулись, разбежались! К столам как птички прилетели. А теперь спокойно сели.
Колобок – Ой, мы с вами забрели в «Числовое болото» и теперь утонем.
- Не волнуйся, Колобок, путешественники часто преодолевают различные препятствия. Перед нами болото, надо шагать осторожно, по кочкам. Вы должны вставать парами так, чтобы 2 числа вместе образовали число 7 и 8. Понятно? Так, дружно, мы и перейдем через болото.
- Катится, катится Колобок, а навстречу ему Медведь, только,только из берлоги вылез. Голодный, сердитый и зовут его Логик. – Колобок, Колобок, я тебя съем! – Не ешь меня, Медведь! Ребята тебя порадуют. Они все знают.
- А математические знаки – не знают. (дети называют)
– Я задумал число, если к этому числу прибавить 1, то тогда получится 6. Какое число я задумал? (5)
У коровы Мурки родились поросята: 3 - с пятнышками и 3 - без пятнышек. Сколько поросят всего родилось? (ответы детей). На одном берегу утенок, на другом берегу цыпленок, посередине остров.
Кто быстрее доплывет до острова?
Стоит в поле дуб на дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок?
– У меня два правых тапочка и два левых. Сколько тапочек я надену на правую ногу? Молодцы, ребята! Помогли справиться Колобку с заданием Медведя, только капризничает косолапый,. Ну никак не хочет Колобка отпускать. Давайте отгородимся от него волшебным забором из чисел.
- Составьте число, в котором 1 десяток и 6 единиц. Прочитайте. (37, 55, 14, 26)
- Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса, а поляна -то у нее называется –"Сравнение". – Уж от меня-то, Колобок, не уйдешь, и ребята тебе не помогут. Поможем, ребята?
– Хорошо, только при одном условии. Если ты поможешь сравнить предметы, тогда я тебя отпущу.
- Если стол выше стула, то стул? Дети: Ниже стола. - Если дорога шире тропинки, то тропинка? Дети: Уже дороги. - Если линейка длиннее карандаша, то карандаш? Дети: Короче линейки. - Если верёвка толще нитки, то нитка? Дети: Тоньше верёвки. - Если сестра старше брата, то брат? Дети: Младше сестры. - А еще, Лисонька, наши дети расскажут тебе какие знаки используют для сравнения? (больше, меньше, равно) И составят красивые сравнительные бусы. (8* 13*6*15*14*10) VIII Итог занятия - Ну что ж, придется Лисе отпустить Колобка – ведь все задания он решил на отлично. А помогли ему в этом вы, ребята. Колобок благодарит вас за помощь, которую вы ему сегодня оказали.
- Ребята, вам понравилось путешествовать по сказке? Что понравилось? Мне тоже показалось путешествие очень интересным и захватывающим. Сегодня я убедилась, что все вы много знаете и умеете. Знаете геометрические фигуры, дни недели, цифры. Умеете сравнивать, составлять число из двух меньших чисел. Молодцы.
- А теперь оцените свою работу на занятии. Если у вас хорошее настроение, вам было интересно на занятии, у вас все получалось, то поднимите «солнышко», а если вы чувствовали себя неуютно, у вас что-то не получалось, тогда – «тучку».

К педагогическому совету




КОНСПЕКТ
Занятия по математике
В подготовительной группе № 3
На тему: «В гостях у сказки»




Выполнила воспитатель Соколова Н.А.




Г. Зыряновск
2012 г.

15