Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» для детей старшего дошкольного возраста


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 18»
Город Донской
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«Родной свой край люби и знай!»
Воспитатель: Кильчевская Марина Владимировна
Донской
Оглавление
Актуальность проекта
План мероприятий в рамках реализации проекта
Заключение
Список литературы
Актуальность
В настоящее время идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания и гражданственности приобретает все большее общественное значение и становится на уровне государственной важности.
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость" [3].Однако прежде чем стать патриотом России, нужно знать традиции Родины, своего края, жить их интересами. По словам С.В. Михалкова, кто любит, ценит и уважает накопленное, сохраненное предшествующим поколением, способен любить Родину, узнать её, стать истинным патриотом [1].
Наш современник, Д.С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение «перекати-поле» [2].
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. А мы, как педагоги-наставники обязаны: воспитать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу и стране; сформировать бережное отношение к природе и всему живому; развивать интерес к русским традициям и промыслам.
Цель проекта – создание условий, способствующих воспитанию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе и культуре.
Задачи проекта:
- образовательные: познакомить детей с государственной символикой родного города, страны (герб, флаг, гимн);
расширить представления о родном городе, родной стране, её столице,
познакомить с историей родного города, нашей страны.
- развивающие: развивать интерес к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям своего народа;
развивать чувство ответственности и гордости за свою страну;
формировать чувство толерантности, уважения к другим народам и их традициям;
- воспитательные: воспитание нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, родному дому, детскому саду, городу;
воспитание уважительного отношения к старшему поколению, ветеранам ВОВ;
воспитание нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.
План мероприятий в рамках реализации проекта
по нравственно-патриотическому воспитанию
«Родной свой край люби и знай!»
Срок проведения Тема Мероприятия
Сентябрь Моя малая родина (семья, дом, детский сад) Беседы на тему «Дерево держится корнями, а человек семьей», «Наш детский сад», «С чего начинается Родина» [5];
Создание генеалогического древа (Приложение 1);
Организация коллективного труда детей и родителей «День чистоты»;
Создание мини-музея «Семейная реликвия»;
Родительское собрание (ознакомление родителей с планом работы по нравственно-патриотическому воспитанию, обсуждение совместных мероприятий) (Приложение 2);
«Фестиваль Варенья» в рамках празднования Дня Рождения Тулы (Приложение 20).
Октябрь Родной город Донской Беседы «Что мы знаем о Донском», «Знаменитые люди нашего города», «Чем славится Донской»;
Оформление центра «Мой родной город» (символика города, иллюстрации, фотоматериалы);
Просмотр видеоматериалов о городе.
120 лет со дня рождения С. Есенина «Белая береза…» (Приложение 3)
Ноябрь Моя Родина – Россия Беседы «Моя Родина – Россия», «Россия – великая наша держава» [6];
Презентация «Широка страна моя родная»;
Оформление центра «Россия – Родина моя» (государственная символика, иллюстрации);
Прослушивание песен о России;
Празднование Дня Народного Единства (Приложение 4-6).
Декабрь Была война… Единый урок обороны, посвященный годовщине начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой (5 декабря);
Конкурс чтецов «Героям войны посвящается…», приуроченный дню освобождения города Донского;
Выставка «Дети – герои Великой Отечественной Войны» (Приложение 7);
Тематическое занятие «День героев Отечества» 9 декабря (Приложение 8-10);
Январь Творим добро Рождественский фестиваль Православной культуры «Свет Рождественской звезды» (Приложение 11);
Викторина «Крылатые почемучки» в рамках акции «Помоги птицам зимой» (Приложение 12).
Февраль Защитники Земли Русской Беседа «Богатыри – Защитники Земли Русской» [6];
Создание альбома «Различные рода войск»;
Изготовление открыток папам и дедушкам ко Дню Защитника Отечества;
Физкультурный досуг для детей и пап «Спорт с папой», посвященный 23 февраля.
Март Культура русского народа Беседа «Поклон женщинам-матерям, хранительницам семейного очага»;
Разучивание русских народных хороводных игр;
Социальное партнерство с «ИММК»- «Бобрики» (Приложение 13-15).
Апрель Традиции и праздники Беседы «Традиции празднования пасхальной недели», «Светлая Пасха»
Выставка детских работ «Пасху радостно встречаем», посвященная Великому православному празднику (Приложение 16);
Родительское собрание «Нравственное воспитание детей»;
Тематическое занятие «День Космонавтика», посвященное 55-летию со дня полета Ю.Гагарина (Приложение 17).
Май День Победы Оформление центра «День Победы»;
Беседы «Они сражались за Родину», «Этот День Победы»;
Акция «Георгиевская ленточка» (Приложение 18);
Общероссийская акция «Дерево-памяти» в честь71-ой годовщины Победы в ВОВ (Приложение 19);
Викторина «Мы против войны»;
НОД «Моя семья» (Приложение 21)
Заключение
При реализации проекта нам удалось добиться поставленных задач, сплотить детско-взрослый коллектив, помочь родителям осознать, что они выполняют центральную роль в становлении их ребенка гражданином своей страны.
Поэтому для воспитания нравственно-патриотических чувств детей необходимо использовать потенциал семьи. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, но и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к своей семье, к своему городу, родине и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Список литературы
Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. [Текст]: Методическое пособие. / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.
Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. [Текст]: Методическое пособие. / Н.В. Микляева. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.
Российская газета. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" [Электронный ресурс] / https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html
Тимофеева Л.О. Приобщение старших дошкольников к традициям родного края: программа, конспекты занятий / авт.-сост. Л.О.Тимофеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 173с.
Шорыгина Т.А. Моя семья. [Текст]: Методическое пособие. / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96.
Шорыгина Т.А. Наша Родина - Россия. [Текст]: Методическое пособие. / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96.