Викторина Люби и знай родной свой край

Аттестационное задание №3
Взаимодействие с родителями
Выполнила: Рябкова А.М.
Воспитатель
МБДОУ №6 «Василек»
г.Сургут


Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В принятой государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированной на все социальные слои и возрастные группы граждан России от 30 декабря 2015года №1493 на 2016-2020 годы говорится: «Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».
Россия переживает один из не простых исторических периодов. И, самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В данный момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. 
Работа ДОУ по усвоению детьми патриотического воспитания может быть эффективной только при сотрудничестве с родителями. Из пассивно принимающих информацию, родители должны стать активными участниками воспитательно-образовательного процесса. В сотрудничестве с семьёй по формированию патриотических чувств и воспитанию осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил важную роль играют наглядные средства педагогического просвещения с широким использованием:
газеты, издаваемые для родителей;
ИКТ
буклеты, памятки;
фоторепортажи;
видеофильмы;
презентации;
мини-библиотеки.
Для успешного осуществления работы по организации взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию патриотического воспитания, прежде всего, была проведена работа с родителями по установлению доверительных деловых контактов с семьями воспитанников, привлечению родителей к участию в образовательном процессе, созданию условий, мотивирующих родителей на объединение усилий с педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Проведено анкетирование родителей, целью которого, было выявление знаний об истории нашего города. В анкетировании приняли участие 23 родителя, анкетирование показало, что:
60% родителей (14) - имеют поверхностное представление об истории родного города, традициях, достопримечательностях, памятниках, лучших людях,
26% родителей (6) - не интересовались историей города и не знают о ней,
8% (2) - посещают музеи и выставки.
Совместное участие взрослых и детей в создании, охране и улучшении общественной собственности способствует воспитанию бережного отношения к общественному добру. Воспитание любви к своей Родине – это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для разработки данного мероприятия «Люби и знай родной свой край». Целью викторины является вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми, формировать у дошкольников первые чувств патриотизма: гордости за свою малую и большую Родину, любовь к родному городу. Мы рекомендуем родителям нашим воспитанников пополнить свои домашние библиотеки книгами, фотографиями, открытками, картами города, приобрели стихи местных поэтов, репродукции или картины наших художников.



Викторина для детей и родителей
«Люби и знай родной свой край»
Предварительная работа:
изготовление детьми приглашения для родителей;
анкетирование родителей «Анкета для родителей по патриотическому воспитанию» (Приложение 1);
целевые прогулки и экскурсии по микрорайону города (детская библиотека, храм в честь иконы «Всех Скорбящих радость», МБОУ СОШ №3, пожарная часть, шахматная школа «Белая ладья», детская поликлиника, Сургутский педагогический университет, Сургутский институт нефти и газа, памятник «Трудовому подвигу поколений нефтяников Сургутнефтегаза»;
оформление выставки литературы по данной теме;
фотовыставка «Сургут вчера, сегодня, завтра»;
прослушивание песен о Сургуте, о нашем крае;
чтение художественной литературы, заучивание стихов;
рисование по данной теме.

Цель: закрепить и уточнить знания детей и родителей о родном крае, городе, его предприятиях и достопримечательностях.
Задачи:
1. Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о Ханты-Мансийском автономном округе, в котором они живут.
2.Научить видеть родителям и детям друг в друге полноправных партнеров и сотрудников.
3. Формировать уважительное отношение к гербу родного города; закрепить знания о родном городе.
4. Формировать бережное отношение к природе родного края.
5. Развивать внимание, память, мышление, речь.
6. Воспитывать чувство гордости за Родину, любви к городу Сургуту, чувство сопричастности к ее судьбе.

Викторина «Люби и знай родной свой край»
Место проведения: музыкальный зал.
Материалы и оборудование:
-зал украшен фотографиями, рисунками детей, шарами;
-награды для команд, медали «Лучшему знатоку родного города» (Приложение 2);
-мультимедийное оборудование;
- игра «Найди отличие» (Приложение 3)
-эмблемы для команд (Приложение 4);
-столы, стулья, по количеству участников;
-конверты с заданием;
-черный ящик;
-открытки с достопримечательностями города, герб города Сургута и ХМАО, иллюстрации.
Жюри: Социальные партнеры: библиотекарь детской библиотеки №4, преподаватель воскресной школы храма «Всех Скорбящих радость»; инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель.
Ход:
Ведущий: Цель нашей сегодняшней встречи помочь друг другу стать единомышленниками, вместе постараться воспитать наших детей настоящими горожанами. Предлагаю принять участие в викторине «Люби и знай, родной свой край», которая поможет нам понять, насколько хорошо мы знаем прошлое и настоящее нашего города.
Для многих из вас и для ваших детей Родиной является старый и молодой Сургут. Старый потому, что он имеет более чем 400-летнюю историю. Молодой, потому, что за последние годы он превратился в современный индустриальный город центр нефтяной и газовой промышленности страны. За последние годы наш город заметно изменился: стал чистым, зеленым, благоустроенным. Эти преобразования проходят на глазах у детей и всех нас. Наша с вами задача научить детей любить свой город, беречь и преумножать его красоту.
Родитель читает стихотворение о Сургуте.
автор: Любовь Амбрушкевич
Есть на планете город такой,
Где газ людям, нефть дают.
Край тот- Югра, а город-Сургут.
Там стойкие люди живут.
И не боятся мороза они,
Не взрослые, не малыши.
Ведущий:
предлагает взять жетоны каждому участнику и разделиться на 2 команды. Дети и родители делятся на 2 команды и занимают свои места.
Ведущий:
- Итак, в нашей игре принимают участие две команды – команда «Черный лис» и команда «Мудрый ворон» за правильное выполнение заданий, команды получают фишки.
Задание 1 «Весёлая разминка»
Как называется округ, в котором мы живем? (ХМАО-Югра)
Как называется город, в котором мы живем? (Сургут)
Назовите коренное населения нашего города Сургута (Ханты, Манси )
Сколько лет исполняется городу Сургуту? (420лет)
Задание 2 «Градообразующие предприятия»
1.Эти предприятия очень крупные, там работает большая часть мужчин нашего города, они для работы используют специальное оборудование и технику. Добытые жидкие богатства отправляют в разные города и страны.
Назовите это предприятие? (Сургутнефтегаз, Газпром)
2. Перечислите название месторождений нефти и газа (Быстринское, Федоровское, Лянторское.)
Задание 3 Игра «Найди отличие» (Приложение 3)
Описание: Детям предлагаются картинки. Нужно найти 5 отличий между ними.

Физ. минутка Хантыйская игра «Хейро»
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед-назад и на каждый шаг говорят «Хейро» («Солнце»). Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). Правила игры. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Задание 4 «Достопримечательности города»
Назовите, какие достопримечательности изображены на фотографиях? (Драматический театр, памятник основателям города, памятник А.С.Пушкину, памятник «Нефтяников», автомобильный мост через Обь и т.д.)
Задание 5 Кроссворд «Знайки»
по вертикали
1.Проберется с молотком
К неизвестным скалам.
С каждым камешком знаком,
С каждым минералом. (Геолог)
2. Назовите фамилию нашего земляка, в честь которого названа улица нашего микрорайона (Киртбая)
5.Что открыто в честь Фармана Салманова? (музей)
по горизонтали
3.Это топливо, сырьё Из земли качают. «Черным золотом» его Люди величают. (Нефть)
4. Назовите фамилию человека, открывшего нефть в нашем округе и в Сургуте (Ф.Салманов)
6. Какое учебное заведение названо в честь Фармана Салманова? (гимназия)

Задание 6 «Собери герб»
В 2 конвертах находятся разрезные карточки с изображением герба города Сургута и ХМАО.
Задание детям: «Собрать герб»
Задание родителям: «Что означают символы на них?»

Задание 7 Загадки «Люби и знай родную природу»
Хоть колюча, а не Ёлка, Подлинней её иголка, А кора тонка, красна, Та красавица ... (Сосна)

Пищит над ухом он всю ночь И укусить тебя не прочь. Ну и зануда, вот кошмар! Писклявый, маленький (комар)

На грибы она сердита
И от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка!
Это бледная... (Бледная поганка)

Стоит дерево в саду,
Без листочков всё в снегу,
А на ветках ягод красных,
Словно звёзд на небе нашем! (Рябина)

Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток?
Необычный клюв - крестом,
Птичку ту зовут ... (Клест)

Задание 8 «Черный ящик»
Что может находиться в черном ящике?
Он растёт у нас в Сибири,
самый лучший хвойник в мире.
Шишек урожай хороший
собирают в день погожий.
Шишки и орешки эти 
любят взрослые и дети.
Как же он красив и щедр
Великан известный ... (КЕДР).
(В черном ящике кедровые шишки)
Она ведь севера царица, Вкусна, красна, ну, просто класс, Зимой холодной пригодится, Баланс веществ поддержит в нас. (Брусника)
Для детей в черном ящике банка с вареньем из брусники

Рефлексия.
Ведущий:
Жюри подсчитывает фишки и вручает медали «Лучшему знатоку родного города».
Дорогие дети, вам понравилось наши веселые задания? А вам, уважаемые родители, интересно было вспомнить детство, какие впечатления остались у вас? (Высказываются родителя). Спасибо Вам, дорогие родители, за участие. Надеемся, что взрослые и дети провели сегодня время с пользой!
Уважаемые родители! Пополните свои домашние библиотеки книгами, фотографиями, открытками, картами города, приобретите стихи местных поэтов, репродукции или картины наших художников земляков. С раннего детства начинайте воспитывать любовь к родному городу, к своей Родине!
Домашнее задание родителям: составить эссе, рассказ, презентацию на тему: «Памятные места города Сургута».
Проанализировав викторину: «Люби и знай родной свой край» были сделаны следующие выводы:
- викторина способствует сплочению родителей и детей
- расширяет и систематизирует знания об истории родного города
-воспитывает чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к ее судьбе
- использование технических средств ИКТ позволяет сделать наглядные материалы дошкольников информационно ёмкими, зрелищными, комфортными.



Информационные ресурсы:
1.Алешина Н.В. «Знакомим дошкольников с родным городом» - М., ТЦ
« Сфера», 1999.
2.Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у дошкольников». - М., 1988.
3.Сургут в вопросах и ответах: по материалам краеведческих викторин (1994 – 2004г. г), сост. Р.Д.Истомина; ред.: Н.В.Жукова, В.И..Тройнина, М.Л.Пикулина.-Екатеринбург.
4.Г.В.Кондрякова. Сургут и сургутяне.- Тюмень: Предприниматель Ю.Л.Мандрика, 1998.


Приложение №1

Анкета для родителей
1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?
7.Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
Приложение №2

























Приложение №3








Приложение №4




















Лучший знаток родного города

МБДОУ №6 «Василек»







ханты - копия15