Викторина Люби и знай свой край


Викторина «Люби и знай край Родной»
Цель: Обобщение знаний детей о родном крае: его истории, растительном и животном мире.
Задачи:
1. Систематизировать знания учащихся об истории Пензенского края, его растительном и животном мире.
2. Развивать познавательный интерес, память, сообразительность, мышление, быстроту реакции, творческую активность учащихся.
3. Прививать интерес к историческому прошлому края, животному и растительному миру.
Оборудование: карта Пензенской области, медали, пакетики с рисом, пшеницей, кукурузой, пшеном, гречкой, семечками подсолнечника.Предварительная работы: Для участия в викторине учащиеся совместно с классным руководителем выбирают участников команды в количестве 5 человек, один, из которых капитан команды.
Ход викторины
«Увидеть и познать свой край можнолибо своими глазами, либо с помощью книг»
(звучит песня « С чего начинается родина?»УчительРебята! Мы живём на Пензенской земле и, конечно, любим свой край. Да и как можно не любить тот уголок земли, где родился и живёшь! Где бы ни жил человек, куда бы ни забросила его судьба, в его сердце навсегда остаётся родной уголок. Мы с вами живем в городе Нижний Ломов . Это наша с вами малая родина. Богат и разнообразен растительный и животный мир, плодородная земля и прекрасные люди. Развитие сельского хозяйства является актуальной задачей всего населения нашего края. С Пензенским краем связаны имена великих и замечательных людей . Обо всем этом мы узнаем из книг, из экскурсий по нашему краю .Нам, живущим в нём, необходимо не только знать ,поддерживать и сохранять всё то, чем щедро наградила его природа и что завещали нам наши предки, но и развивать его своим трудом.
Учитель:И сегодня мы проводим викторину, которая называется «Люби и знай край родной». Мы вспомним об истории нашего края и нашего города, о его достопримечательностях, о растительном и животном мире нашего края.
В викторине принимают участие 2 команды:
Команда ….и ее капитан (назвать фамилию и имя ученика)
Поприветствуем друг друга !Учитель Правила для участников викторины. Я будут задавать вам вопросы, и давать различные задания. Отвечает капитан команды. Для того, чтобы ответить, нужно поднять руку. Кто первый поднял руку, тот и отвечает. Если ответ не правильны , отвечает капитан другой команды. За каждый правильный ответ вы получите вот такие медали ( показываю медали) Выигрывает команда, которая набрала большее количество медалей.
Учитель: Викторина начинается!
Перед вами карта Пензенской области. На ней вы видите 3 раздела нашей викторины:
Первый – исторический – здесь мы вспомним об истории нашего края;
Второй –  посвящен растительному  миру -  речь пойдет о растениях, растущих на территории нашей области;
Третий – посвящен животному миру – поговорим о животных и птицах нашего края.
Учитель Итак.
1.В каком году основан город Нижний Ломов?
(В1636 году)
2.Что означает в переводе название Нижний Ломов?
(Черемуха- вода т.е речка с зарослями черемухи по берегам)
3.Чем занимались первые поселенцы?
Ответ: разведением овец, лошадей, земледелием, ловлей рыбы, разведением крупного рогатого скота.
4: Назовите главную реку области и нашего города? (Сура, Мокша)
5.Назовите герб нашего города. Что означают символы на гербе?
6.Сколько крупных заводов в нашем городе? Назовите их
(фанерный завод, электромеханический завод, ликеро-водочный завод)
7.Запишите названия улиц нашего города за 1мин.
8.Назовите имена великих поэтов и писателей ,связанных с Пензенским краем
Лермонтов, Белинский, Куприн, Радищев
Где находится Женский монастырь (Наровчат), мужской монастырь( с.Норовка)
9.Главный город нашей области
10. Губернатор нашей области
Учитель: Переходим ко второму этапу нашей викторины. Здесь мы поговорим о растительном мире нашего края.
Вопрос №1: Сколько видов растений произрастает на территории Пензенской области?
Ответ: около 2000 видов.
1: Задание №2: Угадай дерево по листу.( Команде предлагается по пронумерованным точкам нарисовать лист и угадать дерево)
Ответ: ива, дуб, - береза, клён, рябина.
2: Вопрос №4 Назовите самого «древнего жителя»  нашего края?
Ответ Это – дуб.
3: Вопрос №5: Назовите растение, которое может оказать первую медицинскую помощь, если вы поранились или натерли ногу?
Ответ: подорожник.
4: Вопрос№6: Какие лекарственные растения Пензенской области вы знаете? (1 мин)
Ответ: зверобой, пастушья сумка, ландыш, подорожник, чистотел, ромашка, шиповник, мать – и – мачеха, пижма, чабрец,  тысячелистник, цикорий.5: Задание №7: Перед вами злаковые культуры. Разложите из в заданном порядке:
-рис
-пшеница
-кукуруза
-пшено
-гречиха
-подсолнечник.
6: Вопрос №8: Выберите культуру, которая не выращивается в нашей области?
Учащиеся нашего класса подготовили нам танец. Давайте поддержим их
.
Учитель: Вот мы и подошли к последнему этапу викторины, который называется «Животный мир»
1Самое крупное животное наших лесов (лось)
2.Не найдётся на свете птицы с более мрачной репутацией. В народных сказках и сказаниях она бывает и мудрой, и хитрой, но очень редко доброй (сова, ворон, филин)
3.У какого дерева даже в сильную жару ствол не нагревается? (ель, тополь, берёза)

Вопрос 4:  Для чего белке и лисе нужен большой хвост?
Ответ: Белке хвост помогает совершать большие прыжки с дерева на дерево, а лисе делать резкие повороты при быстром беге. Хвост служит им своеобразным рулём.
2: Пользу или вред приносит лисица сельскому  хозяйству? Какую?
Ответ: Пользу. Она уничтожает мышей.
3: Вопрос: Кого называют пернатой кошкой?
Ответ: Сову.
4: Вопрос:
Сколько раз за лето воробьи выводят птенцов?
Ответ: 3 раза.
4: Вопрос: Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда?
Ответ: Кукушка.
Вот и закончилось наше очередное знакомство с краем. Подведем итоги. Спасибо участникам! И пожелаем друг другу новых знакомств с нашей малой Родиной.Скажешь слово Родина – Наполняется счастьем душа.И не надо ни власти, ни ордена, Чтобы грудью полней задышать.Я вхожу в эту даль, в эти рощицы,В недоступные взору места,Чтоб от солнца весеннего морщиться,Чтоб частичкой великого стать.Пробираюсь звериными тропами,Где деревьев плотней купола,Чтоб душа, не всегда расторопная,
Вдруг заспешила и ожила.Чтоб сильней залюбилось, поверилосьВ то, что где-то на месте пустомОбязательно выращу дерево,Сына, дочку и выстрою дом.
И в заключении предлагаю еще раз пройтись по нашему любимому краю.
(Презентация)