Летний праздник Иван Купала


Тема: Праздник Ивана Купала
Цель: Знакомство с традициями и обычаями народного праздника
Задачи:
Обучающие:
Расширять кругозор детей, их представления о народных праздниках, приметах и обрядах.
Воспитательные:
Развивать интерес к народному фольклору.
Развивать коммуникативность, эмоциональность.
Воспитывать дружеские отношения в группе.
Развивающие:
Расширить кругозор воспитанников
Развить координацию, музыкальность и слух
Развить эмоциональную выразительность
Научить слушать музыку и передать ее через движения
Оборудование:фортепиано, инструменты для шумового оркестра, нотный материал, макет березки, лента, цветы, костюм героя-Урядника.
Время и деятельность учителя Содержание деятельности детей Анализ
Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Очень рада вас видеть.
Воспитанники стоят в кругу. Приветствуют друг друга и педагога.
для детей:
-установление эмоционального доверительного контакта с педагогом и с друг другом;
для воспитателя:
-создание благоприятной психологической атмосферы на занятии;
- включение всех воспитанников в работу
Вводная часть урока.
Давайте вспомним, что такое фольклор? Как вы понимаете слово фольклорный? Правильно, это значит народный. А что относится к фольклору? Да, это потешки, заклички, сказки, загадки, былины и песенки, игры, танцы.
Расскажите, какие вы нашли народные потешки, песенки, игры, танцы.
Чтение, показ, проведение детьми потешек, песенок, игр. повторение и закрепление пройденногоОбъяснение нового материала.
А сегодня я приглашаю вас на летний праздник Ивана Купала 7 июля
А помогать мне будет «урядник», человек, знающий обрядовые правила праздника.
У. День Ивана Купалы, принадлежит к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году. В нем принимало участие все население, причем традиция требовала активного включения каждого в обряды, действа, требовала особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев.
Начнем, как всегда, с поговорок и примет, принадлежащих купальскому дню:
Иван Купала делит год пополам.
На Иванову ночь звездно — много будет грибов.
Если в Иванов день будет гроза, то орехов уродится мало и они будут пустые.
Сильна роса на Ивана — к урожаю огурцов.
Ивановские дожди лучше золотой горы. Развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения занятия.
Педагог. А где же проходил праздник?
У. Для проведения гуляний выбиралось чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера. Парни загодя устанавливали деревце (берёзку, вербу, черноклён) высотой в полтора- два человеческих роста на выбранном месте, девушки украшали дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». С помощью ленточек, бантиков и лоскутков украсьте свое дерево.
Вокруг деревца все участники заводили хоровод, наигрывали в гудки, трещётки, бубны да колокольцы, запевали песни Шумовой оркестр
«Ой на святого Купалу
Ой на святого Купалу
Там ласточка купалась
На бережочке сушилась
Красна девица журилась
Было лето, иль не было
Мати гулять не пускала
Златым ключом замыкала
Я ж на святого Купалу
До милого побежала...
Купало, Купало
Где ты зимовало?
Лотов ало в лесе
Зимовало в стресе
На святого Купалу
Летели гуси ряд по ряду
На святого Купалу
На святого Купалу
Крикнули гуси раз по разу
На святого Купалу
На святого Купалу
Девки ёлки собирали
Собирали и не знали
Собирали и не знали
У Купалича пытали
Купала, Купала
Что это за зелье
Что это за зелье
Святое коренье?
Девицкая красота
Мальчоцкая сухота
Девиц умыванье
Парней воздыханье
Как на святого Купалу
Солнце ясно заиграло
Ай люли люли, ай люди люли (припев)
Ходил чижик по улице
Около Мареночки
Погуляти со синицей
Собрать девок на Купалу
Да ребяток на гулянье
А девочек венки вить
А ребятам шапки бить
У девочек своя воля
У ребяток того боле.» Распространенным танцем Купальской ночи является хоровод. Разучим один из его видов Слушание песни в фонограмме
Хоровод вокруг березы
Возьмитесь все за руки и, не расцепляя рук, начнем закручиваться в хороводе. Для этого последние два игрока, не двигаясь с места, образуют «ворота» (поднимают руки). Первый участник ведет всех остальных через эти «ворота». Один из игроков, образующих «ворота», поворачивается к своему напарнику спиной, кладя при этом свою правую руку себе на правое плечо с левой рукой напарника
Развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения занятия.
П. А каком еще интересном обычае можешь нам рассказать урядник?
У. Ох, и веселье творилось, загадывали загадки, ходили ряжеными, устраивали игрища: «ящер», «ручеёк», «коняшки». Игра «Ручеек»
Совершенствование умения слушать и слышать педагога в процессе выполнения задания.
У. Главная особенность купальской ночи - очищающие костры.
Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше тот будет счастливее.
А чтоб сильными стать,
У костра силы надо взять.
Купальский огонь, как и вода,
Несет заряд здоровья и сил.
Дети встают в колонну и перепрыгивают друг за другом через импровизированный костер, не задевая «пламени». Пока один игрок не прыгнет, другому прыгать не разрешается. Молодежь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. Участники выстраивались парами друг за другом, водящий ходил перед ними и выкрикивал (или пели, выкрикивали все хором):
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят:
Диги-дон, диги-дон,
Убегай скорее вон!
При последних словах первая пара, не разнимая рук, бежала вперед, а водящий пытался догнать. Пойманный становился с водящим в конец, образуя последнюю пару, а оставшемуся приходилось «гореть», то есть ловить кого-то из очередной убегающей пары.
Игра в горелки, разучивание заклички.
Подведение итогов.
У. Вот вы и побывали у меня в гостях на весёлом празднике. Мы с вами пели, играли, хоровод водили, через костер прыгали.
Что вам больше всего запомнилось? О чем вы расскажите своим родным и знакомым?
Игра «Угадай»
Найдите иллюстрации, относящиеся к празднику Ивана Купала.
П - Сегодня мы узнали про народный праздник Ивана Купала. Еще одним обычаем этого праздника было плетение венков. Давайте соберем цветы в нашем зале и сплетем праздничный венок для нашего гостя.
Дети отбирают иллюстрации и объясняют свой выбор.
Дети под музыку собирают цветы и плетут венок
Подведение итогов занятия.
Домашнее задание
Узнать какие еще приметы и обряды были в празднике Ивана Купалы.
Расширить собственные знания по данной теме, научиться выражать свое мнение.