Урок истории на тему Эпоха Петра Великого (7 класс)


Эпоха Петра Великого.
(повторительно-обобщающий урок в 7 классе).
Эта тема поможет вам повторить и закрепить основные исторические события уникального периода в истории нашей Родины, связанного с правлением величайшего из русских царей Петра Алексеевича Романова. Мы лучше узнаем, что же происходило в это время и какова была роль императора в этих поистине революционных переменах .Я хочу, чтобы после нашего урока вы прониклись значимостью прошедших перемен в истории нашей страны, в ее внешней и внутренней политике.
Здесь: стук в дверь
- Добрый день!
- Здравствуйте!
- Я узнала, что здесь учатся самые умные ребята 7 класса, которые сегодня проходят на уроке тему про нашего царя Петра Великого. Хочу представиться - Полякова Яна-кинорежиссер студии «Новый фильм». Я снимаю новую версию художественного фильма про Петра 1. По ходу съемок у меня возникли трудности, так скажем, исторического содержания. Очень надеюсь на вашу помощь в уточнении некоторых деталей, связанных со временем правления нашего замечательного царя. Помните ребята фильм «Доживем до понедельника», где мальчик - семиклассник о русских царях ответил, что России не везло на царей и выдающимися были только Петр 1 и Екатерина 2. Ну, да ладно - это история. Готовы ли вы, мои юные друзья, помочь мне?
Учитель:
- Конечно, наш дорогой режиссер, мы с радостью принимаем ваше предложение. Я надеюсь, что ребята вам помогут. Итак, давайте за работу.
Первая серия фильма - «Северная война».
- Ребята, смотрите, смотрите наша работа сразу же началась с препятствий. (стоит не правильная дата). Кто заметил ошибку? (называют дату). Значит, дата Северной войны 1700-1721гг. Вот мы уже и помогли нашему режиссеру.
Ребята, назовите пожалуйста, для нашего режиссера основную причину Северной войны. (за выход в Балтийское море)
Однако, вы помните, что в начале войны нам еще не везло. Где мы проиграли? (под Нарвой). А почему мы проиграли? (не было регулярной армии).
Однако, первые неудачи не сломили упорство молодого царя. И он с большим энтузиастом принялся за создание регулярной армии.
Давайте мы попросим рассказать как это происходило.(рассказ ученика).
Учитель:
- И вот начались первые победы. Это-Эретосфен, Нотебург, Шлиссельбург. Вот мы и подошли к одному из центральных событий Северной войны. Это Полтавское сражение.
Ученик читает отрывок из стихотворения Пушкина «Полтава», «…И грянул бой, Полтавский бой»
Учитель:
- Уважаемый режиссер, когда же по вашему сценарию произошло это событие?
-1706г.
-Ребята, есть ли здесь ошибка?
-27 июня 1709год
-Правильно. Ребята, а ведь мы в ваших словариках записывали, какое же новшество явилось неожиданностью для шведов со стороны русских в этом сражении.
-Редуты.
-Правильно, это насыпные земляные укрепления. Ребята, каково же историческое значение Полтавского сражения? (победа русских)
Полтавская битва подтвердила, что Петровская армия, она сильна на суше. А что же на море? И здесь нужен сильный флот. Петр огромное значение придавал созданию военно- морского флота. И он был создан в самые короткие сроки. Назовите основные морские сражения времен Северной войны . (1714г. мыс Гангут). Правильно.
- А я знаю еще про одно морское сражение у острова Гренгам в 1720 году.
- Вот видите, ребята, молодой русский флот начал свою историю с победы в морских баталиях. Открыли словарики, запишем новое слово. Баталия- это морское сражение.
Физкультминутка.
Учитель:
- Итак, в итоге война, как мы видим, по содержанию первой серии благополучно завершилась для России. Помните, мы говорили о выходе в Балтийское море - мы его получили, благодаря мужеству и героизму наших солдат и матросов. Благодаря полководческому таланту Петра Алексеевича.
Режиссёр:
-Здорово, ребята, благодаря вам первая серия моего фильма стала исторически правильной. Война - это внешняя политика, а теперь поговорим о внутренней политике, ибо вторая серия моего фильма называется «Реформы Петра Великого».
Учитель:
-Сценарий этой серии мы поможем режиссеру написать при помощи сигнальных карточек. Они у вас на столе. Я буду задавать вопросы, а вы после моего сигнала будете поднимать ту карточку, которая соответствует номеру правильного ответа.
1 вопрос. Сколько коллегий было создано при Петре 1?
1.-10
2.-12
3.-14
4.-21
Итак, правильный ответ 12 коллегий.
2 вопрос. В каком году был создан высший законодательный, распорядительный и судебный орган при государе -Сенат?
1.-1711год
2.-1712 год
3.-1713 год
4.-1714 год
Итак, правильный ответ в 1711 году. Молодцы, знаете.
3 вопрос. А теперь назовите мне, сколько губерний было создано в стране в 1708 году?
1.-10
2.-8
3.-11
4.-9
Правильный ответ 8 губерний.
4 вопрос. В каком году был создан Табель о рангах?
1.-1719 год
2.-1720 год
3.-1721 год
4.-1722 год
Правильно, в 1722 году.
5 вопрос. В каком году был создан высший духовный орган Синод?
1.-1719 год
2.-1720 год
3.-1721 год
4.-1722 год
Правильно, в 1721 году.
Режиссёр:
- Дорогие ребята, я думаю, что этих подлинно исторических сведений будет достаточно для второй серии. Спасибо вам. А теперь мне нужны небольшие уточнения к третьей серии, которая называется «Экономическое развитие России в эпоху Петра»
Режиссер подает учителю листок бумаги, на котором текст с ошибками.
Учитель:
- Ребята, слушайте внимательно.
В правлении Петра 1 существенных изменений в промышленности не произошло. Мануфактуры практически не развивались. Царь покровительствовал ввозу в страну импортных товаров. Отечественная торговля не развивалась. Налоги собирались очень слабо. Свободно покупали соль, гербовую бумагу. Разрешалось носить бороду.
-Давайте-ка по порядку разберемся. Кто заметил ошибки? (разбор текста)
-Вот видите, ребята, сами вы ответили, какое большое значение придавал Петр развитию экономике России.
Ребята, всем ли понравились такие изменения в России? Были ли противники Петровских реформ? Кто они, эти противники?
-А знаете, они были! Вот у меня в руках исторический документ.
«…нам дело до бояр и которые неправду делают. И вы, голытьба и вся чернь, идите изо всех городов конные и пешие, ногие и босые, идите не опосайтеся: будут вам кони и ружье и платье и денежное жалование. А мы стали за вас, за всю чернь. А вы стольники и воеводы и всякие приказные люди и заказные головы, не держите черни и по дорогам не хватайте, и пропускайте вы их к нам в донецкие города».
Из письма – обращения булавинского атамана Никиты Голого «в русские города и села».
- Сильно сопротивлялась патриархальная Русь реформам императора, потому что тяжелым бременем легли эти реформы на плечи каждого из россиян. Но они были необходимы. Уважаемый режиссер, мы предлагаем назвать следующую вашу серию «Восстания в царствовании Петра»
Режиссёр:
-Неплохое предложение. Над ним стоит подумать.
Учитель:
-Последняя серия теперь уже нашей с вами совместной работы называется «Культура Руси в эпоху Петра».
-Уважаемый режиссер, время нашего урока подходит к завершению. Помочь мы вам сможем следующим образом. Дома ребята ответят на вопрос (записать в тетрадях): Как можно на примере развития культуры подтвердить слова о том, что Петр «прорубил окно в Европу».
После того, как ребята выполнят домашнее задание, они пришлют ответ по электронной почте.
Режиссёр:
- Спасибо, ребята, буду ждать ваших сообщений.
Режиссер уходит.
Учитель:
- Итак, вывод нашего урока я прочитаю в стихотворной форме:
Как много сделал он для матушки России
Великих дел, свершений и побед.
Коль славен он и прежде и поныне
Без малого почти три сотни лет.
Великий царь, великий император
Он шёл по жизни собственным путём
И для страны и для себя как реформатор,
Ему все было в жизни нипочем.
Всегда стремился первым быть как прима
Еще когда водил в потешный бой народ.
И строил он, как воевал неудержимо
Мануфактуры, города и армию, и флот!
Таким он был и Первым назывался,
Для нас Петром Великим навсегда.
Таким он был, таким он и остался
На все века, на долгие года!