Реформы Петра первого. Значение реформ Петра первого.

ударственные реформы Петра 1.
Форма урока:
в интерактивной форме;
с использованием инновационных информационных технологий: компьютер, мультипроектор.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Основные формы работы на уроке - фронтальная и групповая, а также учебные диалоги "ученик - ученик" и "ученик - учитель".

Задачи урока:
Это первый урок по теме «Преобразования Петра 1».Учащиеся должны показать знания, умения и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации.
Класс поделен на равносильные группы, которые получили опережающее задание по данной теме. Ученики должны выступить соавторами моего урока, в течение которого будет прослеживаться сотрудничество детей и учителя.
Интерактивная форма проведения урока позволяет учащимся учиться формировать критическое мышление, анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать свои творческие способности.

I. Образовательные цели.
Объяснить учащимся, что:
- эпоха Петра I явилась переломным моментом в истории России, когда страна стала на совершенно новый путь развития;
- значение петровских преобразований для страны огромно, они изменили страну до неузнаваемости, поставив ее в один ряд с ведущими мировыми державами;
- после Северной войны внешнеполитическое положение России изменилось кардинально: страна решила вековую проблему выхода к Балтийскому морю, вырос ее престиж, появилась новая, регулярная, боеспособная армия;
- огромную роль в этих изменениях сыграла личность царя, его неуемная энергия, направленная на развитие страны.

II. Воспитательные цели.
Используя материал по теме:
- способствовать нравственно патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны;
- сформировать у учащихся восхищение личностными качествами Петра I , его преобразовательной деятельностью;
- воспитывать интерес к истории как учебному предмету.

III. Развивающие цели.
Используя материал по теме:
- развивать у учащихся критическое мышление, умение анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, видеть альтернативные подходы, развивать свои творческие способности, учиться грамотно вести дискуссию и работать сообща;
- формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с картой и историческим документом, как историческими источниками;
- расширить представления о роли и значении личности в истории.


Ход урока

Организационный момент
Приветствие, объявление темы урока и постановка проблемного вопроса. (Слайды 1, 2)
Учащиеся записывают тему и проблемный вопрос в тетрадь.

1. Проверка домашнего задания.
От каждой группы один учащийся выполняет проверочный тест по теме «Северная война». (Ученик может заработать 5 баллов для своей группы). Тест прилагается в электронном варианте.
Ребята в группах получают следующее задание:
1 группа. Назвать основные причины проведения военной реформы.
2, 3 группы. Изложить основные положения военной реформы.
4 группа. Указать значение военной реформы.
5 группа. Подвести итог выступлений. (Слайды 3, 4, 5)

2. Изучение нового материала
( На сегодняшнем уроке мы познакомимся с реформами государственного управления (Слайд 6) и постараемся ответить на вопрос, который записан у вас в тетрадях:
Реформы, проводимые Петром 1, были ли необходимостью на данном историческом этапе?
Чтобы правильно выстроить цепь исторических событий, а также проследить предпосылки и причины государственных реформ первой четверти 18 века, давайте вспомним:
( Каким было политическое устройство России в 17 веке? (Слайд 7)
( Каким образом произошло значительное укрепление царской власти при первых царях династии Романовых (Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче)? Для ответа на этот вопрос необходимо охарактеризовать деятельность Земского собора, Боярской думы и приказов в период правления этих царей. (Слайды 8, 9, 10)
( Итак, отсюда мы можем сделать вывод, что в течение 17 века усиливалась самодержавная власть царя, опиравшаяся не на сословное представительство, а на государственный аппарат и армию. Иначе можно сказать, что в России в конце 17 - нач.18 вв. укрепляются позиции абсолютизма. (Слайд 11)
( Как вы понимаете, установление новой формы правления влечет за собой изменения во всех государственных сферах. Сейчас каждая группа расскажет нам об этих реформах.

1 группа
Реформа центрального управления
(Слайды 12, 13; приложение 1)

2 группа
Изменения в положении дворянства.
Указ о единонаследии. (Слайд 14; приложение 2)
Табель о рангах. (Слайд 15; приложение 3)

3 группа
Областная реформа. (Слайд 16; приложение 4)

4 группа
Реформа городского управления. (Слайд 17; приложение 5)


5 группа
Церковная реформа. (Слайд 18; приложение 6)

( Проанализировав ваши выступления, можно сделать вывод о том, что в России утверждалась самодержавная монархия. Какие же признаки характерны для этой формы правления? (Слайд 19)
( И вот перед нами схема «Управление Россией в Петровское время», которая подтверждает правильность нашего вывода. (Слайд 20)
( Но нам необходимо ответить на вопрос, который был мною задан в начале урока. Для этого подведем итог всем выступлениям и укажем значение государственных реформ для страны. (Слайд 21)
Ребята отвечают на проблемный вопрос и подтверждают мысль о том, что реформы государственного управления, проводимые Петром 1, были необходимы нашей стране в первой четверти 18 века.

3. Домашнее задание. (Слайд 22)

Итог урока



Приложение 1
Реформа центрального управления.
Наметившаяся еще в XVII веке тенденция к абсолютизму потребовала еще большей централизации власти в условиях Северной войны.
В 1699 году Боярская дума была заменена царем Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров».
Следующим шагом стало создание в 1711 году Правительствующего сената, ставшего высшим правительственным учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными и судебными функциями, а также контролировал работу разветвленного государственного аппарата в центре и на местах. В состав Сената царь назначил 9 человек, представлявших как родовую знать (включая бывших членов Боярской думы), так и своих выдвиженцев. Решения Сената принимались его членами на общем собрании.
Над деятельностью Сената также был установлен контроль: в 1722 году был назначен генерал-прокурор (П. И. Ягужинский), которого называли «оком государевым» в Сенате.
Реформа 17181720 годов упразднила громоздкие и неповоротливые приказы и ввела коллегии. Первоначально их было 11.
В отличие от приказов решения здесь принимались коллективно (коллегиально). Каждую коллегию возглавляли президент, вице-президент, несколько советников. Для руководства деятельностью коллегий были изданы Генеральный регламент и регламенты каждой коллегии.
Центральное место в системе управления занимала тайная полиция. Делами о государственных преступлениях ведал Преображенский приказ, а затем Тайная канцелярия. Они находились в ведении самого императора.


















Приложение 2
Указ о единонаследии.
23 марта 1714 года Петр подписал указ о единонаследии, согласно которому поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам. Этот документ был направлен на стирание граней между родовой и «новой» (дворянской) знатью. Теперь не существовало разницы между дворянским и боярским землевладением.
Указ ограничивал право помещика распоряжаться недвижимым имуществом (вотчинами и жившими в них крестьянами): запрещалось продавать его, а также делить между наследниками. После смерти владельца вся недвижимая собственность (вотчина) могла быть передана только одному из сыновей, причем необязательно старшему, а движимое имущество получали остальные наследники. Необходимость Указа о единонаследии была мотивирована стремлением предотвратить дробление земельных владений, и, как следствие, измельчение помещичьих хозяйств. С другой стороны, Указ устанавливал, что сыновья, не получившие недвижимого имущества, "принуждены будут хлеба своего искать службою, учением, торгами", или иной деятельностью на пользу государства.

Приложение 3
Табель о рангах.
В 1722 году царь принял Табель о рангах. Теперь старая и новая аристократия уравнивалась и в служебном положении. Согласно новому закону, служба делилась на гражданскую и военную. Было определено 14 классов (рангов) чиновников: в гражданской службе от коллежского регистратора до канцлера; в армии от прапорщика до генерал-фельдмаршала; на флоте от прапорщика до генерал-адмирала. Всякий получивший чин 8 класса становился потомственным дворянином. Чины с 14 по 9 давали личное дворянство без права передачи по наследству. За свою службу чиновники получали земли и крестьян, а также денежное содержание.
Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.

Приложение 4

Областная реформа.
В 1708 году для усиления местного аппарата власти и повышения его авторитета и роли в деле управления страна была разделена на восемь губерний (позднее их число увеличилось): Московскую, Ингерманландскую (позже Петербургскую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую, Сибирскую. Во главе их стояли губернаторы, назначаемые царем и обладавшие административной, военной и судебной властью. Губернии были поделены на уезды, а позднее на провинции.
В 1719 году в стране было 50 провинций во главе с воеводами. Губернское деление, однако, сохранилось. Но в руках губернаторов остались лишь военные и судебные функции.
Особый режим местного управления существовал на Украине. Власть здесь принадлежала гетману.
Однако для контроля за его действиями (особенно после измены гетмана Мазепы) была создана Малороссийская коллегия, которую возглавлял царский офицер. После смерти в 1722 году гетмана И. И. Скоропадского новые выборы гетмана были запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом.

Приложение 5

Реформа городского управления.
С ростом городов увеличилась и численность городского населения. К концу царствования Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек. Сложным был состав городского населения: основную массу горожан составляли ремесленники и мелкий посадский люд, появились и первые мануфактурные рабочие, значительно возросло число купцов и торговцев.
Посадское население было изъято из ведения воевод и передано в руки выборной Бурмистерской палаты в Москве, а в других городах выборных бурмистров.
Управление ими осуществлял созданный в 1720 году в Петербурге Главный магистрат, которому были подчинены местные магистраты во главе с бурмистрами и ратманами, избираемыми от городского населения. Горожане теперь делились на «регулярных» (высших) и «подлых» (низших ). «Регулярные», в свою очередь, подразделялись на две гильдии: к первой были отнесены богатые купцы и лица «свободных профессий» (врачи, аптекари, художники), а ко второй ремесленники и торговцы. «Регулярные» пользовались особой государственной поддержкой и льготами.
Городская реформа не только способствовала экономическому подъему городов, но и обеспечивала поддержку самодержавия со стороны состоятельных граждан.
РАТМАН - (нем. Ratmann) - в Российской империи в XVIII-XIX вв. выборный член городских магистратов, ратуш, управ благочиния (в XIX в.).

Приложение 6

Церковная реформа.
При Петре I завершился процесс пре вращения церкви в одно из важнейших государственных учреждений, полностью подчиненных высшей светской власти.
После смерти в 1700 году патриарха Адриана Петр I запретил проводить новые выборы патриарха, сославшись на начавшуюся Северную войну. Местоблюстителем патриаршего престола (т. е. выполняющим обязанности главы церкви) он назначил Стефана Яворского.
После окончания Северной войны Петр I вовсе упразднил патриаршество. Управление церковными делами было передано Духовной коллегии, вскоре преобразованной в Святейший Правительствующий синод. В состав этой коллегии вошли представители высшего духовенства. Поскольку их назначение осуществлялось царем, а решения им утверждались, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской православной церкви.
Действия Синода от имени высшей светской в власти контролировал обер-прокурор гражданский чиновник, назначаемый царем.
Особым указом Петр I приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у них почтение к царю и церкви.
Эта реформа окончательно превратила церковь в опору российского абсолютизма.






























Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
с. Заветное










Урок истории в 7 классе


Государственные реформы
Петра I





Тема урока: Государственные реформы Петра 1.
Форма урока:
в интерактивной форме;
с использованием инновационных информационных технологий: компьютер, мультипроектор.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Основные формы работы на уроке - фронтальная и групповая, а также учебные диалоги "ученик - ученик" и "ученик - учитель".

Задачи урока:
Это первый урок по теме «Преобразования Петра 1».Учащиеся должны показать знания, умения и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации.
Класс поделен на равносильные группы, которые получили опережающее задание по данной теме. Ученики должны выступить соавторами моего урока, в течение которого будет прослеживаться сотрудничество детей и учителя.
Интерактивная форма проведения урока позволяет учащимся учиться формировать критическое мышление, анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать свои творческие способности.

I. Образовательные цели.
Объяснить учащимся, что:
- эпоха Петра I явилась переломным моментом в истории России, когда страна стала на совершенно новый путь развития;
- значение петровских преобразований для страны огромно, они изменили страну до неузнаваемости, поставив ее в один ряд с ведущими мировыми державами;
- после Северной войны внешнеполитическое положение России изменилось кардинально: страна решила вековую проблему выхода к Балтийскому морю, вырос ее престиж, появилась новая, регулярная, боеспособная армия;
- огромную роль в этих изменениях сыграла личность царя, его неуемная энергия, направленная на развитие страны.

II. Воспитательные цели.
Используя материал по теме:
- способствовать нравственно патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны;
- сформировать у учащихся восхищение личностными качествами Петра I , его преобразовательной деятельностью;
- воспитывать интерес к истории как учебному предмету.

III. Развивающие цели.
Используя материал по теме:
- развивать у учащихся критическое мышление, умение анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, видеть альтернативные подходы, развивать свои творческие способности, учиться грамотно вести дискуссию и работать сообща;
- формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с картой и историческим документом, как историческими источниками;
- расширить представления о роли и значении личности в истории.


Ход урока

Организационный момент
Приветствие, объявление темы урока и постановка проблемного вопроса. (Слайды 1, 2)
Учащиеся записывают тему и проблемный вопрос в тетрадь.

1. Проверка домашнего задания.
От каждой группы один учащийся выполняет проверочный тест по теме «Северная война». (Ученик может заработать 5 баллов для своей группы). Тест прилагается в электронном варианте.
Ребята в группах получают следующее задание:
1 группа. Назвать основные причины проведения военной реформы.
2, 3 группы. Изложить основные положения военной реформы.
4 группа. Указать значение военной реформы.
5 группа. Подвести итог выступлений. (Слайды 3, 4, 5)

2. Изучение нового материала
( На сегодняшнем уроке мы познакомимся с реформами государственного управления (Слайд 6) и постараемся ответить на вопрос, который записан у вас в тетрадях:
Реформы, проводимые Петром 1, были ли необходимостью на данном историческом этапе?
Чтобы правильно выстроить цепь исторических событий, а также проследить предпосылки и причины государственных реформ первой четверти 18 века, давайте вспомним:
( Каким было политическое устройство России в 17 веке? (Слайд 7)
( Каким образом произошло значительное укрепление царской власти при первых царях династии Романовых (Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче)? Для ответа на этот вопрос необходимо охарактеризовать деятельность Земского собора, Боярской думы и приказов в период правления этих царей. (Слайды 8, 9, 10)
( Итак, отсюда мы можем сделать вывод, что в течение 17 века усиливалась самодержавная власть царя, опиравшаяся не на сословное представительство, а на государственный аппарат и армию. Иначе можно сказать, что в России в конце 17 - нач.18 вв. укрепляются позиции абсолютизма. (Слайд 11)
( Как вы понимаете, установление новой формы правления влечет за собой изменения во всех государственных сферах. Сейчас каждая группа расскажет нам об этих реформах.

1 группа
Реформа центрального управления
(Слайды 12, 13; приложение 1)

2 группа
Изменения в положении дворянства.
Указ о единонаследии. (Слайд 14; приложение 2)
Табель о рангах. (Слайд 15; приложение 3)

3 группа
Областная реформа. (Слайд 16; приложение 4)

4 группа
Реформа городского управления. (Слайд 17; приложение 5)


5 группа
Церковная реформа. (Слайд 18; приложение 6)

( Проанализировав ваши выступления, можно сделать вывод о том, что в России утверждалась самодержавная монархия. Какие же признаки характерны для этой формы правления? (Слайд 19)
( И вот перед нами схема «Управление Россией в Петровское время», которая подтверждает правильность нашего вывода. (Слайд 20)
( Но нам необходимо ответить на вопрос, который был мною задан в начале урока. Для этого подведем итог всем выступлениям и укажем значение государственных реформ для страны. (Слайд 21)
Ребята отвечают на проблемный вопрос и подтверждают мысль о том, что реформы государственного управления, проводимые Петром 1, были необходимы нашей стране в первой четверти 18 века.

3. Домашнее задание. (Слайд 22)

Итог урока



Приложение 1
Реформа центрального управления.
Наметившаяся еще в XVII веке тенденция к абсолютизму потребовала еще большей централизации власти в условиях Северной войны.
В 1699 году Боярская дума была заменена царем Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров».
Следующим шагом стало создание в 1711 году Правительствующего сената, ставшего высшим правительственным учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными и судебными функциями, а также контролировал работу разветвленного государственного аппарата в центре и на местах. В состав Сената царь назначил 9 человек, представлявших как родовую знать (включая бывших членов Боярской думы), так и своих выдвиженцев. Решения Сената принимались его членами на общем собрании.
Над деятельностью Сената также был установлен контроль: в 1722 году был назначен генерал-прокурор (П. И. Ягужинский), которого называли «оком государевым» в Сенате.
Реформа 17181720 годов упразднила громоздкие и неповоротливые приказы и ввела коллегии. Первоначально их было 11.
В отличие от приказов решения здесь принимались коллективно (коллегиально). Каждую коллегию возглавляли президент, вице-президент, несколько советников. Для руководства деятельностью коллегий были изданы Генеральный регламент и регламенты каждой коллегии.
Центральное место в системе управления занимала тайная полиция. Делами о государственных преступлениях ведал Преображенский приказ, а затем Тайная канцелярия. Они находились в ведении самого императора.


















Приложение 2
Указ о единонаследии.
23 марта 1714 года Петр подписал указ о единонаследии, согласно которому поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам. Этот документ был направлен на стирание граней между родовой и «новой» (дворянской) знатью. Теперь не существовало разницы между дворянским и боярским землевладением.
Указ ограничивал право помещика распоряжаться недвижимым имуществом (вотчинами и жившими в них крестьянами): запрещалось продавать его, а также делить между наследниками. После смерти владельца вся недвижимая собственность (вотчина) могла быть передана только одному из сыновей, причем необязательно старшему, а движимое имущество получали остальные наследники. Необходимость Указа о единонаследии была мотивирована стремлением предотвратить дробление земельных владений, и, как следствие, измельчение помещичьих хозяйств. С другой стороны, Указ устанавливал, что сыновья, не получившие недвижимого имущества, "принуждены будут хлеба своего искать службою, учением, торгами", или иной деятельностью на пользу государства.

Приложение 3
Табель о рангах.
В 1722 году царь принял Табель о рангах. Теперь старая и новая аристократия уравнивалась и в служебном положении. Согласно новому закону, служба делилась на гражданскую и военную. Было определено 14 классов (рангов) чиновников: в гражданской службе от коллежского регистратора до канцлера; в армии от прапорщика до генерал-фельдмаршала; на флоте от прапорщика до генерал-адмирала. Всякий получивший чин 8 класса становился потомственным дворянином. Чины с 14 по 9 давали личное дворянство без права передачи по наследству. За свою службу чиновники получали земли и крестьян, а также денежное содержание.
Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.

Приложение 4

Областная реформа.
В 1708 году для усиления местного аппарата власти и повышения его авторитета и роли в деле управления страна была разделена на восемь губерний (позднее их число увеличилось): Московскую, Ингерманландскую (позже Петербургскую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую, Сибирскую. Во главе их стояли губернаторы, назначаемые царем и обладавшие административной, военной и судебной властью. Губернии были поделены на уезды, а позднее на провинции.
В 1719 году в стране было 50 провинций во главе с воеводами. Губернское деление, однако, сохранилось. Но в руках губернаторов остались лишь военные и судебные функции.
Особый режим местного управления существовал на Украине. Власть здесь принадлежала гетману.
Однако для контроля за его действиями (особенно после измены гетмана Мазепы) была создана Малороссийская коллегия, которую возглавлял царский офицер. После смерти в 1722 году гетмана И. И. Скоропадского новые выборы гетмана были запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом.

Приложение 5

Реформа городского управления.
С ростом городов увеличилась и численность городского населения. К концу царствования Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек. Сложным был состав городского населения: основную массу горожан составляли ремесленники и мелкий посадский люд, появились и первые мануфактурные рабочие, значительно возросло число купцов и торговцев.
Посадское население было изъято из ведения воевод и передано в руки выборной Бурмистерской палаты в Москве, а в других городах выборных бурмистров.
Управление ими осуществлял созданный в 1720 году в Петербурге Главный магистрат, которому были подчинены местные магистраты во главе с бурмистрами и ратманами, избираемыми от городского населения. Горожане теперь делились на «регулярных» (высших) и «подлых» (низших ). «Регулярные», в свою очередь, подразделялись на две гильдии: к первой были отнесены богатые купцы и лица «свободных профессий» (врачи, аптекари, художники), а ко второй ремесленники и торговцы. «Регулярные» пользовались особой государственной поддержкой и льготами.
Городская реформа не только способствовала экономическому подъему городов, но и обеспечивала поддержку самодержавия со стороны состоятельных граждан.
РАТМАН - (нем. Ratmann) - в Российской империи в XVIII-XIX вв. выборный член городских магистратов, ратуш, управ благочиния (в XIX в.).

Приложение 6

Церковная реформа.
При Петре I завершился процесс пре вращения церкви в одно из важнейших государственных учреждений, полностью подчиненных высшей светской власти.
После смерти в 1700 году патриарха Адриана Петр I запретил проводить новые выборы патриарха, сославшись на начавшуюся Северную войну. Местоблюстителем патриаршего престола (т. е. выполняющим обязанности главы церкви) он назначил Стефана Яворского.
После окончания Северной войны Петр I вовсе упразднил патриаршество. Управление церковными делами было передано Духовной коллегии, вскоре преобразованной в Святейший Правительствующий синод. В состав этой коллегии вошли представители высшего духовенства. Поскольку их назначение осуществлялось царем, а решения им утверждались, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской православной церкви.
Действия Синода от имени высшей светской в власти контролировал обер-прокурор гражданский чиновник, назначаемый царем.
Особым указом Петр I приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у них почтение к царю и церкви.
Эта реформа окончательно превратила церковь в опору российского абсолютизма.






























Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
с. Заветное










Урок истории в 7 классе


Государственные реформы
Петра I