Доклад Предупреждение и преодоление трудностей адаптационного периода у учащихся 5 класса.


Доклад на МО учителей математики.
Предупреждение и преодоление трудностей адаптационного периода у учащихся 5 класса.
Переход из начальной в среднюю школу, т.е. «второй адаптационный период», несёт много проблем и огорчений. Снижается успеваемость, у школьников появляются осознанные и неосознанные реакции отторжения школы. А, казалось бы, должно быть всё наоборот: ребёнок стал физически крепче, психологически устойчивее, расширились его социальные связи. Но почему-то возникают проблемы.
    Конечно, это связано с рядом объективных причин: смена одного учителя на нескольких, предметное обучение, увеличение школьной нагрузки, кабинетная система. Однако происходят изменения и внутреннего мира ребёнка. Давайте посмотрим, как меняется отношение школьника к окружающему миру, людям, какой вид деятельности вносит наибольший вклад в его развитие, какие физиологические изменения происходят в организме.
Младший школьный возраст
(7-11 лет) Подростковый возраст
(11-15 лет)
Особенности социальной ситуации
(отношения ребёнка к окружающему миру) Ребёнок стремится к общению со взрослыми. Мир взрослых является для него идеальным миром, он подражает отношениям взрослых Предпочитает общение со сверстниками. Отношение к миру взрослых меняется. Подростки моделируют отношения со сверстниками, воспроизводя отношения взрослых.
Ведущая деятельность
(деятельность, которая вносит наибольший вклад в развитие) Развитие ребёнка происходит в учебной деятельности. Школа является важнейшим социальным пространством. Развитие происходит в процессе общения со сверстниками. Появляется способность переходить от одного вида деятельности к другому.
Особенности системы ценностей. Ребёнок односторонне судит о способностях сверстников и о себе по школьным отметкам. Подросток оценивает себя и других с различных позиций: с точки зрения способностей в общении, спорте, художественных способностей и т.п.
Физиологические способности Развитие костно-мышечной системы. Развитие лобных долей головного мозга Начинается процесс полового созревания, происходят бурные физиологические изменения в организме.
Таким образом, изменяются социальные отношения (преобладает стремление к общению со сверстниками), критерии оценки успеха, на поведение ребёнка оказывают влияние физиологические изменения.
В результате этих изменений в 5 классе накапливается целый клубок противоречий, школьных затруднений, что оказывает воздействие на результаты учёбы, на отношение со взрослыми и сверстниками. Проблемы, возникающие в 5 классе, являются постоянным предметом изучения педагогов и психологов. Однако их пути решения пока не найдены. Задача взрослых (родителей, педагогов) – постараться создать условия для сглаживания проблем. Взрослые должны понимать осознавать причины их возникновения и оказывать всяческую поддержку учащимся.
    Поэтому целью сегодняшнего собрания является создание плана мероприятий по предупреждению дезадаптации пятиклассников.
Опрос среди учащихся 5-х классов выявляет ряд проблем, возникающих в адаптационный период:
1. Трудности при взаимодействии с учителями.
2. Тревожность при ответах у доски.
3. Страх перед контрольными работами.
4. Неспособность писать и думать в задаваемом учителем темпе.
5. Увеличение учебной нагрузки при выполнении домашних заданий.
Начинать работу по предупреждению проблем надо уже в 4 классе.
организация посещения класса учителями среднего звена;
знакомство выпускников с будущим классным руководителем;
ознакомление классного руководителя с психолого-педагогическими картами учащихся;
посещение будущим классным руководителем наших уроков и внеклассных мероприятий;
диагностическое педагогическое исследование детских ожиданий от 5 класса.
Необходимо:
1. Учителям предметникам разработать единые требования к пятиклассникам, обеспечить щадящий режим в период адаптации.
2. Классному руководителю и родителям организовать мероприятия по сплочению вновь созданного детского коллектива.
3. Родителям создать благоприятную домашнюю обстановку для преодоления трудностей в период адаптации.