Проект по экологии Чистые берега реки Кагальник


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Зазерская средняя общеобразовательная школа
Тацинский район
Тема проекта
«Чистые берега реки Кагальник»
Выполнила работу: Медведева Л.
ученица 8 класса
Руководитель: Мышанская С.В.
-2009г-

Содержание
Введение
I. Цели и задачи проекта
II. Планирование работы
Подготовка к летней экспедиции
Источники загрязнения
III. Основные этапы деятельности
Сбор информации
Структурирование информации
Оформление результатов работы.
IV. Итоги проектной деятельности.
Введение
…Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою
наслаждаешься, не понимая, что ты
такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь…
Антуан де Сент-Экзюпери.
Экологические проблемы в наше время становятся все более глобальными и важными для человечества. Новая картина современного мира с неизбежностью приводит к необходимости нового типа образования, которое по праву можно назвать экологическим. Экологическое образование предполагает обучение бережному взаимодействию человека с окружающим его миром и вместе с тем — совершенствованию внутреннего мира самого человека. Только осознание себя частью макромира, соединенной с ним бесчисленными неразрывными связями, позволяет строить гармоничные отношения с окружающей средой.
Экологическое образование — это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.
По своей природе экологическое образование нацелено на будущее, оно становится важным фактором социальной стабильности.
В окрестностях нашего хутора Зазерского протекает река Кагальник. Старые люди сказывали, что давным-давно на этой территории было «море», о чем свидетельствуют холмы, окаймляющие Зазерский и все близлежащие хутора : Араканцев, Кустоватов, Кухтачев, Дымков.
Много бед приносило оно людям: затопляло поля, разрушало ветхие жилища. Многие поколения хотели расправиться с «морем». С этой целью родник был завален камнями и тюками шерсти. Вода из родника просачивалась все медленнее и медленнее. Так на месте «моря» и осталась небольшая река, которую и сейчас называют Кагальником.
Прошли столетия, а легенда жива.
А еще наши дедушки и бабушки рассказывают, что, когда они были школьниками, это, примерно, 40-е -50-е годы XX века, на всем протяжении Кагальника, почти в любом месте его течения, можно было плавать и даже нырять. Сейчас, к сожалению, наш Кагальник очень сильно обмелел, зарос камышом, дно заилено. В наших краях осталось только одно место, где еще можно летом искупаться. Но мы все-таки надеемся, что придут другие времена, что люди найдут возможность очистить русло реки и она снова станет глубокой, широкой и полноводной.
Вот уже несколько лет учащиеся нашей школы проводят исследовательские работы, направленные на инвентаризацию природного комплекса реки, разработку рекомендаций оптимизации природопользования, изучение хода естественного развития и самовосстановления биоценоза реки. Основная работа школьников – летние экспедиции. Ребята ориентированы на самостоятельную деятельность — индивидуальную, парную, групповую (работа в малых группах).
Цели и задачи проекта.
Цели:
Образовательные
Вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;
Познакомить детей с этапами проектной деятельности;
Сформировать речевые умения.
Воспитательные
Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное, отношение к ответам и рассказам других детей;
Через содержание проекта подвести учащихся к мысли, что человек в ответе за окружающую среду родного края.
Развивающие
Развивать умения проектировать, мыслить в процессе изучения экологической проблемы;
Развивать умения работать самостоятельно с дополнительной литературой;
Расширить кругозор;
Развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии.
Учебно-педагогические задачи:
Создать условия для развития умения учиться на собственном опыте и опыте других в процессе разработки учебного проекта.
Оформить электронную презентацию работы.
Научить рецензировать творческую работу одноклассника.
Составить программу по сохранению реки Кагальник.
Этапы работы над проектом:
Планирование работы
Определение уровня готовности к поисковой работе.
Сбор информации.
Структурирование информации
Оформление результатов работы.
Подведение итогов, рефлексия.
Планирование работы
Планирование работы начинаем с выбора темы проекта и обоснования ее актуализации. Во время подготовительного периода (январь-март) школьники знакомятся с объектом исследования, методикой, работают с научной литературой. В мае – августе ребята находятся в экспедициях. Заключительный период (сентябрь-ноябрь) – обработка результатов исследований. Ну а декабрь – период отчетов. Учащиеся выступают пред сверстниками в школьной газете, в устном журнале на внеклассных мероприятиях. Предложенный режим работы формирует у детей устойчивый интерес к изучению родного края, позволяет им заниматься исследованиями в течение всего года.

Подготовка к летней экспедиции включает в себя несколько этапов:
Определение целей, методики исследования.
Учащиеся знакомятся с природным объектом, встречаются со старожилами – односельчанами. Руководители проекта рассказывают учащимся о важности планируемых работ, ценности результатов.
Определение состава участников экспедиции с распределением обязанностей. Наиболее оптимальным (учитывая содержания исследований, возрастные особенности детей, их подготовленность считаем возраст 14-18 лет, состав группы (три-пять человек и руководитель).Сроки проведения экспедиции и выбор маршрута.
Объектом исследования была выбрана река Кагальник (относится к малым рекам протяженность около 100 км) Река протекает по территории двух районов (Тацинский и Константиновский) и впадает в р. Дон. Ее протяженность позволяет определить влияние хозяйственной деятельности человека на экологическое состояние реки.
Определение уровня готовности к поисковой работе.
Население забирает из реки Кагальник и подземных вод огромное количество воды, что объяснить это можно как расточительство при ее использовании.
Большую экологическую роль играет не только водозабор из реки, но и сброс отходов хозяйственной деятельности человека. Загрязнение происходит на всем протяжении реки.
Источники загрязнений:
Забор воды для полива
Ловля рыбы

Мойка автомобилей
Животноводческая ферма

Река Кагальник
Рекреационные зоны
Распашка берегов

Личное подсобное хозяйство

Бытовые нужды человека
Сброс бытовых отходов


Учащиеся анализируют проблему загрязнения реки. Вода нужна людям, но чистой воды в настоящее время уже не хватает. Дети понимают необходимость решения проблемы экологической чистоты реки.
Руководитель подготавливает учащихся к выполнению проекта, знакомит с инструкциями по выполнению заданий.
Основные этапы деятельности
Сбор информации.
Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации – записи, вырезки и ксерокопии текстов и изображений. Завершается сбор сведений размещением всей найденной информацией в одной картотеки. Основная задача руководителя на этом этапе – это направить деятельность детей на самостоятельный поиск информации. Руководитель наблюдает, координирует, поддерживает, консультирует учащихся.
Структурирование информации
Ученики систематизируют информацию, предлагают варианты решения проблемы. Руководитель помогает выбрать оптимальное решение и оформить черновой вариант работы.
Программа «Чистые берега», «Обитатели реки»
Презентация «Нашей планете чистые реки» (коллективная работа)
Выпуск информационного буклета детского экологического объединения «Родник»
Оформление результатов работы.Экологические плакаты «Сохраним чистоту наших рек !»;
Выпуск газеты «Наша река - моими глазами»
Разработка экологических знаков
Устный журнал «Проблемы реки Кагальник»
IV. Итоги проектной деятельности.
Рефлексия – анализ своего пути достижения цели проекта. При поддержке руководителя проходит анализ проделанной работы, определяются встретившиеся трудности, происходит оценка вклада участников, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления. Использование рефлексивного подхода обеспечивает осознанное продвижение школьника по пути познания, оптимальный выбор средств для достижения целей саморазвития и самосовершенствования.