Методическая разработка Особенности проведения уроков по лыжной подготовке

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Ключевые слова: лыжный спорт, физическое воспитание, здоровье, младший школьный возраст, игра, игровые задания, эстафеты, скользящий шаг, быстрота реакции, подъемы и спуски, тренировка.
Лыжный спорт, является одним из самых массовых и распространённых видов спорта, культивируемых в нашей стране. Наибольшей популярностью в силу доступности и характера воздействия на организм пользуются лыжные гонки на различные дистанции.
Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания детей.
В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами один из самых доступных и массовых видов физической культуры. Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется, как по объёму, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности, а также в младшем школьном возрасте.
Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом морозном воздухе заметно повышает сопротивляемость организма, к самым различным заболеваниям, и положительно сказывается на общей работоспособности.
Ходьба и бег на лыжах благотворно воздействуют на сердечно сосудистую, дыхательную и нервную системы учащихся. Регулярные занятия способствуют развитию у младших школьников таких качеств, как выносливость, сила, ловкость, гибкость и др.
В комплексной программе по физическому воспитанию в разделе  лыжной  подготовки  большое внимание уделяется освоению лыжных ходов, совершенствованию в технике подъемов и спусков, развитию основных двигательных качеств,  также большое внимание  отводится играм на лыжах и передвижению по местности. Игры очень украшают учебный процесс, придавая ему содержание и интерес, а также  делая его  более привлекательным и разнообразным, особенно для детей начальной школы.
Игровые средства  можно успешно использовать как  для закрепления техники передвижений, так  и для развития физических качеств. Игра повышает  интерес  занимающихся и способствует целому ряду физиологических процессов, облегчающих выполнение последующей работы. В игре учащиеся  проявляют свои индивидуальные особенности, и преподавателю становится легче  изучать их и находить к ним индивидуальный подход.  Игровые  задания  и подвижные игры  можно  применять  во всех  частях  урока.  Эстафеты следует проводить в начале основной части  урока, после того как занимающиеся  достаточно разогрелись и готовы к пробежкам  с максимальной интенсивностью.
При подборе игровых упражнений следует исходить из задач, которые необходимо решить на уроке. Если ставится задача развития быстроты движений, количество пробежек  для каждого участника определяется моментом, с которого начнет снижаться скорость бега. Причем в последующих пробежках ученик  должен  по возможности  наращивать скорость, приближаясь к  максимальной. А для  развития скоростной выносливости  надо увеличить  количество пробежек и проводить их до наступления заметного утомления. Это упражнение должно выполняться легко и быстро, с большим числом повторений.
Когда упражнение предлагается в качестве игры занимающиеся выполняют его с большим желанием  и интересом. У них не устает  нервная система, так как игра вызывает положительные эмоции и подъем активности учащихся. При этом значительно повышается плотность урока. При использовании в занятиях игр учащиеся быстрее достигнут всестороннего физического развития.
Техника лыжных ходов и развитие физических качеств.
Для совершенствования скользящего шага можно использовать передвижения по учебному кругу или  короткие прямые отрезки лыжни. Учащимся можно предложить следующие задания:
Передвижения без палок с активными движениями рук
«Кто дольше  проскользит с перекатом на одной ноге»
«Передвижение с палками, держа их перед собой»
«Передвижения с палками,  держа их за спиной»
Для развития быстроты движений  в сочетании с быстротой реакции можно применять следующие игровые упражнения:
«Кто раньше захватит предмет?» В игре можно использовать лыжные палки, перчатки, веточки. Игроки делятся на две равные команды, строятся  в две шеренги  одна напротив другой на расстоянии трех шагов и образуют пары. На одинаковом  расстоянии от игроков на землю кладется предмет.  По сигналу  игроки  стараются как можно быстрее взять предмет. Потом подсчитывается, какая команда захватила больше предметов.  По мере роста подготовленности  учащихся  задание можно усложнить: построить команды спинами друг к другу. По сигналу игроки сначала должны повернуться  кругом, а потом захватить предмет.
«Беговая игра»: все ребята медленно передвигаются по лыжне. Игрок, стоящий первым  предлагает остальным свой темп, делая ускорение. Все остальные должны продержаться за ним. Потом он уходит назад, а ускорение после команды делает следующий игрок. Игра продолжается до тех пор, пока все играющие не предложат свой темп. Другой вариант. Все ребята передвигаются  по лыжне в колонне, По команде учителя последний игрок делает ускорение по параллельной лыжне вдоль колонны и становится впереди. Затем, то же самое проделывает новый замыкающий. Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все играющие.
«Встречная эстафета». Игроки  делятся на две команды. Каждая команда делится пополам и встает напротив друг друга в две колонны на расстоянии 80-100 шагов. По сигналу первые игроки бегут, добегают до игрока своей команды на противоположной стороне и касаются рукой  игрока, после чего второй игрок начинает движение. Эстафета заканчивается,  когда игроки поменяются местами.
«Гонки по кругу». Игроки делятся на команды по 4-5 человек. Игроки каждой команды встают в одну колонну. Расстояние между командами половина круга. По команде игроки обеих команд начинают движение и стараются догнать игроков другой команды. Те, кого догнали, выбывают. Выигрывает команда, в которой  останется больше игроков.
Подъемы и спуски.
Для овладения техникой спусков и подъемов  можно использовать  небольшие пологие  склоны или насыпные небольшие горки. Сначала  учащиеся осваивают спуск в высокой, средней и низкой стойке. Потом выполняют  это  задание на качество выполнения (Кто лучше).  Можно разделить ребят на команды и провести  состязания, чья команда сделает меньше ошибок. Те же задания можно предложить ребятам после овладения техникой подъемов (ступающим шагом, « лесенкой» и « елочкой»).
Упражнения для овладения навыков спуска:
Спуск без палок
Спуск в высокой стойки (вертикально)
Спуск в низкой стойки (скоростная стойка)
Спускаясь выполнить бросок снежка в цель
Для совершенствования  техники подъемов и спусков, а также для развития равновесия в сочетании с быстротой реакции,  можно провести эстафеты  и игры на склоне.
Эстафета «елочкой». Участники эстафеты должны со старта преодолеть подъем «елочкой» и, обогнув флажок, спустится к финишу. В паре побеждает игрок, быстрее прошедший трассу. Побеждает команда, участники которой большее  количество  раз выигрывали в парных состязаниях.
«До флажка». Игроки стартуют у первого флажка, разгоняются и стараются затормозить « плугом», точно у нижнего флажка. Участник, точнее затормозивший у флажка, считается победителем и получает одно очко. Команда, набравшая больше очков, считается победителем.
«Попади в цель». Игроки лепят снежки, а потом, спускаясь с горки, стараются попасть ими в цель. Выигрывает команда, у которой будет больше попаданий.
«Переложи предмет». Слева и справа от лыжни кладутся предметы (варежки, веточки, флажки). Ребята, спускаясь вниз, должны переложить предметы на другую сторону лыжни. Выигрывает тот, кто больше переложит предметов.
Повороты и торможения.
В программу также входит обучение и совершенствование поворотов на месте и в движении, а также торможений. При закреплении и совершенствовании этих навыков можно использовать  следующие  игровые задания.
«Веер» и «снежинка». Игроки выполняют  повороты на месте переступанием вокруг носков или вокруг пяток лыж. Задача в том, чтобы это сделать точно, чтобы на снегу получился красивый веер или снежинка.
«Змейка».   На расстоянии 2-3 метров в снег втыкаются лыжные палки. Игроки объезжают их змейкой, стараясь не задеть их. Сначала можно выполнять это задание на качество, а потом на скорость.
«Спуск с переступанием». На спуске прокладываются две параллельные лыжни. Во время спуска ребята переступанием переходят на соседнюю лыжню, а потом также возвращаются обратно.
«Кто точнее». Внизу спуска устанавливается лыжная палка. Участник, хорошо разогнавшись на склоне, старается затормозить «плугом» и остановиться точно у палки. Можно усложнить задание. Игрок сначала должен проехать в ворота, а потом точно затормозить у палки.
Если уроки лыжной подготовки будут проходить насыщенно и интересно, то у учащихся появится желание в свободное время выйти и прокатится на лыжах, а также на выходных выбраться вместе с родителями на лыжную прогулку. А для кого-то - это может послужить толчком,  записаться в лыжную секцию и начать серьезные тренировки. В любом случае ученики получат пользу, если школьные уроки физкультуры помогут им выбрать здоровый образ жизни.