ТЕМА: «Повышение эффективности уроков физкультуры через организацию активной деятельности обучающихся на занятиях по лыжной подготовке»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа
пос. Кошелевка



ТЕМА: «Повышение эффективности уроков физкультуры через организацию активной деятельности обучающихся на занятиях по лыжной подготовке»

Выполнил: Федоров Александр Алексеевич
учитель физической культуры
ГБОУ ООШ пос. Кошелевка









2015 г.
Содержание

Введение
Стр. 3

Культура здоровья
Стр. 3

Теоретические аспекты деятельности обучения двигательным действиям
Стр. 4

Основная часть
Стр. 5

Теоретическая часть
Стр. 5

Практическая часть
Стр. 8

Методы обучения
Стр. 8

Формы обучения
Стр. 10

Двигательные действия раздела
Стр. 10

Заключительная часть
Вывод
Стр. 13

Литература
Стр. 15














Введение
Актуальность сохранения и укрепления здоровья объясняется тем, что в целом по стране наблюдается ухудшение состояния здоровья школьников за последние десятилетия. Большую часть времени ребенок проводит в школе. Обучение здоровью должно быть направлено на то, чтобы научить молодых людей ответственно относиться к своему здоровью. Это, значит, анализировать и уточнять свои убеждения, установки и ценности, развивать личные навыки и навыки межличностного общения, а также расширять свои знания и понимание целого ряда вопросов, связанных со здоровьем. Единственный результат обучения здоровью – это «принятие на себя ответственности за свое здоровье».
Здоровый ребенок, здоровая образовательная среда - это то, на что мы должны направить наши усилия.
Цель: теоретически обосновать значимость формирования основ культуры здоровья и разработать эффективные средства для организации активной деятельности обучающихся на занятиях по лыжной подготовке.
Задачи:
практически разработать рекомендации по методике формирования мотивации к занятиям физической культуры и спортом ;
применять физкультурно-оздоровительные средства основанные на индивидуализации физических нагрузок;
оснастить материально-техническую базу школы: для формирования основ культуры здоровья на занятиях по лыжной подготовке.
Культура здоровья определяется нами как интегративное понятие в единстве двух составляющих: компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья и здоровой жизнедеятельности учащихся на основе принятия ими культурных норм и правильного оценивания факторов, как укрепляющих, так и разрушающих здоровье
Теоретические аспекты деятельности обучения двигательным действиям
Усвоение учебного материала по предмету «Физическая культура» зависит от влияния базовых факторов: особенностей учащихся (возрастных, индивидуальных), особенностей содержания информации (объёма, сложности, личной значимости), особенностей профессиональной деятельности учителя. Успешность обучения определяется наличием предпосылок, необходимых и достаточных для образовательной деятельности в процессе физического воспитания. Такие предпосылки создаются: а) на основе наличия готовности учителя; б) на основе наличия готовности обучаемого; в) условий, в которых будет осуществляться обучение.
Готовность учителя мы обозначаем как профессиональную готовность. Это, на наш взгляд, интегральное, личностное образование на основе потребностей и способностей специалиста.
Готовность обучаемых. Она характеризуется предпосылками: физической подготовленностью, двигательным опытом обучаемых, психологической готовностью, теоретической подготовленностью.
1-я предпосылка – физическая подготовленность обучаемого. Решение двигательной задачи требует от обучаемого определённого уровня развития физических качеств.
2-я предпосылка – двигательный опыт обучаемых. Он определяется объёмом двигательных действий, которыми владеет обучаемый, а также качеством их усвоения и реализации.
3-я предпосылка психологическая готовность. Её ядро мотивация учебной деятельности. Обучение будет успешным только в том случае, когда достижение желаемого результата станет доминирующим мотивом учебной деятельности. Необходимая мотивация формируется при активном участии педагога. Учитель должен определить структуру интереса обучаемых негативного, положительного, индифферентного (равнодушного), вариативного. В организации обучения, прежде всего, следует определить причины негативного отношения учащихся и создать педагогические условия их устранения. Учитель должен не только стимулировать положительные мотивы учебной деятельности, но и заботиться о ликвидации отрицательных. Это достигается, прежде всего, продуманной организацией учебно-воспитательного процесса, постоянной системой требований, оправданной строгостью к обучаемым.
4-я предпосылка теоретическая подготовленность. Она определяется уровнем информационного обеспечения обучаемых.
Основная часть
1.Теоретическая часть
Успешное решение задач урока лыжной подготовки во многом зависит от предварительной подготовки материальной базы, мест занятий, учебной документации и разъяснительной работы с учащимися и родителями.
На уроках в школе решаются основные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, предусмотренные программами по физической культуре для общеобразовательных школ в целом и разделом «Лыжная подготовка» в частности. В ходе уроков по лыжной подготовке все эти задачи конкретизируются с учетом возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей школьников. На уроках лыжной подготовки решаются следующие основные задачи: обучение школьников способам передвижения на лыжах; оздоровление и закаливание учащихся, развитие важнейших физических качеств (выносливости, силы, ловкости и др.); воспитание морально-волевых качеств (смелости, настойчивости, дисциплинированности и др.); привитие устойчивого интереса к систематическим занятиям на лыжах; воспитание навыков и умений, необходимых для самостоятельных занятий, и т.д.
Воспитание морально-волевых качеств, оздоровление и закаливание школьников, как правило, осуществляются всей системой уроков лыжной подготовки, внеклассных мероприятий и применением упражнений из других разделов, включенных в школьную программу. В ряде случаев воспитательные и оздоровительные задачи могут планироваться как частные на отдельные уроки или систему взаимосвязанных уроков. Для решения указанных задач учитель должен подобрать комплекс упражнений из средств лыжного спорта, необходимо также предусмотреть и условия их проведения. Например, для воспитания смелости на нескольких взаимосвязанных уроках лыжной подготовки можно планировать спуски в различных стойках с постепенным увеличением крутизны склонов и с переходом на неровные склоны.
Содержание, нагрузка, методы обучения и развития физических качеств на уроке лыжной подготовки всегда должны соответствовать программному материалу, поставленным задачам, полу и возрасту школьников. Для решения конкретных задач урока учитель должен подобрать средства (подводящие и специальные упражнения), методы и методические приемы, которые способствовали бы более быстрому и прочному овладению техникой способов передвижения на лыжах.
По сравнению с другими видами физических упражнений (например, с играми) передвижение на лыжах более однообразно и монотонно, поэтому одной из важнейших задач учителя является повышение эмоциональности урока, что будет способствовать более быстрому и прочному усвоению учащимися учебного материала. С этой целью необходимо своевременно чередовать передвижение по учебному кругу с занятиями на склоне по изучению элементов горнолыжной техники, включать игры и игровые задания, разнообразить методы обучения и т.д.
Уроки лыжной подготовки, учитывая внешние погодные условия, имеют свою специфику - при морозе и ветре недопустимы длительные паузы в передвижении по учебному кругу, объяснение и показ должны быть оптимально краткими и точными и в то же время объемными по информации. В целом плотность урока по лыжной подготовке выше по сравнению с другими видами занятий физическими упражнениями. А это обязывает учителя внимательно контролировать состояние учащихся и своевременно (в случае необходимости) вносить поправки в дозировку упражнений на лыжах. Неверное представление о степени утомления учеников, об их подготовленности может привести к перегрузке учащихся. Учитель должен всегда внимательно наблюдать за реакцией учеников на выполняемую нагрузку и правильно оценивать степень утомления, а это можно определить как по внешним признакам (изменению глубины дыхания, потоотделению, цвету кожи лица, осанке, координации движений), так и по объективным показателям - частоте сердечных сокращений (ЧСС).
Методика проведения и содержание урока должны всегда стимулировать активную деятельность учащихся на уроке, побуждать к сознательному освоению нового материала. При планировании учебной работы необходимо предусмотреть применение методов и методических приемов, активизирующих сознательное отношение школьников к изучению нового материала и проявление самостоятельности. Для повышения эмоциональности урока следует широко включать элементы соревнования, игры и игровые задания. При закреплении навыков в технике способов передвижения целесообразно проводить состязание на достижение более высоких количественных показателей (пройти отрезок за наименьшее количество скользящих шагов, при спуске подобрать больше расставленных флажков и др.).
Необходимо оптимальное сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся. Вначале, при изучении нового способа передвижения, всегда применяется коллективное обучение. С тем чтобы не тормозить процесс обучения и не снижать активность учащихся, целесообразно на определенном этапе обучения распределить учеников на подгруппы по подготовленности так, чтобы, передвигаясь по разным лыжням (по внутреннему и наружному кругу), они могли успешно осваивать технику, не мешая друг другу. Ученики, хуже осваивающие изучаемый ход, передвигаются по внутреннему (ближе к учителю) кругу.
Подобный подход необходим и при развитии физических качеств, следует разбивать учеников на подгруппы с одинаковой подготовленностью. В этом случае все ученики в подгруппе будут двигаться примерно с одинаковой скоростью, не мешая друг другу. В то же время такой подход позволит избежать перегрузки школьников, что может случиться, если в подгруппе хорошо подготовленных школьников окажется один-два слабых ученика. При обучении технике можно составлять пары из учеников различной подготовленности (в этом случае лучше владеющий техникой идет впереди, а его товарищ - следом, перенимая навыки техники).
Активная деятельность школьников на уроке лыжной подготовки должна быть разнообразной не только по содержанию материала, но и характеру напряжений. Применение разнообразных подводящих, имитационных и основных упражнений в передвижении на лыжах в различных сочетаниях (чередование обучения на учебной площадке, на учебном склоне и на учебно-тренировочной лыжне) с разнообразной интенсивностью позволяет не только переключать внимание, но и поддерживать на оптимальном уровне работоспособность учеников на протяжении всего урока.
Следует отметить, что все это чередуется с образовательными элементами, рассказом, объяснением, пояснением деталей и другими методами сообщения знаний по изучаемому способу передвижения или применяемому методу и т.д. Выполнение всех этих требований к уроку во многом будет способствовать повышению его эффективности.
2. Практическая часть
Методы обучения
В учебной работе по лыжному спорту и лыжной подготовке в школе для решения задач обучения используется целый ряд методов и методических приемов, которые объединены в три большие группы: словесные методы, методы наглядного воздействия, практические методы.
Все словесные методы кажутся довольно близкими, но каждый имеет свое содержание и специфику использования. Так, описание создает у юных лыжников чаще всего представление о форме хода в целом, а объяснение является важным приемом для уточнения деталей хода, взаимодействия сил. Ученики в этом случае всегда должны получить ответ на вопрос: «Почему этот элемент хода выполняется именно так?» Подобные различия имеются и между командой и указанием и т.д. Задание как метод обучения тоже имеет свою специфику. Учитель может дать индивидуальное задание одному или группе учеников по повторению и совершенствованию какого-либо хода на уроке. В то же время может быть дано домашнее задание как всему классу, так и индивидуально отдельным учащимся.
Методы наглядного воздействия. На уроках лыжной подготовки в школе из этой группы в основном используется метод показа всего способа передвижения в целом или отдельных его деталей. Показ всегда должен быть образцовым по форме и характеру движений, с необходимой скоростью, силой, амплитудой и расслабленностью движений.
Практические методы. Словесные и наглядные методы дают учащимся только представление об изучаемом способе передвижения на лыжах, практические методы позволяют полученные представления перенести на непосредственное практическое освоение движений. Основная цель этих методов - воспитать и закрепить у школьников умения и навыки, необходимые для передвижения на лыжах в разнообразных условиях.
Во всех случаях за показом и объяснением в любых их сочетаниях следует практическое выполнение хода по первому представлению. Учитель наблюдает за учащимися и по ходу передвижения по учебному кругу делает замечания, разъяснения и исправления. В том случае, если у нескольких школьников имеются типичные ошибки, целесообразно остановить всю группу и указать на них, объяснить причину появления и обратить внимание на пути их устранения. После этого ученики продолжают движение по учебному кругу и исправляют указанные ошибки.
Применение всех методов и приемов обучения с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей обеспечивает прочное освоение техники лыжного спорта.
Формы обучения
В общеобразовательных школах используются учебная, внеклассная и внешкольная формы работы по лыжному спорту. Основой всей работы по лыжам со школьниками является учебная работа по лыжной подготовке, которая проводится по государственным программам. Лыжная подготовка (обязательная дисциплина для всех учащихся) проводится в форме урока.
Внеклассные занятия по лыжам и лыжному спорту организуются в школе в виде секционных занятий, разнообразных физкультурно-массовых мероприятий на лыжах (прогулок, туристических походов, экскурсий и зимних праздников), занятий на лыжах в режиме продленного дня, соревнований по различным видам лыжного спорта. Кроме этого, большое значение во внеклассных мероприятиях имеют самостоятельные занятия школьников (индивидуальные и групповые) по выполнению домашних заданий по уроку или в виде активного отдыха с товарищами или родителями.
Основное требование к любым занятиям в системе внешкольной работы: обеспечить всестороннее физическое развитие, оздоровление и воспитание подрастающего поколения всеми средствами и методами лыжного спорта, а также соответствующей материально-технической базой. Материально-техническая база в школе была создана с 2010 г. - 2013 г., по программе оснащения лыжным инвентарем школ Самарской области.
Двигательные действия раздела
«Лыжная подготовка» при подъемах и спусках с горы.
Спуск в высокой стойке
После объяснения учителем назначения высокой стойки и её показа учащиеся разучивают стойку на месте: принимают о. с., потом высокую, потом снова основную. Это же упражнение повторяют во время спуска по длинному пологому склону, потом более короткому, но покатому. При таких же вариантах даются упражнения для совершенствования равновесия: спуск на одной лыже, другая приподнята над снегом; спуск с подниманием на ходу каких-либо предметов (веточек, флажков); спуск на одной лыже, другая снята, свободная нога приставлена к опорной сзади, вытянута назад, отведена в сторону. Даются также упражнения на точность: спуск с прохождением узких ворот, в шеренге (колонне). Палки обязательно держат кольцами назад. Руки разводятся в сторону на ширину плеч или чуть больше.
В начале занятия учащиеся держатся во время спуска очень напряжённо, боятся сделать лишнее движение, часто падают на выкате. Для воспитания уверенности в своих возможностях нужно, чтобы лыжники обязательно начали спуск несколькими энергичными толчками палок. В конце занятия ученики выполняют спуски в более трудных условиях на склонах переменной крутизны с переменным снежным покровом. При увеличении крутизны склона и переходе на плотный или обледенелый снег ученики выдвигают одну ногу больше вперёд. При переходе на мягкий снег тяжесть тела переносится больше назад, ноги раздвигаются шире. Типичные недостатки при выполнении спуска в высокой стойке: высоко поднятые руки, ноги не «пружинят»; постановка ног не соответствует условиям склона и скольжения.
Существенные ошибки: ноги плохо пружинят; неумение регулировать расстановку ног в зависимости от изменения снежного покрова; палки не отведены кольцами назад. Мелкие ошибки: слишком широкая стойка; руки подняты высоко.
Подъём лесенкой
Подъём лесенкой применяется на достаточно крутых склонах, когда лыжи можно удержать от соскальзывания вниз, только поставив боком к линии спада. Лыжник поднимается вверх по склону приставными шагами. На короткие крутые склоны можно взбираться быстрыми скачками с одной ноги на другую. Продвижение вверх часто сочетают с продвижением вперёд. Всё это довольно легко усваивается детьми, однако бывают и ошибки: негоризонтальная постановка лыж, недостаточно крутая постановка их на рёбра, слабая опора на палки и др. Ошибки эти легко устранимы.
Подъём ёлочкой
На обучение подъёму ёлочкой обычно затрачивается всего 0,5–1 ч, причём обучение проводят за два урока. На первом уроке учащимся показывают, как правильно выполнять это движение, и они разучивают его, на втором учитель закрепляет полученные навыки и исправляет замеченные ошибки. Способ подъёма ёлочкой применяется главным образом при подъёме в гору в прямом направлении (по линии спада уклона) в тех случаях, когда попеременным ходом уже идти нельзя лыжи начинают проскальзывать назад. Именно такие условия и подбираются при обучении этому способу: склон 5–10° с не очень глубоким снежным покровом.
Учитель объясняет требования к правильной технике подъёма ёлочкой: лыжи должны быть достаточно разведены и поставлены на внутренние рёбра так, чтобы не проскальзывали (это делается в значительной степени за счёт наклона голеней), задние части лыж не должны перекрещиваться, задевать друг друга при переносе; шаги свободные с полным распрямлением ног; руки работают энергично с полным распрямлением их в конце толчка.
Наиболее часто дети делают такие ошибки при подъёме ёлочкой: недостаточно круто ставят лыжи на рёбра, торопятся опустить лыжу на снег, делают короткие шаги, слишком наклоняются вперёд, слабо и не до конца отталкиваются руками. Скорость движения при подъёме ёлочкой зависит от угла разведения лыж и длины шага. После овладения техникой учитель ставит задачу пройти подъём как можно быстрее. Класс переходит с одного участка склона на другой. Крутизна склона может быть увеличена.
Торможение плугом
Вначале учитель рассказывает о применении этого способа торможения, подчеркивая, что способ используется не на крутых склонах, а главным образом при движении по линии спада (при спусках наискось менее удобен) на небольшой скорости. Выбрав подходящий склон, учитель сначала разучивает стойку плуга на месте (наверху или у подножия склона). Затем учащиеся спускаются со склона в этом положении, изменяя несколько раз ширину разведения лыж от узкой до широкой. Далее выполняют торможение плугом, проехав сначала 5–10 м без торможения (для набора скорости), и в заключение закрепляют движения в постепенно усложняемых условиях.
Наблюдая за выполнением учащимися упражнений, учитель должен обращать их внимание в первую очередь на следующие моменты: носки лыж должны быть близко сведены и удерживаться силой ног на одной линии: задние части лыж разводятся в стороны плавно; колени сближаются, голени наклоняются вперёд. Этим регулируется крутизна постановки лыж на рёбра. Для исправления замеченных недостатков повторяются упражнения на месте и в облегчённых условиях.
Материально-техническая база школы
Заключительная часть
Актуальность проблемы
Представленная работа нацелена на формирование мотивации у учащихся школы к занятиям по лыжной подготовке. Разнообразные условия для передвижения на лыжах развивают важнейшие физические качества: выносливость, силу, ловкость. Эффективность уроков по лыжной подготовке во многом зависит от качества инвентаря, его правильного хранения, быстрой выдаче и приема после занятия на хранение. В школе оборудована лыжная база, где хранятся лыжные комплекты. Условия сохранности обеспечиваются. Необходимо отметить и благоприятное влияние на психо-эмоциональное состояние человека занятий лыжной подготовкой, которые проходят на свежем воздухе, заряжают положительной энергетикой, способствуют снятию стрессогенных факторов. Лыжная подготовка способствует воспитанию у учащихся смелости, уверенности в своих силах, преодолевает чувство страха. Поэтому считаем, осознавая ответственность за здоровье детей, необходимым развивать данный вид спорта и культуру здоровья у учащихся.
Вывод: Особенно важно применять средства, повышающие интерес школьников к изучаемым элементам, побуждающие умственную и физическую активность школьников, повышающие их внимание и самостоятельный поиск знаний. Совместная работа учителя, учащихся, родителей по построению лыжных трасс, горок, организации лыжных походов повысит мотивацию и эффективность уроков физической культуры.


















Литература
1. Бутин, И. М. Лыжный спорт: учебник для студентов пед. ин-тов но специализации «Физическое воспитание» / И. М. Бутин. - М.: Просвещение, 2003.
2. Бутин, И. М. Лыжный спорт : учеб. пособие для студ. пед. вузов по спец. 033100 «Физ. культура» / И. М. Бутин. - М.: Академия, 2000.
3. Березин, Г. В. Лыжный спорт / Г. В. Березин, И. М. Бутин. - М.: Просвещение, 2003.
4. Лыжный спорт: учебник для пел. факультетов и техникумов физ. культуры / под ред. В. Д. Евстратова, Г. Б. Чукардина, Б. И. Сергеева. - М.: Физкультура и спорт, 2007.
5. Лыжный спорт : учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. М. А. Аграновского. - М : Физкультура и спорт, 2000.
6. Масленников, И. Б. Лыжный спорт / И. Б. Масленников, В. Е.
Капланский. - 2-е изд., иерераб., доп. - М.: Физкультура и спорт, 2002.
7. Смирнов, П. Г. Лыжные гонки/ П. Г. Смирнов, В. М. Ковязин - Тюмень, 2000.
8. Фомин, С. К. Подвижные игры на лыжах / С. К. Фомин. - Киев: Здоровье, 2004.
9. Алешина Л.И. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: Дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 1998













13 PAGE 14115



Заголовок 115