Поурочные планы по информатике 6 класса за 1-ю четверть


ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН «Утверждаю»
________________
Зам по Учебной работе
«____» ___________2015г.
Предмет: Информатика Класс: 6 Число: 12.09.2015г.
Тема: Информационная картина мира.
Цель урока: развить представление учащихся об информационной картине мира.
Учащиеся должны знать: понятие «информационный процесс»; виды информационных процессов.
Учащиеся должны уметь: приводить примеры протекания информационных процессов в жизни человека, в обществе, в технике.
Ход урока:
I.Оргмомент.II.Постановка целей и задач урока. Вопросы:
1.Чем занимается наука «Информатика»?
2.Что такое информация?
3.Какие единицы измерения информации вы знаете?
4.Как человек воспринимает информацию?
5.В каких формах может быть представлена информация? Приведите примеры.
III.Изучение нового материала.Вещественно-энергетическая картина мира начала складываться еще за два века до нашей эры. Физика, химия, биология и другие науки исследовали строение и функционирование сложных систем, которое оказалось невозможно объяснить без рассмотрения информационных процессов. К концу ХХ века стала складываться информационная картина мира.
Окружающий мир можно представить в виде взаимосвязи систем: микромир, макромир, мегамир.
Мегамир образуют галактики, звезды, планеты, то есть объекты гигантских размеров.
Макромир состоит из объектов живой и неживой природы, которые по размеру сопоставимы с человеком.
Микромир образуют объекты, размеры которых очень малы, например, к ним относятся молекулы, атомы.
Все объекты состоят из вещества. Вещество – это все, что нас окружает: вода, земля, воздух, и даже сам человек. Все объекты обладают энергией и взаимодействуют между собой. Понятие «энергия» появилось с развитием техники, изобретением двигателей, которые преобразуют энергию.
Информационная картина мира дополняет вещественно-энергетическую картину, рассматривая мир под информационным углом.
Информационный процесс – это действия, производимые с информацией для достижения поставленной цели.
Три типа информационных процессов: хранение, обработка, передача (получение).
Получение, обработка и хранение информации являются условием жизни любого организма. Так, дерево воспринимает информацию о температуре, продолжительности дня, влажности и пр. и управляет появлением почек, затем листьев и их опаданием. Животные могут получать звуковую информацию и общаться между собой. По запаху насекомые отыскивают корм, отличают своих от чужих.
Человек воспринимает информацию об окружающем мире с помощью органов чувств.
В технике информационный процесс происходит, когда она реагирует на действия человека. Например, когда вы проходите через турникет, прикладывая специальную пластиковую карточку, или пользуетесь платежным терминалом.
IV.Закрепление изученного материала.Упражнение 1. Людям каких профессий оплачивают хранение, передачу, обработку информации?
Учитель, фотограф, композитор, хирург, фотомодель, бухгалтер, директор, парикмахер, программист, дизайнер, архитектор, художник, телеведущий, столяр, доярка, дворник, сценарист, поэт, переводчик, шофер, повар, библиотекарь, продавец, машинист, балерина, пастух.Упражнение 2. Заполнить таблицу:
№ Процесс В-вещество
Э-энергияИ-информацияП-передачаХ-хранение
О-обработкаП-природаО-обществоТ-техника
Идет снег На складе находится запас продуктов В автомобиле заполнен бак с топливом Лиса роет нору Автомат упаковывает в пакеты муку Работает телевизионная антенна Чайник закипает и остается горячим на некоторое время В мобильном телефоне заряжается аккумулятор Экскурсовод проводит экскурсию Идет популярная телепрограмма Хамелеон маскируется под окружающие цвета V.Проверка понимания нового материала.Выполнить задания 12-15 из раздела «Контрольные вопросы и задания» к §2 в учебнике.
VI.Подведение итогов.Предложить учащимся ответить на вопросы:
-Что нового вы сегодня узнали?
-Какие вопросы появились или остались непонятными?
Оценивание и выставление оценок за выполненные упражнения.
VII.Домашнее задание.Прочитать §2, ответить на контрольные вопросы в конце параграфов.
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН «Утверждаю»
________________
Зам по Учебной работе
«____» ___________2015г.
Предмет: Информатика Класс: 6 Число: 19.09.2015г.
Тема: Свойства информаций.
Цель урока: сформировать представление о свойствах информации.
Учащиеся должны знать: свойства информации – объективность, полнота, достоверность, актуальность, ценность.
Учащиеся должны уметь: оценивать значения свойств информации; приводить примеры ситуаций, когда полученная информация обладает определенным набором свойств.
Ход урока:
I.Оргмомент.II.Актуализация знаний.
Провести игру «Угадай героя». Один из учащихся загадывает сказочного героя, остальные, опираясь на подсказки, пытаются его угадать.
Вопросы:
-Какие виды информации вы получали из подсказок?
-С помощью каких органов чувств вы получали информацию?
-Была ли полученная информация полезна?
-Какие еще свойства информации вы можете назвать?
III. Постановка целей и задач урока.
-Сегодня мы с вами продолжим изучать свойства информации и их значение при использовании информации для достижения поставленной цели. Научимся определять в разных ситуациях, как изменяются свойства одной и той же информации.
IV.Изучение нового материала.
В информатике выделят несколько свойств информации: актуальность, ценность, объективность, полнота, точность, достоверность.
Только информация, которая получена вовремя, будет ценной. Это свойство называют актуальностью. Ценная информация позволит решить поставленную задачу, достичь цели.
Объективной называют информацию, которая не зависит от чьего-либо мнения. Полная информация позволит принять правильное решение. Информация может быть неполной или же наоборот избыточной – в этих случаях она будет тормозить решение поставленной задачи или вообще не приведет к результату.
В разных ситуациях одна и та же информация может обладать разными свойствами.
Рассмотрим, к примеру, сообщение, полученное от тети, которая должна приехать: «Буду завтра, встречайте».
Если вы ожидали приезда своей тети и знаете, что она всегда приезжает на определенном поезде, у нее есть и любимый вагон, вы всегда встречаете ее в одно и то же время, то такое сообщение будет иметь для вас ценность. Иначе информации явно недостаточно.
Допустим, вы прибыли на вокзал в известное время. Но никого там не встретили. Что же произошло? Возможно, информация, которую вы получили, не была достоверной. Искажение информации может происходить из-за помех. Дезинформация может происходить преднамеренно. Информация может искажаться из-за субъективных причин. Допустим, ваша тетя на поезд опоздала, а сообщить об изменениях в планах не успела.
Со временем информация может устаревать, то есть она перестанет отражать истинное положение дел и станет уже недостоверной.
V.Закрепление изученного материала.
1)Определите полную информацию:
-В сутках 24 часа.
-Самолет прилетает в 5 часов утра.
-В этом месяце 30 дней.
-У меня в палитре 6 цветов.
-В году 12 месяцев.
2)Определите достоверную информацию:
-Каждый урок длится по 30 минут.
-У всех растений листья зеленого цвета.
-В кабинете информатики установлены компьютеры.
-У кресла две ножки.
-Окна школы всегда открыты во время уроков.

3)Задание 5 на странице 19 учебника.
VI.Подведение итогов. Выставление оценок.
VII.Д/з. Прочитать §3 учебника, ответить на контрольные вопросы.ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН «Утверждаю»
________________
Зам по Учебной работе
«____» ___________2015г.
Предмет: Информатика Класс: 6 Число: 26.09.2015г.
Тема: Защита информации. Антивирусные программы.
Цель урока: научить защищать информацию.
Учащиеся должны знать: что такое вирус, антивирус; признаки заражения компьютера.
Учащиеся должны уметь: производить проверку указанного объекта имеющимся антивирусом.
Ход урока:
I.Оргмомент.II.Постановка целей и задач урока.В 1988 году Американская ассоциация компьютерного оборудования объявила 30 ноября Международным днем защиты информации. Целью Дня является напоминание пользователям о необходимости защиты их компьютеров и всей хранимой в них информации.
Провозглашая День, Ассоциация намеревалась напомнить о необходимости защиты компьютерной информации и обратить внимание производителей и пользователей оборудования и программных средств на проблемы безопасности.
1988 год не случайно стал родоначальником праздника, именно в этот год была зафиксирована первая массовая эпидемия «червя», получившего название по имени своего создателя – Морриса. Именно тогда специалисты задумались о необходимости комплексного подхода к обеспечению информационной безопасности. Но прототип первого компьютерного вируса появился уже в 1983 году.
С тех пор в этот день по инициативе Ассоциации компьютерного оборудования проводятся международные конференции по защите информации, сопровождаемые массой интересных и полезных мероприятий.
В частности, сообщается о размере ущерба, получаемого незащищенным оборудованием. Например, ущерб от компьютерного вируса «ILOVEYOU», запущенного в 2000 году, составил только в Северной Америке миллиард долларов.
Ежегодно День проводится под определенным девизом, который помещается на плакаты и другую печатную продукцию, выпускаемую к празднику. На протяжении нескольких лет основной идеей всех проводимых мероприятий стало напоминание, что каждый пользователь должен лично обеспечивать и поддерживать защиту информационных активов и ресурсов.
Защита информации подразумевает:
Установку антивирусных программ;
Установку межсетевых экранов;
Использование трудно определимых паролей;
Физическую защиту информационных ресурсов и активов.
-Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:
1.Что такое компьютерные вирусы?
2.Признаки проявления вирусов.
3.Программы борьбы с компьютерными вирусами.
4.Защитить компьютер от вирусов?
III.Изучение нового материала.Обсудить вопросы:
1.Как вы понимаете, что такое компьютерный вирус?
2.Был ли ваш домашний компьютер заражен вирусом?
3.Какие признаки заражения вы можете назвать?
4.Какие способы заражения вы можете назвать?
5.Что делать при наличии признаков заражения?
6.Как вы выбирали антивирусную программу для своего компьютера? Какие действия с ней вам уже приходилось выполнять?
История компьютерных вирусов началась со времени создания персональных компьютеров.
Вирус – это вредоносная программа, которая способна самостоятельно размножаться.
Есть ряд признаков, свидетельствующих о заражении компьютера. Если вы замечаете, что с компьютером происходят странные изменения, а именно:
-выводятся на экран непредусмотренные сообщения или изображения;
-подаются непредусмотренные звуковые сигналы;
-неожиданно открывается и закрывается лоток DVD-ROM- устройства;
-без вашего участия запускаются на компьютере какие-либо программы;
-выдается сообщение, что заканчивается оперативная память, хотя вы не запускали никаких программ;
то с большей степенью вероятности можно предположить, что ваш компьютер поражен вирусом.
Вирусы распространяются по электронной почте, могут быть скопированы как обычные файлы на СD, DVD или жесткий диск, флеш - носитель, могут попасть на компьютер вместе с полезной программой или документом.
Если ваш компьютер действует не так, как обычно, то следует выполнить следующие действия.
Вам необходимо отключить компьютер от Интернета.
Если компьютер выдает сообщение об ошибке тогда, когда вы его только включили, значит, вы не можете его загрузить. В этом случае надо попробовать загрузить в режиме защиты от сбоев. Попросите родителей помочь вам в этом.
Если на диске вашего компьютера хранится важная для вас информация, желательно сохранить ее на внешних носителях, к примеру, на флешке.
Если на вашем компьютере нет антивирусной программы, надо срочно ее установить. Спросите у родителей, есть ли у вас дома лицензионный диск с антивирусной программой.
После установки антивирусной программы надо обновить базы.
Включите полную проверку вашего компьютера антивирусной программой.
В случае если в процессе проверки вирусы найдены не были, то надо проверить ваши аппаратное и программное обеспечения.
Антивирусные программы – это одно из средств защиты информации.
Антивирусная программа – программа для обнаружения вредоносных объектов и лечения инфицированных файлов, а также для профилактики заражения файлов или ОС в целом.
Современные антивирусные программы могут обнаруживать сотни тысяч вирусов, но ни одна из них не даст 100% защиты.
Хорошая антивирусная защита – это не только хорошая антивирусная программа, но и грамотное поведение пользователя в сети и за своим компьютером.
IV.Демонстрация работы имеющейся антивирусной программы.V.Работа в группах. Предложить сформулировать правила профилактики заражения компьютера. Афиширование и обсуждение предложенных правил.
VI.Закрепление изученного материала. Выполнение практической работы за компьютером по выбранному уровню.
VII.Подведение итогов. Выставление оценок.
VIII.Д/з. Изучить материал §4, ответить на контрольные вопросы.ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН «Утверждаю»
________________
Зам по Учебной работе
«____» ___________2015г.
Предмет: Информатика Класс: 6 Число: 3.10.2015г.
Тема: Сжатие информации. Программы-архиваторы.
Цель урока: научить использовать программу-архиватор.
Учащиеся должны знать: понятия «архивный файл», «самораспаковывающийся архив».
Учащиеся должны уметь: создавать архив.
Ход урока:
I.Оргмомент.II.Постановка целей и задач урока.III.Проверка д/з.IV.Изучение нового материала.Вопросы для обсуждения:
1.В каких случаях может понадобиться сжатие файла?
2.Алгоритмы создания архива.
3.Состав архивного файла.
4.В чем разница между обычным архивом и самораспаковывающимся?
5.Насколько сжимаются файлы разных типов?
Одним из способов защиты информации является хранение копий данных на внешних носителях.
Чтобы сохранить большое количество информации на внешнем носителе, необходимо бывает уменьшить ее объем без потери содержания - выполнить архивацию.
Архивацию также производят при передаче информации по сети или при долговременном хранении данных, используемых редко.
Архив может содержать один или несколько файлов, папки, другие архивы. Архив должен также содержать информацию об именах и длине оригинальных файлов для их восстановления.
Архивация и распаковка архивов осуществляется программами-архиваторами. Самыми распространенными являются WinRAR, WinZip , из бесплатных –IZArc, 7-Zip. Архивные файлы получают соответствующее расширение: rar, zip, 7z и др.
Наряду с простыми архивами можно создавать и самораспаковывающиеся SFX–архивы.
Архивацию можно произвести разными способами. Во-первых, выбрав команду Добавить в архив из контекстного меню выделенных для архивации объектов, в появившемся окне диалога установить необходимые параметры архива.
Второй способ – запустить программу-архиватор и выполнить все действия с файлами и папками в ее окне.
Некоторые файлы могут быть сжаты в десятки раз, сжатие же других может совсем и не уменьшить занимаемый ими объем. Обычно сжатие данных происходит значительно медленнее, чем обратная операция.
V.Закрепление изученного материала. Выполнение практической работы за компьютером по выбранному уровню.
VI.Подведение итогов. Выставление оценок.
VII.Д/з. Изучить материал §5, ответить на контрольные вопросы.ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН «Утверждаю»
________________
Зам по Учебной работе
«____» ___________2015г.
Предмет: Информатика Класс: 6 Число: 10.10.2015г.
Тема: История развития ВТ. Поколения ЭВМ.
Цель урока: формировать знания учащихся по истории вычислительной техники, эволюции компьютера.
Учащиеся должны знать: историю развития вычислительных устройств; основные даты и достижения электронного этапа развития ВТ; поколения ЭВМ, их характеристики и элементную базу.
Учащиеся должны уметь: определять соответствие элементов аналитической машины устройствам современного компьютера; приводить примеры ЭВМ разных поколений, характеризовать их.
Ход урока:
I.Оргмомент.II.Постановка целей и задач урока.III.Актуализация знаний.-Какие устройства для вычислений вам известны?
-Кого раньше называли компьютерами?
-Как назывался первый электронный компьютер?
IV.Изучение нового материала.-Как вы думаете, что появилось раньше – компьютер или слово, обозначающее это устройство?
Изначально компьютером называли людей, которые проводили вычисления. И лишь после появления настоящего компьютера это слово стало ассоциироваться только с устройством, а не с человеком.
Пока не был создан компьютер, древние люди искали способы облегчения расчетов. Появлялись такие учетные устройства, как абак, счеты, соробян. Фактически при использовании счетов или абака человек считал сам. Отнести абак и счеты к вычислительной технике нельзя.
В 1822 году конструктор Чарльз Томас создал первый механический калькулятор –арифмометр.
В 1833 году английский математик Чарльз Бэббидж начал создание аналитической машины. Ее считают прообразом современных компьютеров.
Машина должна состоять из пяти устройств: арифметического устройства, запоминающего устройства, устройства управления, устройств ввода и вывода. Структура аналитической машины до сих пор используется как основа современных компьютеров.
Программу для аналитической машины написала Ада Лавлейс.
В 1890 году для ускорения обработки результатов переписи населения американец Герман Холлерит создал табулятор. В 1924 году на базе предприятия, производившего электромеханические машины Холлерита, была создана фирма IBM.
В 1937 году заработала машина Z1-дипломный проект немецкого студента Конрада Цузе. Создана она была полностью на механической основе, работала по программе. Z1 обрабатывала 22-значные, двоичные числа.Работа в группах.
Ученики делятся на пять групп – по количеству поколений компьютера. В каждой группе находится по ученику, подготовившему рассказ о компьютерах одного из поколений. По мере изучения материала каждая группа заполняет таблицу.
Поколение (год) Основа ЭВМ Размеры ЭВМ Скорость работы Возможность программирования Применение
V.Закрепление изученного материала. Учащиеся продолжают исследовательскую работу. Для закрепления используются задания из раздела учебника «Практическая работа за компьютером».
VI.Подведение итогов. Ученики демонстрируют свои программные продукты, делается краткий обзор поколений компьютера. Выставление оценок.
VII.Д/з. Изучить материал §6, ответить на контрольные вопросы и выполнить задания. Для самопроверки ответить на вопросы теста.
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН «Утверждаю»
________________
Зам по Учебной работе
«____» ___________2015г.
Предмет: Информатика Класс: 6 Число: 17.10.2015г.
Тема: Современные тенденции развития архитектуры ПК.
Цель урока: сформировать представление об архитектуре компьютера; продолжить изучение принципов функционирования и характеристик основных компонентов компьютера.
Учащиеся должны знать: что такое конфигурация, архитектура компьютера; принципы архитектуры фон Неймана.
Учащиеся должны уметь: называть и объяснять различие видов архитектур; объяснять принцип шинной архитектуры, преимущества шины USB; называть две основные микросхемы материнской платы и пояснять их функции, используя рисунок.
Ход урока:
I.Оргмомент.II.Постановка целей и задач урока.III.Проверка д/з.IV.Актуализация знаний.1.Назовите основные блоки компьютера.
2.Какие вы знаете устройства, входящие в состав аппаратных средств (находятся в системном блоке)?
3.Какая программа управляет работой любого устройства?
4.Какие устройства компьютера являются внешними, а какие – внешними?
5.Перечислите известные вам виды памяти компьютера.
V. Изучение нового материала.Каждое из устройств компьютера может изготавливаться, тестироваться и эксплуатироваться независимо от других.
Состав компонентов компьютера называется его конфигурацией.
Программное и аппаратное обеспечение взаимодействуют совместно.
Принципы связи между аппаратными компонентами определяются архитектурой компьютера.
Архитектура компьютера – это описание структуры и принципов работы компьютера.
Если принципы взаимосвязи между аппаратными компонентами компьютера закреплены стандартами, то и архитектуру называют стандартной.
Существуют и компьютеры с нестандартными архитектурами, но чаще они используются в составе других устройств. Например, если говорить о бортовых компьютерах самолетов или системах управления бытовой техникой.
Не ко всем стандартам может присоединиться производитель. Если владелец стандарта это допускает, то стандарт называют открытым. Характерный пример открытого стандарта – современная архитектура компьютеров платформы IBM PC. Пример закрытого стандарта – архитектура ПК Apple.
Большинство компьютеров базируются на архитектуре фон Неймана и используют модульный принцип построения.
Еще в период создания первой электронно-вычислительной машины в 1946 году ученые Артур Беркс, Герман Голдстайн и Джон фон Нейман сформулировали принципы, которые определили развитие всей компьютерной техники. Эти принципы выдвигают идеи о том, что память в ЭВМ должна быть общей и для программ и для данных. Позднее эти принципы получили название «принципы фон Неймана». Рассмотрим эти принципы.
Принцип программного управления – программа представляет собой набор некоторых команд, которые процессор выполняет последовательно.
Принцип однородности памяти – вся информация независимо от своего содержания хранится в одной и той же памяти. Различается информация не по способу кодирования, а по способу использования.
Принцип двоичности – информация в памяти компьютера хранится и обрабатывается вычислительными устройствами в двоичном коде.
Принцип адресуемости памяти – память состоит из ячеек, которые пронумерованы.
Принцип последовательного программного управления – все команды располагаются в памяти и выполняются последовательно, одна после завершения другой.
Принцип условного перехода – команды из программы не всегда выполняются одна за другой. Возможно присутствие в программе команд условного перехода, которые меняют последовательное выполнение команд в зависимости от значений данных.
Архитектура персонального компьютера – компоновка его устройств, таких как процессор, запоминающие устройства (ЗУ, видеоподсистема, периферийные устройства и устройства ввода-вывода.Электронные компоненты ПК соединены между собой группами проводов, называемых шинами. Самая главная шина компьютера называется системной шиной. Состоит она из трех шин: адресной шины, шины управления, шины данных. С помощью адресной шины процессор выбирает ячейки памяти для подключения. По шине управления из оперативной памяти в процессор поступают команды, по шине данных - данные. Характеристика шины – разрядность.
Кроме процессора и оперативной памяти, ПК необходимо еще множество устройств для ввода, вывода и долговременного хранения данных. С ними процессор взаимодействует через микроконтроллеры. Устройство обращается к своему контроллеру, а уже контроллер – к процессору.
Порядок взаимодействия микроконтроллеров определяется архитектурой компьютера. Архитектура компьютеров IBM PC считается шинной.
В шинной архитектуре:
-каждое устройство присоединяется к своей шине;
-каждая шина присоединяется к своему контроллеру;
-каждый контроллер присоединяется к шине более высокого уровня.
В итоге вся шинная архитектура напоминает «дерево», в которой роль «корня» выполняет системная шина, соединяющая процессор и память.
Самая перегруженная шина – та, по которой передаются видеоданные. Этим потокам выделяют отдельную шину. В современных компьютерах для повседневного применения используют шину USB, с которой вы неоднократно встречались – через нее подключается большинство внешних устройств.
Преимущества шины USB:
-подключать можно до 128 устройств;
-подключение можно производить без выключения компьютера;
-не нужно устанавливать специальные программы.
Материнская плата – основа вычислительной системы современного ПК – содержит две основные большие микросхемы: северный мост и южный мост.
Северный мост – контроллер памяти, который обеспечивает работу центрального процессора, оперативной памяти и видеокарты.
Южный мост – контроллер-концентратор ввода-вывода, обеспечивающий работу контроллеров интегрированных в материнскую плату устройств, а также взаимодействие с внешними устройствами.
VI. Закрепление изученного материала.
Задание 1.
В состав любого ПК входят отдельные взаимозаменяемые компоненты, каждый из которых может изготавливаться, тестироваться и эксплуатироваться независимо от других. Состав компонентов компьютера называется его ____________________.
Задание 2.
Архитектура – это ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________.
Выполнение практической работы за компьютером по выбранному уровню.
VII. Подведение итогов. Выставление оценок.
VIII. Д/з. Изучить материал §7, ответить на контрольные вопросы.
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН «Утверждаю»
________________
Зам по Учебной работе
«____» ___________2015г.
Предмет: Информатика Класс: 6 Число: 24.10.2015г.
Тема: Алгоритм и их исполнители.
Цель урока: ввести понятия «алгоритм» и «исполнитель алгоритма».
Учащиеся должны знать: понятия «алгоритм», «исполнитель алгоритма».
Учащиеся должны уметь: строить алгоритмы линейной структуры в словесной форме.
Ход урока:
I.Оргмомент.II.Постановка целей и задач урока.III.Проверка д/з.IV.Актуализация знаний.-Человек в своей жизни выполняет множество действий. Выполняя эти действия, он достигает определенного результата. Например, чтобы получать знания, вы выполняете действия: проснуться, встать, одеться, позавтракать, пойти в школу, учиться и т.п. Эти действия повторяются на протяжении нескольких лет. Для того чтобы достичь цели, человеку необходимо выполнять цепочку действий. Такие цепочки называются алгоритмами.
V.Изучение нового материала.-Тема сегодняшнего занятия: алгоритмы.
Игра «Робот». Один из учеников назначается роботом. Учитель предлагает задание. Например, надо написать на доске сегодняшнее число. Ученики дают команду роботу так, чтобы задание было им выполнено.
При проведении игры особое внимание уделяется точности и понятности команд. Цель игры: подвести учащихся к пониманию определения алгоритма как точного и понятного исполнителю описания последовательности действий.
Исполнителем алгоритма может быть человек, робот и компьютер. В алгоритме действия превращаются в команды.
Для того чтобы контролировать процесс выполнения алгоритма, создают специальные таблицы, которые называются таблицами исполнения. Алгоритм «Напиши слово»:
Номер команды Команда алгоритма Результат выполнения команды
1 Возьми ручку Ручка находится в руке
2 Напиши слово «Мама» Написано слово «Мама»
3 Положи ручку на место Ручка находится на столе
4 Конец Алгоритм выполнен
Каждый алгоритм заканчивается командой «Конец».
Пример. Алгоритм приготовления чая:
1.Начало.
2.Ополосни заварник горячей водой.
3.Засыпь в него заварку.
4.Залей кипятком.
5.Дай постоять 3-5 минут.
6.Налей чай в чашку.
7.Конец.
VI.Закрепление изученного материала. Выполнение заданий 4,5,6 из раздела «Контрольные вопросы и задания».
VII.Подведение итогов. Оценить работу работ на уроке.
VIII.Д/з. Изучить содержание §8 учебника, ответить на вопросы, выполнить задание 7 из раздела «Контрольные вопросы и задания».ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН «Утверждаю»
________________
Зам по Учебной работе
«____» ___________2015г.
Предмет: Информатика Класс: 6 Число: 31.10.2015г.
Тема: Формы записи алгоритмов.
Цель урока: научить записывать алгоритм в словесной и графической формах.
Учащиеся должны знать: формы записи алгоритма; назначение блок-схем; соответствие графических элементов блок-схемы алгоритма командам в словесной форме записи.
Учащиеся должны уметь: строить блок-схемы алгоритма линейной структуры.
Ход урока:
I.Оргмомент.II.Постановка целей и задач урока.III.Проверка д/з. по контрольным вопросам к §8.IV.Актуализация знаний.V.Изучение нового материала.Алгоритм можно представить в разных формах. Форма записи алгоритма зависит чаще всего от исполнителя алгоритма.
Алгоритм представляется:
-в словесной форме;
-в графической форме;
-на алгоритмическом языке;
-на языке программирования.
Для более удобного понимания алгоритма используют графический способ представления, который называют блок-схемой.
В блок-схемах каждое действие алгоритма показывается при помощи фигуры. Начало и конец алгоритма обозначаются овалом. Действие записывается в прямоугольник. Все элементы блок-схемы соединяются линиями-стрелками, которые указывают направление выполнения алгоритма. Ввод и вывод данных помещаются в параллелограмм.
Пример. Алгоритм сложения двух чисел.
Конец
Начало


Ввод а,b

c:=a+b

Вывод с

Данный алгоритм будет работать для любых чисел. При вычислениях в алгоритме необходимо вводимым данным и результату вычислений присвоить какую-либо букву. Она называется переменной.
В нашем примере за переменные а и b обозначены числа, которые необходимо складывать, за переменную с – результат выполнения алгоритма.
VI.Закрепление изученного материала. Выполнение заданий 4-9 из раздела «Контрольные вопросы и задания».
Ответ к заданию 4: рисунок спирали: 1Н 1П 2В 2Л 3Н 3П 4В 4Л 5Н 4П.
Ответ к заданию 5.
Решение задания 8. Алгоритм «Переправа»
Начало
Перевести козу
Переправиться
Перевести волка
Перевести козу
Перевести капусту
Переправиться
Перевести козу
Конец
VII.Подведение итогов. Оценить работу на уроке.
VIII.Д/з. Изучить содержание §9 учебника, ответить на вопросы.