Рабочая программа по литературе для V класса, разработанная на основе 2. Примерной программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2012)


Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для V класса создана на основе:
1.Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ.
Примерной программы Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2012)
Учебного плана МОБУ ООШ №8 Пожарского муниципального района на 2014-2015 учебный год.
Положения «О рабочих программах» МОБУ ООШ №8 Пожарского муниципального района.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в нее включены для изучения дополнительные произведения: В.А. Жуковский «Спящая царевна», А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»; П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»; Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь – Робинзон».
В рабочую программу из вышеперечисленных включены для изучения произведения: В.А. Жуковский «Спящая царевна», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник – хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.
Программа рассчитана на 102 часа (3часа в неделю).
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;
- итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знания теоретико-литературных понятий.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления) ; басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса – сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления)
Учащиеся должны уметь:
-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
-отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
-видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
-выявлять основную нравственную проблематику произведения;
-определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
-прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
-воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
-различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
-пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
-ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.)
-выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
-подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказ;
-словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
-аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
-видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
-написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
-сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и т.д.,
-создавать сочинения – миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.
Учебно – тематический план
№ Тема раздела Количество часов
1 Введение. Книга и ее роль в духовной жизни человека. 1
2 Устное народное творчество. Русский фольклор. Малые жанры фольклора. Русские народные сказки. 13
3 Литература 18 века. М.В.Ломоносов. Басни. Литературная сказка. 19
4 Литература 19 века. 40
5 Произведения русской литературы 20 века 9
6 Зарубежная литература 13
7 Итоговое повторение. Защита проектов. Резервные часы.. 7
Итого 102
Содержание курса:
1.Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества.
Русский фольклор. Малые жанры. Детский фольклор .
2.Сказка как особый жанр фольклора.
«Царевна – лягушка» - встреча с волшебной сказкой.
«Журавль и цапля». «Солдатская шинель».
3. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».
4. М.В. Ломоносов. Слово о писателе.
«Случились вместе два астронома в пиру…».
6. Русские басни. Басня и ее родословная.
Басня как литературный жанр. И.А. Крылов.
7. В.А. Жуковский «Кубок». Сказка «Спящая царевна».
8. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Борьба добрых и злых сил.
9. В.М. Гаршин. Человек обостренной совести.
Сказка «AttaleaPrinsers»
10. Х.К. Андерсен и его сказочный мир.
Сказка «Снежная королева»
11. М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино».
История Отечества как источник поэтического
вдохновения и национальной гордости.
12. Н.В. Гоголь. Слово о писателе
Понятие о повести как эпическом жанре.
Сюжет повести «Заколдованное место».
13. Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге».
А.В. Кольцов. Слово о поэте. Стихотворение «Песня пахаря».
И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму».
Быт и нравы крепостной России в рассказе.
14. А.А. Фет. Ф.И. Тютчев
15. Л. Н. Толстой. Слово о писателе.
Рассказ - быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.
16. А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия».
17. И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы».
Человек и природа в рассказе. В.Г. Короленко. Слово о писателе.
«В дурном обществе». Описание городка Княжье - Вено.
Вася и его отец.
18. С.А. Есенин. Слово о поэте. К.Г. Паустовский. Слово о писателе.
Рассказ «Заячьи лапы». С.Я. Маршак. Слово о писателе.
Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».
19. А.П. Платонов. Слово о поэте. Маленький мечтатель Андрея
Платонова в рассказе «Никита».
В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро».
Сюжет рассказа, его герои.
20. Русские поэты 20 века о Родине и родной природе.
21.Зарубежная литература.
22. Итоговое повторение. Контрольное тестирование. Защита проектов.
Учебное и учебно-методическое обеспечение :Для учащихся:
1 В.Я. Коровина и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. – М.: Просвещение., 2008 г.
Для учителя:
1 Золотарева И.В. , Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс.-Изд.3-е. исправленное и дополненное. –М.: ВАКО, 2005.
2 Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс».- М.: Издательство «Экзамен», 2
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернет
Календарно – тематическое планирование

п/п Тема урока Элементы содержания Домашнее задание Дата
По плану По факту
1 Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Структурные элементы учебной книги. Подготовить пересказ учебной статьи по плану. Подобрать пословицы и поговорки о книге, чтении. 01.09 01.09
2 Русский фольклор. Малые жанры. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представление о добре и зле. Подготовиться к конкурсу на знание пословиц, поговорок, загадок. 03.09 03.09
3 Р.р.Детский фольклор. Детский фольклор: загадки, потешки, считалки, поговорки, частушки. Придумать свою небылицу. 04.09 04.09
4 Сказка как особый жанр фольклора. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители. Собиратели сказок. Подготовить на выбор сказывание сказки. 08.09 08.09
5 «Царевна – лягушка» - встреча с волшебной сказкой. Художественный мир сказки. Иван –царевич, его помощники и противники. Истинная красота Василисы Премудрой Подготовить сказывание сказки с использованием сказочных особенностей. 10.09 10.09
6 Р.р. «Царевна – лягушка» - сказка о мудрости и красоте. Народная мораль сказки. Поэтика волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке Подготовить выразительное чтение эпизода, рассказ о Василисе Премудрой или Иване-царевиче. 11.09 11.09
7 Сказка «Иван -крестьянский сын и чудо-юдо» Русские народные сказки. Русские сказочники. Секреты мастерства Подготовить иллюстрацию к сказке. 15.09 15.09
8 Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель» Народные представления о справедливости в сказках о животных. Иносказательный смысл сказки. Животные как герои сказок. Отличие бытовой сказки от сказки о животных. Подготовить вопросы для конкурса на знание народных сказок, иллюстрации к сказкам. 17.09 17.09
9 Р.р. Создание волшебной сказки. Сюжет, композиция сказки .Постоянные эпитеты. Гипербола. Сравнение. Оформить сказку письменно 18.09 18.09
10 «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. Фольклор и летописи. Подготовить пересказ по цитатному плану 22.09 22.09
11 М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру…» Краткий рассказ о жизни писателя. Роды и жанры литературы. Подготовить сообщение о Ломоносове, выразительное чтение стихотворения, ответить на вопрос: Почему Пушкин назвал Ломоносова «первым нашим университетом»? 24.09 24.09
12 Р.р.Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр. Жанр басни. Истки басенного жанра, мораль в басне. Басня и сказка. Прочитать пересказ Толстым басен Эзопа. 25.09 25.09
13 И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк и Ягненок» Великий баснописец И.А. Крылов. Обличение человеческих пороков в басне. Подготовить чтение басни в лицах, сообщение о Крылове, нарисовать иллюстрацию к басне. 29.09 29.09
14 И.А. Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом» Образы животных и их роль в басне. Обличение воинствующего невежества, жадности, хитрости в баснях. Аллегория как основа худ мира басни Выразительное чтение басен, одну – наизусть (по выбору) 01.10 01.10
15 Вн.чт. Басенный мир Крылова Тематика басен Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен Крылова. Басня прозаическая и поэтическая. Прочитать народную сказку «Журавль и волк» и басню Крылова «волк и Журавль»; сравнить сказку и басню. 02.10 02.10
16 Р.р. Сочинение басни Художественные особенности басни. Оформить басню письменно 06.10 06.10
17 В.А. Жуковский «Кубок» Слово о поэте. Понятие о балладе. История создания баллады, ее герои Выразительное чтение баллады, подготовить сообщение о поэте. 08.10 08.10
18 В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» История создания сказки. Черты народной сказки. Сюжет и герои сказки. Литературная сказка и сказка фольклорная. Выразительное чтение сказки, прочитать сказку Пушкина «Сказка о мертвой царевне…» 09.10 09.10
19 А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил. Истоки рождения сюжета сказки. Система образов. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Подготовить худ. пересказ эпизода «Спасение царевны», иллюстрации к понравившемуся эпизоду. 13.10 13.10
20 Пушкинская сказка – «прямая наследница народной» Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Авторская позиция в сказке. Выучить наизусть отрывок из сказки. 15.10 15.10
21 Р.р. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. Стихи и проза. Стихотворная речь и ее признаки. Ритм как структурная основа стиха. Рифма, строфа. Способы рифмовки. Подготовить сообщения: 1Рифма. Способы рифмовки. 2 Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Иллюстрировать ответ примерами из изученных произведений 16.10 16.10
22 «Черная курица, или Подземные жители»| Антоний Погорельский. Знакомство с автором.Чем отличается литературная сказка от народной. Подготовить выразительное чтение сказки 20.10 20.10
23
Р.р. «Черная курица, или Подземные жители»| Антоний Погорельский. Описание образа главного героя Подготовить краткое сочинение .22.10 22.10
24 В.М. Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «AttaleaPrinsers» Слово о писателе. Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения Подготовить пересказ событий сказки от лица «маленькой, вялой травки». Прочитать сказку Андерсена «Снежная королева» 23.11 23.11
25 Р.р. Писатели – сказочники и их герои. «Бродячие сюжеты» сказок. Любимые страницы русских и зарубежных сказок. Ответить на вопрос: Почему так много писателей обращается к жанру «литературной сказки?» Подготовить иллюстрацию 05.11 05.11
26 А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне» Краткие сведения о детстве. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями Подготовить рассказ о поэте, опираясь на статью учебника и книги, прочитанные самостоятельно. Выразительное чтение стихотворения наизусть 06.11 06.11
27 М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Историческая основа стихотворения, сюжет, композиция, особенности повествования. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения Составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказам старого солдата. 10.11 10.11
28 Р.р.Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» Стихотворение Лермонтова-отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Образ старого солдата-участника битвы. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Выучить наизусть отрывок из стихотворения. Подготовить устное сообщение «Историческое событие, увиденное глазами рядового воина» 12.11 12.11
29 Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место» Краткий рассказ о писателе. История создания сборника «Вечера на хуторе…» «Заколдованное место» - повесть, завершающая сборник. Сюжет. Отражение народных обычаев. Подготовить небольшой рассказ о Гоголе, краткий пересказ содержания повести. 13.11 13.11
30 Реальное и фантастическое в сюжете повести. Поэтизация народной жизни в повести Гоголя. Сочетание реального и фантастического, светлого мрачного, комического и лирического в повести. Живописность языка гоголевской прозы. Подготовить пересказ эпизода от лица деда. 17.11 17.11
31 Вн. чт. Урок – презентация других повестей сборника «Вечера на хуторе…» Обзор содержания повестей «Ночь перед Рождеством..» «Майская ночь..» «пропавшая грамота». Характерные черты повести: сочетание юмора и лиризма. Прочитать статью в учебнике о Некрасове, составить к ней вопросы. 19.11 19.11
32 Диагностическая работа. Творчество Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Прочитать стихотворение «На Волге» 20.11 20.11
33 Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге» Краткий рассказ о жизни поэта, «На Волге» - картины природы, раздумья поэта о судьбе народа. Понятие эпитет. Выучить понравившийся отрывок наизусть. Ответить на вопрос: что печалит и что возмущает поэта, какова основная мысль стихотворения «На Волге»,
Прочитать «Крестьянские дети» 24.11 24.11
34 Р.р.Мир детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Подготовить выразительное чтение стихотворения, подчеркнуть грустные и веселые описания в нем. 26.11 26.11
35 А.В. Кольцов. Слово о поэте. Стихотворение «Песня пахаря» Драматизм судьбы и цельность души поэта. «Песня пахаря»-поэтизация крестьянского труда в лирике Кольцова. Своеобразие жанра песни. Фольклорная образность. Прочитать другие стихотворения Кольцова («Косарь» «В степи», научиться выразительно их читать, прочитать рассказ И.С. Тургенева «Муму» 27.11 27.11
36 И.С. Тургенев . Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. Краткий рассказ о писателе. Реальная основа рассказа. Изображение быта и нравов крепостной России. Герои рассказа. Подготовить рассказ о Тургеневе, рассказ о жизни Герасима в городе. 01.12 01.12
37 Герасим –«самое замечательное лицо» в рассказе. Герасим и его окружение. Духовные и нравственные качества Герасима. Нравственное превосходство Герасима над окружением. Литературный герой. Подготовить рассказ-характеристику Татьяны, Капитона, барыни. Составить характеристику Герасима. 03.12 03.12
38 Герасим и Муму. Счастливый год. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Счастье привязанности как смысл истории Герасима и Муму. Письменно ответить на вопрос: как изменила Герасима гибель Муму? Выучить наизусть эпизод «Возвращение Герасима домой» 04.12 04.12
39 Р.р.Авторская позиция и способы ее выражения в рассказе «Муму». Подготовка к сочинению. Сострадание к герою. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Сравнение в рассказе как способ авторской оценки героя. Понятие о литературном герое. Написать сочинение по одной из тем:
1 Друзья и враги Герасима.
2 Что воспевает Тургенев в образе Герасима?
3 Почему Тургенев изменил финал реальной истории? 08.12 08.12
40 А.А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» Краткий рассказ о поэте. Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь». Воплощение красоты жизни. Выучить наизусть «Весенний дождь», самостоятельно прочитать другие стихотворения «Чудная картина» , «Задрожали листы, облетая…» 10.12 10.12
41 Ф.И. Тютчев – великолепный певец природы. Слово о поэте, стихотворения Тютчева о временах года: «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной..». Музыка стиха. Выразительное чтение стихотворений, одно из них выучить наизусть. Прочитать рассказ – быль Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» 11.12 11.12
42 Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ – быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. Краткий рассказ о писателе. История создания рассказа. Быль как форма повествования. Герои и сюжет рассказа. Подготовить устную характеристику Дины с использованием цитат, подобрать материал о Жилине и Костылине. 15.12 15.12
43 Странная дружба Дины и Жилина. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру. Перечитать главы 3-6, подготовить худ. пересказ «Жизнь Жилина и Костылина в плену». 17.12 17.12
44 Два пленника: Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев. Прием контраста при создании характеров героев. Нравственные ценности в рассказе. Проблема смысла жизни. Составить сравнительную характеристику героев. 18.12 18.12
45-46 Р.р.Любимый рассказ Л. Н. Толстого. Смысл заглавия рассказа. Роль картин природы в рассказе. Особенности языка произведения. Речевая хар-ка персонажей и отражение в ней особенностей их взглядов на жизнь и судьбу. Пейзаж глазами героя. Написать сочинение по одной из тем:
1. Как меняются картины, эпизоды и язык в рассказе Толстого7
2. Незабываемые страницы «Кавказского пленника» 22.12
24.12 22.12
24.12
47-48 А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе Подготовить рассказ о писателе, иллюстрации к рассказу, инсценированное чтение. 25.12
12.01 25.12
12.01
49 Вн. Чт. Юмор и сатира в творчестве Чехова. Особенности юмористических рассказов Чехова. Устное сочинение «Мой любимый рассказ Чехова» 14.01
14.01
50 Р.р. Юмор и сатира в творчестве Чехова. Приемы создания комического в рассказах. Прочитать рассказ И.А. Бунина «Косцы» 15.01 15.01
51 И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы» Краткий рассказ о писателе Ответить на вопрос: О чем размышляет автор в конце рассказа? 19.01
19.01
52 Р.р.Человек и природа в рассказе. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Сочинение – миниатюра «Какое впечатление произвел на меня рассказ И. А. Бунина?»; прочитать «В дурном обществе» В. Г. Короленко 21.01 21.01
53-54 В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Описание городка Княжье - Вено. Вася и его отец. Образ серого, сонного города и его роль в создании настроения повести. Страдания судьи и муки его сына. Вася – «дикое деревце» Сравнительная хар-ка Маруси и Сони, Васи и Валека, судьи и Тыбурция. 22.01
26.01 22.01
26.01
55 Р.р.Контраст судеб героев повести. Счастье дружбы в повести. Две семьи. Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей. Серый камень-символический образ мира, беспощадного к людям. Написать сочинение «Васина дорога к правде и добру»; перечитать повесть, выделить ключевые слова. 28.01
28.01
56 Анализ эпизодов из повести «В дурном обществе» Границы эпизода. Его место в повести. Роль в структуре произведения Прочитать стихотворения С. Есенина «Я покинул родимый дом..» «Низкий дом с голубыми ставнями» 29.01 29.01
57 С.А. Есенин. Слово о поэте. Краткий рассказ о поэте. Поэтическое изображение Родины. Подготовить рассказ о поэте. 02.02
02.02
58 Р.р. Образ родного дома в стихотворениях Есенина. Изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями». Своеобразие языка есенинской лирики. Выучить одно стихотворение наизусть. 04.02 04.02
59 П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». Реальное и фантастическое в произведении Ответить на вопросы в учебнике. 05.02 05.02
60 К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Заячьи лапы» Краткий рассказ о писателе. Природа и человек в рассказе. Составить рассказ о случае из жизни животного 09.02 09.02
61 Р.р. К.Г. Паустовский «Теплый хлеб» Отношение к животным в рассказе Мини- сочинение на тему «Любовь к братьям нашим меньшим» 11.02 11.02
62 Любовь к братьям нашим меньшим в рассказах К.Г. Паустовского Урок-путешествие Прочитать пьесу-сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» 12.02 12.02
63-64 С.Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» Краткий рассказ о писателе. Своеобразие пьесы-сказки. Драма как род литературы. Первая картина сказки: знакомство с героями пьесы. Подготовить сцены из пьесы для исполнения (2 картина 1 действия) «Королевский урок». Прочитать картину «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами» 16.02
18.02 16.02
18.02
65 Анализ картины «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами» Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла. Традиции народных сказок в пьесе Маршака. Подготовить устное сообщение «Падчерица и Королева в сказке-пьесе С.Я. Маршака», «Добро и зло в сказке» 19.02 19.02
66-67 А.П. Платонов. Слово о поэте. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита» Краткий рассказ о писателе. Тема рассказа «Никита». Мир глазами ребенка. Быль и фантастика. Подготовить рассказ о жизни писателя, рассказ о главном герое. 25.02
26.02 25.02
26.02
68 Р.р.Жизнь как борьба добра и зла. Прочитать рассказ «Васюткино озеро» 02.03 02.03
69-70 В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. В.П. Астафьев-русский писатель, «сопричастный всему великому и живому». Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро» Подготовить рассказ о детстве писателя и его литературной деятельности. Пересказать эпизод «Как Васютка заблудился». 04.03
05.03 04.03
05.03
71
Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро» Васютка и его путешествие по осенней тайге. Становление характера героя. Вопросы по содержанию урока. 11.03
11.03
72 Р.р.Человек и природа в рассказе «Васюткино озеро» Васютка и его путешествие по осенней тайге. Становление характера героя. Суровые испытания, через которые природа проводит человека, и ее удивительная щедрость. Образность и выразительность описания природы. Сочинение «Как должен человек относиться к природе?» 12.03 12.03
73 Р.р.А.Твардовский «Рассказ танкиста». Знакомство с творчеством А.Твардовского. Знакомство с жанровыми особенностями. Развитие навыков анализа Сочинение-миниатюра «Что мальчик рассказал своему другу? 16.03 16.03
74
75 К.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». Тема детства и войны. Общая характеристика поэзии военных лет. Наблюдение над сюжетом в лирическом произведении. Выучить стихотворение наизусть.
Подготовить рассказ о том, какая картина представилась при чтении этого стихотворения. 18.03
19.03 18.03
19.03
76 Стихотворение о Родине, природе. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем. Н.М.Рубцов «Родная деревня». Выучить наизусть 02.04 02.04
77-78- Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь -Робинзон». Знакомство с писателем первой волны эмиграции, мастером «детского» юмора. Сочинить четверостишие и составитьсинквейн, по рассказу«Игорь- Робинзон». 06.04
08.04 06.04
08.04
79-80 Обобщение по курсу «Русская литература». Викторина-тест Обобщение и систематизация полученных знаний Чтение баллады «Вересковый мед» Р.Л.Стивенсона 09.04
13.04 09.04
13.04
81-
82 Р.Л.Стивенсон . Баллада «Вересковый мед» Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя баллады во имя сохранения традиций предков. Подготовить рассказ о писателе. Выразительное чтение. 15.04
16.04 15.04
16.04
83 Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» Краткий рассказ о писателе. Описание приключений и жизни на острове Робинзона Крузо. Подготовить устное сообщение «Друзья и враги Робинзона Крузо» 20.04
20.04
84
Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо» Описание приключений и жизни на острове Робинзона Крузо. Черты личности главного героя. Подготовить устное сообщение «Друзья и враги Робинзона Крузо» 22.04
22.04
85 Р.р.Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо» Черты личности главного героя. Написать сочинение-миниатюру на тему «Мои представления о жизни на необитаемом острове» 23.04 23.04
86-
87 Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь.«Сказание о Кише». Краткий рассказ о писателе. Детские впечатления. Повествование о нравственном взрослении подростка. Мастерство писателя в поэтическом изображении северного народа. Подготовить худ.пересказ понравившихся эпизодов. 27.04
29.04 27.04
29.04
88 Марк Твен. Слово о писателе. «приключения Тома Сойера». Краткий рассказ о писателе. Время и место действия романа. Сравнить Тома и Сида. Подготовить сообщение «Том и его друзья». 30.04
30.04
89 Жизнь и заботы Тома Сойера. Затеи Тома, его предприимчивость. Пересказать эпизод игры Тома и Джеда Робин Гуда. Подготовить краткий рассказ об авторе. 06.05 06.05
90 Том Сойер и его друзья Том и Бекки. Том и Гек. Дружба мальчиков. Ответить письменно на вопрос: каким представляется вам Том, какими чертами характера наделил его автор? 07.05
07.05
91 Р.р.ТомСойер и его друзья. Внутренний мир героев Марка Твена Ответить письменно на вопрос: каким представляется вам Том, какими чертами характера наделил его автор? 13.05 13.05
92 Г.Х.Андерсен и его сказочный мир.Сказка «Снежная королева» Краткий рассказ о сказочном мире. Сюжет сказки, система образов: Кай,Герда. Составить рассказ о писателе, подготовить выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах снежной королевы» 14.05 14.05
93 Два мира сказки «Снежная королева» Противопоставление мира людей и мира Снежной королевы.Символический смысл фантастических образов и худ. Деталей в сказке Андерсена. Письменный ответ на вопрос :Почему Герда оказалась сильней Снежной Королевы? 18.05 18.05
94
95
Итоговый урок. Встреча в литературной гостиной «Путешествие в мир книг» Подготовить творческую работу по заранее выбранной теме. 20.05
21.05
20.05
21.05
96
Защита творческих работ Презентации творческих работ, просмотр видеофильмов о жизни и творчестве писателей с которыми учащиеся познакомились в рамках курса литературы 5 классе. Подготовка к проверке техники чтения 25.05
25.05
97 Диагностическая работа. Проверка техники чтения Проверка техники чтения, анализ результатов учащихся. Подготовка к защите творческих работ 27.05 27.05
98 Защита творческих работ Презентации творческих работ, просмотр видеофильмов о жизни и творчестве писателей с которыми учащиеся познакомились в рамках курса литературы в 5 классе. 28.05 28.05