Урок окружающего мира 4 класс Зона Пустыни


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
« ЧЕРНЯХОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ »
МАОУ «СВОБОДНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Окружающий мир
4 класс
Тема урока: «Природные зоны. Пустыня»
Составитель:
учитель начальных классов,
Черкас Тамара Евгеньевна
п.Свобода 2016 год
Тема: Природные зоны. Пустыня.
Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь;
ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями , растениями и животным миром, деятельностью людей; развивать умение работать с географической картой, развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Ход урока
I.Организационный момент
- Снова пришёл долгожданный миг-
Нам пора в дорогу.
Он зовёт нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
- Сегодня свои тайны раскроет перед нами ещё  одна природная зона России.
II.Проверка знаний
1.Фронтальная работа.
- Перед тем как отправиться в путешествие для изучения новой природной зоны, мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо. Расскажите о степи по плану:
1) положение зоны
2) климат
3) растения
4) животные
5) занятия населения.
2. Давайте вспомним и ранее изученные природные зоны
Расположи названия природных зон с севера на юг по порядку и рассели животных по природным зонам, соединив стрелкой животное и зону обитания:
Песец Арктическая пустыня тюлень
Лось Тундра суслик
Лемминг Степи тупик
Кобылка Зона лесов северный олень
Бурундук журавль-красавка
III.Работа над новой темой
- Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на самом юге России, точнее на юго-западе.
Вот так выглядят пустыни (показ видеосюжета «Пустыня»). Какой вы увидели пустыню?( пустыня- это песок, много песка, и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окружают пустота и жара.)- Обратимся к карте. Что расскажет нам о пустыне наша верная помощница?
- Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. пустыни бывают песчаные, глиняные и даже каменистые. Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.
- Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70˚С, а в тени выше 40˚С. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. А чего хочется человеку, когда ему очень жарко?
К сожалению, в пустыне ыпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12˚с, и длится зима 2-3 месяца.
Гимнастика для глаз
- Пора включаться в работу нашим ботаникам, зоологам, экологам.
Ботаники - рассказ о верблюжьей колючке, колосняк и джузгун (показ слайда)
- Спасибо, уважаемые ботаники! Но обратите внимание на то, что в пустыне встречаются и деревья, например саксаул (слайд). Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга. Как вы думаете, почему? ( Из-за недостатка влаги.)
- А вот так выглядит пустыня весной (показ слайда). В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью, их называют оазисами (показ слайда).
- А сейчас предоставим слово нашим зоологам- рассказ о тушканчике, песчанки, ушастый еж, лисичка-корсак, сайгаки, песчаный удавчик, ящерица круглоголовка, ящурка быстрая.
- Спасибо, зоологи. Мне бы хотелось рассказать о верблюде. Верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. Существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают 2 метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находятся запасы жира. Он может обходиться без воды в сильную жару по 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. ( показ видеосюжета).
- Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц - это потому, что птицы плохо переносят жажду.
Физкультминутка.
Рассказ экологов:
1.Неумеренное орошение ( накопление соли)
2.Большое количество подвижных песков.
3.Браконьерство.
Создан заповедник «Черные Земли».
- Спасибо, уважаемые экологи. Вы нам раскрыли экологические проблемы пустыни. И как всегда, виновник создавшихся проблем- человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки.
Работа в тетрадях.
IV. Закрепление изученного материала ( Рефлексия).
 Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина - солнце и ветер?( ответы детей)
- Отгадайте, о каких обитателях пустыни идёт речь.
- Сколько важности в походке!
 По пустыне-сковородке,
По колючкам босиком
Кто идёт с горбом-мешком?   (Верблюд.)
- Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва.  (Тушканчик.)
- Я - пища «корабля пустынь».    (Верблюжья колючка.)
- Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок.    (Ящерица.)
- Мой ствол - как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы.   (Саксаул.)
V. Подведение итогов работы.- Наше путешествие заканчивается. Всем научным группам спасибо за работу.(оценки за урок)
Домашнее задание: прочитать текст с. 122-131.( задание для домашней работы)