Урок окружающего мира 4 класс по теме Пустыни

ТЕМА: «Пустыни»
Цели урока:
Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь. Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.
Развивать умение работать с географической картой, атласом-определителем, гербарием, дополнительной литературой.
Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Оборудование:
Карта природных зон, картины и рисунки, видеосюжеты «Пустыня», «Оазисы».

Ход урока
I. Организационный момент- 2 мин.
Снова пришел долгожданный миг
Нам пора в дорогу,
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
- Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России.
II. Проверка знаний- 10 мин.
Перед этим мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо. О какой природной зоне идет речь в стихотворении:
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!
- Конечно же, это стихи о степи, расскажите о степи с географической точки зрения, опираясь на свои знания и карту.
1. Выслушивается ответ одного ученика и дополнения остальных.

2. Тест «Зона степей»
1. Зона степей расположена на ... нашей страны:
а) севере; б) востоке; в) юге.
2. На карте природных зон зона степей закрашена ... цветом:
а) розовым; б) зеленым;
в) желтым; г) коричневым.
3. Характерный признак зоны степей - это ...
а) сплошной травянистый растительный покров;
б) отсутствие сплошного растительного покрова;
4|в) обилие мхов, лишайников, кустарников.
4. К степным птицам относятся ...
а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;
б) ястребы, кедровки, сойки;
в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.
5. Для растений степи характерны:
а) стелющиеся корни, крупные листья;
б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки;
в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.
6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:
а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;
б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство,
неограниченный выпас оленей;
в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.
7. Какая из цепей питания характерна для степи:
а) ежевика - лемминг - песец;
б) водоросли - рачки - сайка - гагарка;
в) растения - заяц- беляк - рысь;
г) зерно - суслик - орел- беркут,
8. Основным занятием населения степей является –
а) земледелие;
б) рыболовство;
в) оленеводство.
9. В Красную книгу занесены следующие степные растения и животные:
а) кречет, стерх, краснозобая казарка;
б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка;
в) зубр, филин, женьшень.
Проверка по образцу.
Рассели животных (растения) по природным зонам: расставь фишки с изображением животных на карте природных зон в атласе.
Арктическая пустыня - пингвин, белый медведь, тюлень, полярный мак, кайра.
Тундра – северный олень, серые журавли, песец, брусника, лемминг.
Леса – лось, рысь, медведь, глухарь, соболь.
Степь – тюльпан, ковыль, суслик, кузнечик, суслик.
Впишите в таблицу следствия указанных причин:

Причины
Следствия

Вырубка лесных полос


Неправильная распашка почвы


Суховеи


Смыв почвы водными потоками




III. Новый материал. - 18 мин.
Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на самом юге России, точнее, на юго-западе.
Солнечный, жаркий
Желтый поток
Льется в пустыне
На желтый necок.
В воздухе желтом
И плотном, как мед,
Желтая птица неслышно плывет.

Вот так выглядят пустыни (слайд «Пустыня»)
- Сравните её со степью. (Пустыня - это песок, много песка, и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окружают пустота и жара.)
-Сформулируйте цели урока. План урока:
1. Географическое положение. Климат.
2. Растительность.
3. Животные.
4. Деятельность человека.
-Я предлагаю вам поработать сегодня в группах: географы, ботаники, зоологи, экологи.
На парты раздаются карточки - «помогайки»:
Географы.
Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон и сторон горизонта.
В каком тепловом поясе расположена зона пустынь?
Поверхность земли в пустыне.
Зоологи.
Названия животных.
Особенности питания и образа жизни.
Размеры и окраска животных.
Ботаники.
Названия растений.
Приспособление к выживанию в пустыни.
Экологи.
Деятельность человека.
Экологические проблемы.
Меры по решению экологических проблем.
Рассказ ученика:
Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и расторгаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко, "то небольшая по площади природная зона.
- Можно еще добавить, что поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы - барханы - передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые (показ фотографий). Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.
Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70°, а в тени выше 40°. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.
Чего хочется человеку, когда ему очень жарко? (Ему хочется пить и купаться.)
К сожалению, в 'пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12°, и длится зима 2-3 месяца.
- Пора включаться в работу нашим ботаникам, зоологам, экологам.
Далее работа ведется в группах.
Рассказ ботаников:
Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни - верблюжья колючка (рисунок)
У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое.
Джузгун - это небольшой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений (рисунок).
Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья (рисунок).
В пустыне встречаются и деревья, например саксаул (рисунок). Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга. Как вы думаете, почему? (Из-за недостатка влаги.)
Рассказ зоологов:
Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, Чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка (показ рисунков).
Все быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно кет зарыться в землю в случае опасности. Лисичка-корсак и ушастый еж имеют большие уши (рисунки).
Они им нужны для того, |чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки (рисунки). Одни из них роют норы, другие - тушканчики - быстро передвигаются большими прыжками до трех метров в длину. Крупными животными считаются сайгаки и верблюды (рисунки).
Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки, священные скарабеи (рисунки). Карточки животных закрепляются на стенной карте. Учитель может дополнить ответ учащихся рассказом об удивительном животном пустыни - верблюде:
Верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий сок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира, Верблюд может обходиться без питья в сильную жару по 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Такие интересные животные обитают в пустыне.
- Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц – это потому, что птицы плохо переносят жажду, О жуке-скарабее прочитайте дома на стр. 125, и вы узнаете, почему его называют священным скарабеем.
IV. Физкультминутка - 2 мин.
V. Продолжение работы над новой темой
- Продолжим нашу работу. Заслушаем экологов.
Рассказ экологов:
Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю - это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми (рассказ сопровождается видеосюжетами). Для сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» (показать на карте). В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч-Гудило обитают утки, гуси, лебеди.
VI. Закрепление изученного материала - 9 мин.
Учитель читает высказывания, а учащиеся, если согласны ставят плюс, если слышат хоть небольшое несоответствие, ставят минус.
Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
Зона пустынь сменяет зону степей. (+)
Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. (-)
Верблюд не может долгое время обходиться без воды. (-)
Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 метров добывая влагу. (+)
VII. Подведение итогов работы- 2 мин.
Самооценка работы в группе.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися?
– Закончилось наше исследование пустыни. Мы дома, а пустыня всё так же далеко. Где-то за горизонтом. Эта жёлтая страна ждёт своих новых исследователей.
– Что бы вам хотелось сказать на прощание пустыне, её обитателям.
V. Домашнее задание- 2мин.
Стр. 118-125. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».







Приложение.
1. Тест «Зона степей». Правильный ответ подчеркнуть.
Ф.И._________________________________________________
1. Зона степей расположена на ... нашей страны:
а) севере; б) востоке; в) юге.
2. На карте природных зон зона степей закрашена ... цветом:
а) розовым; б) зеленым;
в) желтым; г) коричневым.
3. Характерный признак зоны степей - это ...
а) сплошной травянистый растительный покров;
б) отсутствие сплошного растительного покрова;
4|в) обилие мхов, лишайников, кустарников.
4. К степным птицам относятся ...
а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;
б) ястребы, кедровки, сойки;
в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.
5. Для растений степи характерны:
а) стелющиеся корни, крупные листья;
б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки;
в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.
6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:
а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;
б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство,
неограниченный выпас оленей;
в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.
7. Какая из цепей питания характерна для степи:
а) ежевика - лемминг - песец;
б) водоросли - рачки - сайка - гагарка;
в) растения - заяц- беляк - рысь;
г) зерно - суслик - орел- беркут,
8. Основным занятием населения степей является –
а) земледелие;
б) рыболовство
в) оленеводство.
9. В Красную книгу занесены следующие степные растения и животные:
а) кречет, стерх, краснозобая казарка;
б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка;
в) зубр, филин, женьшень.

Впишите в таблицу следствия указанных причин:

Причины
Следствия

Вырубка лесных полос



Неправильная распашка почвы



Суховеи



Смыв почвы водными потоками





Впишите в таблицу следствия указанных причин:

Причины
Следствия

Вырубка лесных полос



Неправильная распашка почвы



Суховеи



Смыв почвы водными потоками






Впишите в таблицу следствия указанных причин:

Причины
Следствия

Вырубка лесных полос



Неправильная распашка почвы



Суховеи



Смыв почвы водными потоками






Задания для групп.
Географы.
Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон и сторон горизонта.
В каком тепловом поясе расположена зона пустынь?
Поверхность земли в пустыне.



Зоологи.
Названия животных.
Особенности питания и образа жизни.
Величина и окраска животных.




Ботаники.
Названия растений.
Приспособление к выживанию в пустыни. (форма листьев, корня, высота от земли)



Экологи.
Деятельность человека.
Экологические проблемы.
Меры по решению экологических проблем.

Карточки для рефлексии.

Что делать?
Кто делает?
Отметка о выполнении




















Что делать?
Кто делает?
Отметка о выполнении




















Что делать?
Кто делает?
Отметка о выполнении




















Что делать?
Кто делает?
Отметка о выполнении






















15