Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе. Тема Пустыни.

Технологическая карта урока
Ф.И.О: Гольцман Ольга Ивановна, учитель начальных классов МКОУ Краснозерской СОШ №1 ( Россия,НСО )Предмет: окружающий мирКласс: 4
УМК «Школа России»Тема урока: Пустыни
Тип урока: урок открытия новых знаний
Место урока в системе уроков: урок № 8 в разделе « Природа России»
Цель: -познакомить детей с природной зоной пустынь.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные: - создать условия для эффективной учебно – поисковой деятельности по формированию представления о природной зоне пустыни, об особенностях климата и поверхности, её растительного и животного мира;
- формировать умение работать с картой природных зон России;
-развивать познавательный интерес учащихся
-способствовать развитию умения наблюдать, рассуждать, делать выводы, расширять кругозор учащихся.
- воспитывать экологическую культуру, потребность бережного отношения к окружающему миру.
УУД:
Предметные УУД:
 
Регулятивные УУД:
 
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
Личностные УУД:   - использовать термины; рассказывать о природной зоне пустынь и выделять ее особенности: уметь показывать на карте зону пустынь, называть растения и животных зоны пустынь;
- выделять и формулировать познавательную цель в совместно-распределённой деятельности; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; самооценка 
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
- умение работать в паре, группе, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- моделирование изучаемого содержания; поиск и выделение необходимую информацию;
- знание моральных норм умение им следовать (взаимопомощь, ответственность)
Основные понятия: природная зона, климат, приспособленность, полупустыня, пустыня, оазис, барханы
Межпредметные связи: Русский язык Тема – «Развитие связной речи», математика – решение задач, технология – создание презентаций
Ресурсы:
карта природных зон России
http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/undefined/pustyni видеоурок « Пустыни» (для домашнего задания) 5 мин 45 сек
Программное обеспечение: программа Power Point, папка с картинками.
Структура и содержание проекта урока
Этапы урока Планируемые результаты Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Деятельностьучеников Деятельностьучителя
Организационный момент.
Цель:
включить детей в деятельность.
Актуализация знаний учащихся.
Цель: проверить степень усвоения предыдущего
материала.
Формулирование темы и постановка учебных задач урока.
Целеполагание.
Цель:
добиться понимания и принятия учебной задачи урока. Мотивация.
Проблемный вопрос.
Изучение нового материала.
Цель: включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы,
решать проблему, следовать инструкции.
Физминутка
Цель: предупреждение и снятие утомления.
Подведение итогов работы по созданию презентаций.
Цель:умение оформить презентацию и строить речевое высказывание.
Закрепление изученного. Подведение итогов урока.
Цель: проверка усвоения материала урока
Домашнее задание.
Цель: повторение и закрепление изученного на уроке, самостоятельный поиск дополнительной информации
Рефлексия
Цель: рефлексия деятельности на уроке
Самооценка
Выпускник
научится
находить на карте природные зоны России.
Использовать различные справочные материалы, свои знания для ответов на поставленные вопросы.
Дети научатся работать в паре, самоконтролю и взаимоконтролю.
Формулировать тему урока.
Дети научатся формулировать проблему, понимать учебную задачу, последовательно её решать.
Учащиеся научатся работать в группе,отстаивать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Использовать естественно-научные тексты и справочные материалы, компьютерные программы с целью: поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений; создания собственных устных или письменных высказываний; инсценирование; выполнять логические операции; определять границы собственного знания и « незнания».
Дети научатся описывать на основе предложенного плана изученные объекты, явления живой и неживой природы, выделять существенные признаки.
Дети научатся обобщать информацию, делать выводы, выделять основное; совершенствовать умение работать в Power Point.
Показать на карте изученные природные зоны России, распределить животных по их зонам.
Составить цепь питания, выбирая нужные таблички.
Повторяют и закрепляют пройденный материал, контролируют, проверяют свою работу и работу одноклассника.
Формулировка темы, как она заявлена в учебнике.

Формулировка проблемы, путей выхода из неё.
Формулировка задач.
Дети делятся на группы, готовят рабочее место для работы группы.
Прочитать текст учебника, рассмотреть иллюстрации, гербарий; найти формулировку понятий в словарях; представить результаты .
При помощи карты определите, где расположена зона пустыни и обоснуйте свой ответ.
Используя инструкцию
( вопросы) выявить особенности представителей природной зоны к условиям жизни.
Презентовать работу группы.
Слушают учителя, настраиваются
на предстоящую работу в классе.
Показ природных зон на карте. Распределение животных по зонам обитания. (Работу выполняют 3 эксперта по одному с каждого ряда).
Составляют цепь питания в степи.
Работа в паре.
Выполняют задания разных уровней сложности. Обмениваются карточками, проверяют работу друг друга.
Дети делают вывод, что трудно ответить на вопрос. Нужно изучить, исследовать зону.
Дети формулируют задачу:
-Мы должны изучить местоположение зоны пустынь на карте природных зон России, узнать, какой климат, почвы.
-Мы изучим, как растения приспособились к жизни в зоне пустынь. Какие растения населяют эту зону.
-Нам нужно узнать какие животные населяют пустыни России, в чём их приспособленность.
-Мы будем читать материал в учебнике, искать понятия в словаре, используем энциклопедии, другой дополнительный материал.
Ответы детей
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!
Нужно 1 группе выбрать объекты неживой природы и карту.
2 группе – растения
3 группе - животных
Да.
В процессе работы дети используют учебник, словарь, инструкцию по созданию презентации, дополнительную литературу.
1)Географы готовят рассказ о географическом положении природной зоны, об особенностях климата, почв пустынь.
2)Ботаники представляют растительный мир пустынь, рассказывают о том, как приспособились растения к жизни в данной природной зоне. (Презентация)
3)Зоологи готовят инсценировку о животном мире пустынь, о приспособлениях к жизни в пустыне представителей животного мира.
Рассказ географов
Итак, отличительные особенности пустыни – высокие температуры летом, недостаток влаги и песчаная или глинистая поверхность почвы.
Демонстрация презентации на учительском ноутбуке, иллюстрирующей рассказ представителей группы.
Итак, приспособления растений к жизни в пустыни:
1) маленькие листья;
2) недоразвитые листья (крохотные чешуйки);
3) сбрасывание листьев и даже молодых побегов с наступлением жары;
4) толстая плёнка из водонепроницаемого вещества на поверхности листьев;
5) растения-насосы (корни 20-30 метров ); 6) утолщённые стебли или листья 7) низкорослые растения
Дети изображают животных пустыни, рассказывая от первого лица каждый о «своей» жизни в пустыне.
На голове артистов шапочки с изображением животных.
Животные пустынь:
Имеют защитный окрас,
мало пьют,
нетребовательны к пище,
обладают особенностями в строении тела,
особенностями поведения:
ведут ночной образ жизни,
впадают в спячку)
Играют: отвечают на вопросы, отгадывают о каких животных и растениях пустыни идёт речь.
Да, растения и животные хорошо приспособились к условиям жизни в пустыне.
Рассказывают о том, как будут выполнять домашнее задание, для чего оно необходимо.
Отвечают на вопросы.
Заполнение листов самооценки по критериям
.
Создание эмоционального настроя урока.
Собирает нас звонок На замечательный урок! 
Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: "Будет интересно!” 
Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? 
-Посмотрите, животные заблудились! Расположите их по природным зонам, покажите и назовите зону.
- Пока работают эксперты, составьте цепь питания в степи, отобрав нужные таблички. (На столе учителя таблички с названиями животных и растений различных зон)
Выполните задания на карточке, поменяйтесь карточками для взаимопроверки. Проанализируйте ошибки.
Вы обратили внимание на ребус, который был на доске во время перемены? Кто смог разгадать?
-Сегодня свои тайны раскроет перед нами ещё одна природная зона России.
-Отгадайте ребус и назовите природную зону

- Назовите тему, которую мы будем изучать. Назовите страницу. Как заявлена тема урока в учебнике?
-Какое слово видите в слове пустыня?
- Действительно ли пустыня – это пустота?
- Как вы ответите на этот вопрос?
Обоснуйте своё мнение.
В пустыне пусто? (Вопрос оставляем на доске)
- Разделившись на группы, вы будете представлять различных ученых, исследующих новую природную зону по плану.
План. (На доске)
1. Географическое положение. Особенности климата.
Тип почв.
2. Растительный мир.
3. Животный мир.
1 группа – географы. Какие вопросы вам надо изучить?
От вас мы ждём сообщение, показ на карте расположения зоны.
2 группа – ботаники. Какие вопросы надо изучить вам? По завершению исследовательской работы вам нужно представить результаты в форме презентации в программе Power Point.
3 группа – зоологи. Что вы будете изучать?
От вас мы ждём инсценировку.
-Какие источники вы будете использовать при подготовке?
-Вспомним правила работы в группе.
-Возьмите инструкции на столах по созданию презентации. Читаем план.
- Чтобы не заблудиться в мире информации о пустынях, вам выданы вопросы.

- Есть ли необходимость разделить обязанности?
-Начинайте работу, продолжайте внимательно читать инструкцию, используйте собственный опыт (первоначальное ознакомление с созданием презентации было на уроках технологии в классе, на занятиях студии «Ракурс»). Если понадобится помощь, поднимите руку.
Учитель помогает в группах.
Послушаем группу географов.
Сделайте вывод.
Спасибо.
Послушаем группу ботаников. По ходу рассказа заполняем таблицу в тетради с.35 Растения и животные пустыни. Спасибо.
Сделайте вывод. На доску прикрепляется табличка.

Послушаем группу зоологов.
Сделайте вывод.
Спасибо группе зоологов за интересный рассказ о животных пустыни.

Проводит игру «Своя игра» (с м\мед. презентацией)
-Так есть ли в пустыне жизнь?
В пустыне не пусто!
(Меняем знак ? на ! и вставляем слово не.)
-Посмотрите по желанию видеоурок для повторения; http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/undefined/pustyni
Учебник стр.118-125
Тетрадь стр.57-60
- Для чего выполняем задания дома?
-Как будете выполнять, расскажите.
А на переменах отгадайте филфорд!
Какое задание понравилось? Какое задание оказалось трудным? Почему? Что узнали интересного? А о чём даже не догадывались?
-Возьмите листы самооценки и оцените урок и свою работу.