Урок-игра «Счастливый случай» (обобщение и систематизация знаний по всему курсу географии 9 класса)

Конспект урока географии в 9 классе игра:
«Счастливый случай»
(обобщение и систематизация знаний по всему курсу географии 9 класса)

Класс: 9 «В».
Учитель: Чиркина Т.В.
Дата проведения: 22.05.13г.
Количество учащихся: 27 чел.
Тип урока: урок-игра (урок обобщения знаний)
Цели урока:
1. Образовательная:
повторить изученный материал (население России, административно-
территориальное устройство, физико-географические особенности нашей страны).
2. Развивающие:
- развить географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в
поисках решений проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;
- развивать навыки и умения работы с картами (настенными, атласа).
3. Воспитательные:
- воспитать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе;
-самостоятельно и ответственно готовиться к уроку;
- повысить интерес к изучению географии.
Оборудование: 1. Оформление доски:
- эпиграф к уроку: * (что-то о России)
- название игры;
- названия геймов.
2. Раздаточный материал: отчетные листы для заполнения результатов
выступления команд в каждом гейме, конверты для жетонов.
3. Настенные карты: «Политико-административная карта РФ»,
«Физическая карта России», атласы для 9 класса.

Ход занятия:
Организационный момент. (1 минута)
Учащиеся рассаживаются по командам (заранее сформированным по рекомендации учителя) за столы, расставленные в виде буквы «П».

2. Ход игры.
Слово учителя: Приветствует команды и знакомит с краткими правилами игры (если команда не знает ответа или не правильно отвечает, то другая команда может ответить и увеличить свои баллы). Объявляется 1 гейм «Дальше, дальше» (каждая команда получает по 15 вопросов, на обдумывание не более 30-40 сек.).
Вопросы для первой команды:
Что западнее: Смоленск или Кострома? ( Смоленск)
Языковая группа, к которой относятся чуваши;
Крупнейший остров на востоке России; (Сахалин)
Столица Мордовии; ( Саранск)
Крайняя южная точка России;( г.Базардюзю)
Самая полноводная река России ( р.Енисей)
Приливная ЭС в России; ( Кислогубская)
Пролив, отделяющий о. Сахалин от материка; (Татарский)
Наука, изучающая население; (Демография)
Как до недавнего времени назывался город Санкт-Петербург? (Ленинград)
Столицей, какой республики в составе РФ является город Абакан? ( Хакасия)
Самая высокая точка Алтайских гор; ( г.Белуха)
Город, выпускающий легковые машины «Нива»; (Тольятти)
Сколько суверенных республик в составе РФ? (21)
Крупнейший лесной порт нашей страны. ( Архангельск)
Вопросы для второй команды:
Что южнее: Омск или Барнаул? ( Барнаул)
Языковая группа, к которой относятся марийцы;
Крупнейший озеро в России; (Байкал)
Столица Чувашской республики (Чебоксары)
Крайняя островная северная точка России; (мыс Флигели)
Самая длинная река в России. (Обь с притоком Иртыш)
Гейзерная электростанция в России; ( Паужетская)
Пролив, отделяющий о. Сахалин от Японии; (Лаперуза)
Наука, изучающая народы?; ( этнография)
Как до недавнего времени назывался город Самара? ( Куйбышев)
Столицей, какой республики является город Ижевск? ( Удмуртия)
Самая высокая точка Уральских гор; (г. Народная)
Город, выпускающий грузовые автомобили «ГАЗ»; (Нижний Новгород)
Сколько областей в составе РФ? (49)
Самый восточный порт нашей страны.

Слово учителя: Первый гейм закончен, через 1-2 минуты будут подведены итоги 1 тура (учащимся сообщаются результаты и записываются в отчетные листы каждой команды). Переходим в следующий гейм, который называется «Заморочки из бочки» (учащимся предлагаются задания, на обсуждение, которых выделяется 1 минута).
Вопросы для первой команды:
В стихотворении Е. Румянцева «Догадка» читаем:
Если есть на карте губы,
Если есть на ней носы
Значит где-то между ними
Расположены . усы!
(Какие «губы», «носы» и «усы» имел в виду, поэт?)

У Печоры, у реки,
Где живут оленеводы
И рыбачат рыбаки,
находится город – центр национального округа.
Название его переводится как Красный город. Назовите его. (Нарьян-Мар)

- Мне ехать до Ерофея Павловича. А Вам?
- А мне – в город его имени.
- В таком случае мне выходить раньше.
О ком или о чем вели речь собеседники?

Вопросы для второй команды:

Кому принадлежат слова: «Карта – есть альфа и омега географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит».
Решите шарады:
К торжественному крику
Прибавь согласный звук,
Чтоб протянулись горы
С севера на юг.

С «к» я в школе на стене,
Горы, реки все на мне.
С «п» - от вас не утаю:
Тоже в школе я стою.

Физкультминутка

Слово учителя: Второй гейм позади, через 1-2 минуты будут поведены итоги 2 тура (учащимся сообщаются результаты и записываются в отчетные листы каждой команды). Переходим в следующий гейм, который называется «Ты мне - я тебе» (учащиеся сами готовили вопросы друг другу, которые задаются по очереди каждому сидящему, напротив, из команды соперников, команда помочь не может).
Слово учителя: Третий гейм позади, через 1-2 минуты будут поведены итоги 3 тура (учащимся сообщаются результаты и записываются в отчетные листы каждой команды). Отправляемся в следующий гейм, который называется «Темная лошадка» (учащиеся обеих команд получают репродукции гербов 5-ти городов России, в течение 3-х минут команда должна определить города, которым принадлежат гербы и прикрепить их на карту).
Слово учителя: Четвертый гейм позади, через 1-2 минуты будут поведены итоги 4 тура (учащимся сообщаются результаты и записываются в отчетные листы каждой команды). Выходим на «финишную прямую» перед последним геймом, который называется «Гонка за лидером» (каждая команда получает вопросы за фиксированное время – 2 минуты, в итоге этого гейма побеждает та команда, которая сможет дать больше правильных ответов).
Вопросы для первой команды:
Предприятие, капитал которого составляется из взносов акционеров (пайщиков).
Тот, кто дает деньги в долг.
Объединение в целое каких-либо частей или элементов.
Ввоз товаров в страну из других государств.
Мероприятия по улучшению состояния земель.
Укрупнение производства.
Соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии, использование их в народном хозяйстве.
То, что продается и покупается на рынке.
Перемещение населения.
Территория, отличающаяся от другой специализацией, комплексностью, управляемостью.
Проход судов между портами разных морей.
Запасы, ценности, средства, возможности.
Общая сумма затрат на получение единицы продукции, выраженная в денежной форме.
Предоставление услуг.
Группы станций, соединенные линиями электропередач (ЛЭП) высокого напряжения.

Вопросы для второй команды:

Владелец акций.
Наличие незанятого рабочего места.
Связи с целью производства готовой продукции.
Вывоз товаров в другие страны.
Стоимость, вновь созданная в течение определенного времени в экономике страны или ее регионе.
Натуральный товарообмен.
Восстановление духовных и физических сил человека.
Основное условие какого-либо процесса, в том числе размещения производства.
Процесс роста доли городского населения, повышения роли городов и распространение городского образа жизни.
Часть территории одного государства, окруженная со всех сторон территорией других государств.
Судоходство между портами одной страны.
Исторически сложившаяся устойчивая группировка людей – племя, народность, нация.
Лицо, занимающееся частной торговлей.
Совокупность предприятий, предоставляющих однородные услуги.
Пункты, в которых сходятся несколько видов транспорта, и осуществляется обмен грузами между ними.
3. Подведение итогов игры.
Слово учителя: Подошла к концу наша игра. Давайте посмотрим, с какими результатами дошли команды. (Сообщаются итоговый результат для каждой команды, и происходит награждение команды-победительницы).

15