Урок обобщения знаний Счастливый случай(5 класс)

Обобщающий урок по курсу: Природоведение.

Задачи: повторить изученный материал, расширить и углубить его; повысить качество знаний; создать эмоциональный настрой; активизировать творческую деятельность
учащихся; повысить интерес к изучаемому предмету.
Тип урока: урок-игра.
Оборудование: карточки для игры (карточки с вопросами, размещенные на четырех игровых полях; карточки с вопросами для второго гейма); бланки для жюри.
Жюри: 3 человека
Ход урока
I. Игра «Счастливый случай».

1. Гейм «Мы выбираем...»
Командам предлагаются на выбор вопросы четырех игровых полей (тем).
1) Вселенная.
2) Земля.
3) Жизнь на Земле.
4) Человек на Земле.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ИГРОВОМУ ПОЛЮ «ВСЕЛЕННАЯ»

1) Назовите планету, которая совершает один оборот вокруг Солнца за 250 земных лет.
2) Как называется единица измерения расстояния между звездами?
3) Вспышка света, возникающая при сгорании в земной атмосфере частичек космической пыли, это ....
4) Как называют скопления из ярких звезд?
5) Назовите планету, получившую название в честь богини любви и красоты.
6) Перечислите планеты-гиганты.
7) Красноватая планета, напоминающая своим цветом огонь и кровь, получившая название в честь древнеримского бога войны, это ....
8) Какой итальянский ученый был вынужден скитаться по странам Европы, уходя от преследований церкви за свои убеждения, был сожжен в Риме в 1600 г.?
9) Назовите польского ученого, доказавшего, что планеты вращаются вокруг Солнца, а не наоборот.
10) Скопление галактик это ....

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ИГРОВОМУ ПОЛЮ «ЗЕМЛЯ»

1) Из чего в основном состоит ядро Земли?
2) Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка. Что перечислено?
3) Новая Земля, Гренландия, Сахалин. Что это?
4) Самый большой материк ....
5) Самая крупная, полноводная река Северной Америки ....
6) Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио. Где находятся эти озера?
7) В летнее время материк получает много солнечного света, но до 90% его отражается. Что это за материк и почему так происходит?
8) Среднегодовая температура на этом материке выше 20 °С. Назовите материк.
9) Многолетний режим погоды называют ....
10) Слой в атмосфере, задерживающий опасное излучение из космоса, ....

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ИГРОВОМУ ПОЛЮ «ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ»

1) Культурное растение, в переводе означающее «основа питания человека», ....
2) В какой природной зоне находится так называемая целина, которую начали распахивать в СССР в 50-е гг. XX в.?
3) Животное, никогда не пьющее воду. Питается листьями эвкалипта.
4) Назовите самого быстроногого из зверей. В какой среде он обитает?
5) Чемпион по скорости полета среди птиц
6) В этой зоне преобладают мхи, лишайники, карликовые деревья.
7) Назовите два символа Австралии представителей живой природы.
8) Укажите два царства живой природы, тела представителей которых состоят из одной клетки.
9) Сколько лет существует жизнь на Земле?
10) Назовите органоиды клетки зеленого цвета, в которых на свету образуются органические вещества.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ИГРОВОМУ ПОЛЮ «ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ»

1) Назовите два вида животных, уничтоженных человеком.

·2) Наиболее опасный загрязнитель окружающей среды ....
3) Назовите двух ученых-мореплавателей, открывших ледовый континент Антарктиду.
4) Метод изучения природы, при котором используют измерительные приборы: линейку, весы, термометр, секундомер, часы и другие приборы, ... .
5) Как называется наука о связях между организмами и окружающей их средой?
6) Территории, где подлежат охране не только отдельные виды, но и целые природные сообщества, это ....
7) Международная экологическая организация (в переводе «Зеленый мир»).
8) Назовите науку, изучающую вещества и их превращения.
9) Назовите исследователя северных морей и восточных берегов нашей страны, который открыл пролив между Азией и Северной Америкой.
10. Какова одна из главных причин наступления пустынь?

2. Гейм «Дальше, дальше...»
Каждой команде диски 1-2 минуты для ответов на вопросы.

Первая КОМАНДА

1) Всего на Земле ... материков.
2) Самый большой материк ....
3) Единый материк Евразия делится на две части света: ... и ... .
4) В составе воздуха больше всего газа ....
5) Водная оболочка Земли ....
6) Самый холодный океан ....
7) Сахара это ....
8) Самая близкая к Солнцу планета ....

ВТОРАЯ КОМАНДА

1) Всего на Земле океанов ....
2) Девять небесных тел, вращающихся вокруг Солнца, ....
3) Самый холодный материк ....
4) Наука, Изучающая небесные тела, ....
5) Воздушная оболочка Земли ....
6) Нил это ....
7) Небольшие, неправильной формы небесные тела, обращающиеся вокруг Солнца, ....

ТРЕТЬЯ КОМАНДА

1) Наука, изучающая живую природу, ....
2) Самый маленький материк ....
3) Самый большой океан ....
4) Человек дышит газом ....
5) Самая далекая от Солнца планета ....
6) Планета Солнечной системы, на которой есть жизнь, ....
7) Он первым составил правильную модель мира

ЧЕТВЕРТАЯ КОМАНДА
1) Кордильеры это ....
2) Пингвины обитают в ... .
3) Самая близкая к Земле звезда ....
4) Гималаи это ....
5) Кенгуру обитают в ... .
6) Раскаленные небесные тела ... .явление «падающих звезд».
7) В космосе она покажется нам голубой

3. Гейм «Ты мне я тебе».
По одному вопросу задает каждая команда
Вопросы заранее готовятся командами с использованием материалов ЦОР.

4. гейм «Кто быстрей и правильней?» (если останется время)
Работа с микроскопом: настроить и определить, что на микропрепарате.

II. Подведение итогов игры. Награждение участников.
III . Знакомство с наукой биологией: планы на будущее (просмотр презентации)




























Вселенная.



Земля.



Жизнь на Земле.



Человек на Земле.



1
2
3
4

«Мы выбираем»







«Дальше, дальше»







«Ты мне, я тебе»







«Кто быстрей и правильней»







итого









1
2
3
4

«Мы выбираем»







«Дальше, дальше»







«Ты мне, я тебе»







«Кто быстрей и правильней»







итого









1
2
3
4

«Мы выбираем»







«Дальше, дальше»







«Ты мне, я тебе»







«Кто быстрей и правильней»







итого



















13PAGE 15


13PAGE 14515




15