Рефлексивный анализ опыта работы на тему: Игротехника на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста


Родионова Светлана Юрьевна воспитатель МАДОУ №104 «Белекеч»
Рефлексивный анализ опыта работы по теме «Игротехника на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Обучение математики в доу, в наибольшей мере способствует развитию мышления у детей. В процессе мыслительной деятельности у детей вырабатываются такие процессы как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация. Развитию мыслительных операций анализа, синтеза , сопоставления, обобщения, способствует использование занимательных упражнений математического содержания или игротехника.
Для успешного обучения ребёнком основам математики необходимо создать условия, и в первую очередь предметно – развивающую и игровую среду.
Пересмотрела свой подход к планированию и проведению занятий : наряду с традиционными методами обучения, широко применяю проблемно – поисковый метод. При помощи этого метода дети самостоятельно, опираясь на свой опыт, без моей помощи планируют, действуют и находят правильный ответ: я подвожу детей к «открытию». Чтобы заложить у детей основы математической культуры, уже на этапе развития элементарных математических представлений, я включаю в процесс работы приёмы умственных действий: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, обращаю особое внимание на развитие речи детей. Это обеспечивается специально отработанным содержанием, его структурированием, методическими приёмами проведения занятий и специально разработанными формами представления математического материала, отвечающими специфике дошкольного возраста.
В ходе занятий, и в повседневной жизни для расширения, углубления, и закрепления знаний детей использую дидактические игры и упражнения, для этого изготовила следующие игры:
«Не утони в болоте» - по обучению детей количеству и счёту;
«Составь узор» - для закрепления геометрических фигур;
«Когда это бывает» - для ориентировки во времени;
«Угадай что изменилось» - для ориентировки в пространстве.
Также предлагаю детям самостоятельные игровые и практические упражнения вне занятий, основанные на самоконтроле и самооценке, например: «Геометрическое лото», «Четвёртый лишний», «Волшебный мешочек».
Учитывая возрастные особенности детей, постоянно учу решать творческие задания:
- составление головоломок из спичек,
-написание графических диктантов,
-решение логических упражнений,
-поиск закономерностей,
-работа на планшетах,
-работа с математическими пеналами,
-образование геометрических фигур из резинок,
-блоки дьенеша.
С целью повышения познавательной активности детей, создания положительного эмоционального настроя в каждое занятие включаю речевой материал, тематически связанный с учебными задачами:
-задачи – шутки, головоломки,
-ребуссы,
- кроссворды,
-задачи на сообразительность,
-загадки и стихи (о цифрах,знаках),
-считалки,
- сказки.
Обучение детей невозможно без помощи родителей. Понимая это, я тесно взаимодействую с ними. Провожу, консультации, беседы с родителями затрудняющихся детей в обучении, даю конкретные задания для повторения. Привлекаю родителей к изготовлению раздаточного материала, дидактических игр и упражнений.
Прогулки и экскурсии – богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок обращаю внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (какой формы листья берёзы, сравни по высоте дерево и кустарник, и т.д.).
В конце года провожу диагностические исследования и вижу что уровень развития детей моей группы, высокий. Считаю, что получила его за счёт поискового метода, основанного на игровом материале и игровых, сюрпризных ситуациях, знания детей соответствуют возрасту, осознанные и прочные. В дальнейшем думаю продолжить обучение на основе игротехники, так как хочу помочь детям научиться думать, правильно оценивать различные ситуации и принимать самостоятельные решения.