Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Волшебные краски. 3 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска
" Средняя школа № 5 им. С.М. Кирова"
РАССМОТРЕНО. СОГЛАСОВАНО. УТВЕРЖДАЮ.
на заседании МО
____________ Заместитель директора по ВР Директор МБОУ СШ № 5
им. С.М. Кирова
Протокол № __________ Королева О.И. __________________Ульянов В.В.
от «___ » ____2016 г. «___» ________ 2016 г. Приказ от __.___._______№___
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности.
Наименование курса: Волшебные краски
Направление: общекультурное
Класс: 3б
Уровень общего образования: начальная школа
Руководитель: Романова О.В.
Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год.
Количество часов: 34 часа;
в неделю 1 час
Планирование составлено на основе программы курса внеурочной деятельности
художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника» (автор Е. И. Коротеева). (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под редакцией А. В. Горского. – М.: Просвещение, 2010, - (Стандарты второго поколения).
Рабочую программу составила учитель начальных классов
первой квалификационной категории Романова О.В.
Ульяновск, 2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Смотрю на мир глазами художника» для учащихся 3 класса общеобразовательной школы составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа №5 им. С.М. Кирова», принятой педагогическим советом МБОУ СШ №5 им. С.М. Кирова (Протокол № 1 от 28 августа2015 года. Приказ № 176-д от 31.08.2015г.) с изменениями, принятыми педагогическим советом МБОУ СШ №5 им. С.М. Кирова (Протокол №1 от 30.08.2016 года Приказ № 151-д от 30.08.2016г.)Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся средствами прикладной направленности.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в сфере изобразительного искусства и художественного творчества распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов -приобретение школьниками знаний о различных
профессиях, элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях куль туры России, культур народов России, о принятых в обществе нормах отношения к природе, о правилах конструктивной групповой работы, о организации коллективной творческой деятельности, о способах организации взаимодействия людей и общностей, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Второй уровень результатов развитие ценностных отношений к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества., стремление к сотрудничеству со старшими детьми , со сверстниками, взрослыми.
Третий уровень результатов приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной и личностно-значимой деятельности; выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно- полезной деятельности.
Личностные, метапредметные результаты .В результате изучения курса «Мир глазами художника» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Мир глазами художника»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Содержание обучения.
1ЖивописьТретий год обучения. Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.
Практическая работа: изображение с натуры объектов природы — цветов, веток, фантастических фигурок.
2Графика
Третий год обучения. Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.
Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.3. СкульптураТретий год обучения. Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).
Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений.
4. АппликацияТретий год обучения. Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров.
Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.
5. Бумажная пластикаТретий год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные работы).
6.Работа с природными материаламиТретий год обучения. Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной.
Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой.
7.Организация и обсуждение выставки детских работТретий год обучения. Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п ТемаКоличество часов
1 Живопись8
2 Графика6
3 Скульптура4
4 Аппликация5
5 Бумажная пластика5
6 Работа с природными материалами4
7 Организация и обсуждение детских работ 2
8 ИТОГО 34
Формы и методы работы:
На занятиях используются методы:
Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль и письменный контроль, методы самоконтроля).
Эвристические (методика ТРИЗ).
Ведущие формы организации занятий:
Групповые (творческие мастерские).
Индивидуальные (самостоятельная работа).
Коллективные (занятия, экскурсии, игра, КТД).
В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.
приложение
Календарно-тематическое планирование.
№ Тема занятия Кол-во часов По плану Факт
Практика Теория 1 Цели и задачи курса. Основы цветоведения1 2 Живописные техники. 1 3 Локальный цвет. Зависимость цвета от расстояния и освещения. 1 4 Родственные цвета. 1 5 Контраст и нюанс цвета. Яркость цвета 1 6 Теплохолодность цветовой палитры. 1 7 Изображение уголка леса. 1 8 Изображение доброго и злого сказочного образа 1 9 Образ дерева 1 10 Натюрморт с натуры. Крынка и яблоко. 1 11 Натюрморт по представлению из различных предметов с более глубоким пространственным фоном. 1 12 Линии на плоскости. Круг, квадрат, прямоуголь-
ник. 1 13 Линия в пространстве 1 14 Рисунок шара. 1 15 Рисунок куба. 1 16 Техника печати «сухой кистью» 1 17 Создание графических образов 1 18 Рисование без отрыва от плоскости 1 19 Рисование без отрыва от плоскости 1 20 Чёрное и белое 1 21 Самостоятельная творческая работа «Я рисую природу» 1 22 Наши друзья животные 1 23 Самостоятельная творческая работа «Разноцветный зоопарк» 1 24 Птицы в полёте. 1 25 Виды декоративного узора 1 26 Работа над сюжетной аппликацией. 1 27 Предметная аппликация. 1 28 Объёмная аппликация 1 29 Декоративная аппликация 1 30 Работа приёмом закручивания 1 31 Работа над приёмом сминания1 32 Найди свой образ 1 33 Цветок из дерева 1 1 34 Мои результаты. Выставка работ 1 Список литературы
Список литературы для педагогов
Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. - М., 1991.
Алексахин Н. Постичь цветовую гармонию сердцем и умом // Дошкольное воспитание. – 1988 - № 3;
Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А. Д. Алёхин. - М., 1994.
Арманд Т. Руководство по росписи тканей. – СПб. – 1992;
Апполон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь / под ред. А.М.Контра. – М.:. – 1997;
Барадулин В.А, Основы художественного ремесла. В 2 т. М.: Просвещение. – 1979;
Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев [Текст]- М.: Эксмо. – 2006;
Гасюк Е.О., Степан М.Г, Художественное вышивание . Киев: Выща школа. – 1989;
Глинская И.П. Декоративное растение: методическая разработка. – Л.: 1971;
Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горя-ева. - М., 1991.
Гусакова М.А. Аппликация. М.: Просвещение. 1987;
Держава Рериха. – М.: Изобразительное искусство. – 1994;
Елизарова Е. Декоративно-прикладное искусство // Дошкольное образование. 1997. - №3;
Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.:. Просвещение. – 1971;
Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.
Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева - М., 2009.
Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Коротеева.-М., 2003.
Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: пособие для руководителей общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. М.:. Просвещение. – 1990;
Народное творчество: журнал – 1995;
Новикова Е.Ф. Вдохновение: аранжировка цветов. Флористика. – Минск.: ПП «МЕТ». – 1994;
Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский.-М., 1987.
Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский.-М., 2007.-(Библиотека учителя).
Неменский Б. М.Познание искусством / Б.М. Неменский. – М., 2000.
Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В, Декоративное искусство. – М: - 1976;
Претте М.-К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.-К. Претте, А.Копальдо.-М., 1981, 1985.
Психология процессов художественного творчества. – Л.: Наука. – 1980;
Пучков А.С. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение. – 1982;
Танкус О.В., Гроховская Л.М, Технология росписи тканей. – М. – 1969;
Список литературы для обучающихсяБелецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев [Текст]- М.: Эксмо. – 2006;
Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства / Н. А. Горяева. - М., 1991.
Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева - М., 2009.
Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева - М., 2009.
Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов / Е. И. Коротеева.-М., 2003.
Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева.-М., 2009.
Корюкин В.П. Батик. Художественное оформление тканей. – Л.- 1987;
Костерин Н.П. Учебное рисование. М.: - 1984;
Народное творчество: журнал – 1995;
Новикова Е.Ф. Вдохновение: аранжировка цветов. Флористика. – Минск.: ПП «МЕТ». – 1994;
Прекрасное - своими руками / сост. С.С. Газарян. – М. – 1986;
Претте М.-К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.-К. Претте, А.Копальдо.-М., 1981, 1985.
Сараева Ю.С. Роспись по ткани. – Ростов-на-Дону. – 2000;
Тереза де Дильмон. Энциклопедия для дам. В 2 т. Душанбе. – 1992;
Федотов Г.Я. Узоры разнотравья. – М.: Просвещение. – 1992;
Шамаева Г., Кашинская Л. Все обо всем: популярная энциклопедия для детей. – М.: Компания «Ключ-с». – 1994;