Статья: Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные виды изодеятельности.


РАЗВИТИЕ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Резниченко Г.Н.,
Воспитатель КГКП я/сада «Снегурочка»
г. Шахтинск
Реформирование Казахстанской системы образования, которое осуществляется на сегодняшний день, предполагает создание условий, обеспечивающих развитие творческих способностей детей. Современному обществу необходимы люди, способные творчески подходить к любым изменениям, умеющие качественно и нестандартно решать существующие проблемы, самостоятельно и осознанно осуществляющие свой выбор. Поэтому творческие способности человека многими учеными – исследователями рассматриваются в качестве необходимой движущей силы социума. Об этом же говорится в законе «Об образовании».
Теоретически, мышление ребенка носит наглядно – образный характер, но многие дети сильно «завязаны» на необходимости действовать руками, ведь только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства и особенности. Это значит, что большую часть мыслительных задач дети решают руками, выполняя действия с предметами. Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными интегрированные образы и представления. Чем больше запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорей он перейдет ко второму этапу – наглядно – образному, когда будет оперировать не предметами, а их образами.
Проблема заключается в том, что недостаточно инновационных методик для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, и поэтому при организации предметно – развивающей среды мы обратили внимание на развитие творчества каждого ребенка, в соответствии с его индивидуальными возможностями и возрастными особенностями.
Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щетка, расческа, поролон, пробки и т.д.). Вышли погулять, присмотрелись и здесь столько интересного: палочки, шишки, листочки. Можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можешь придумать свою, неожиданную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что огорчает. В каждом из нас живет художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее – забыли. Нужно запомнить простое правило – бездарных детей нет, есть нераскрытые. А помочь раскрыться этим талантам должны мы, взрослые! [2.стр.4]
Мы проанализировали влияние нетрадиционной изобразительной деятельности на общее развитие детей дошкольного возраста и поняли, что если мы будем использовать новейшие, нетрадиционные техники изобразительной деятельности, ведь каждая из этих техник – маленькая игра, то мы разовьем мелкую моторику рук, а значит и творческие способности. Дело в том, что на кончиках пальцев, образно говоря, находятся память, логика, речь и грамотность.
Результаты проделанной нами работы позволили узнать, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей и совсем недостаточно традиционного подхода для их развития. Изменились показатели уровня развития творческих способностей детей после проведения занятий и кружковой работы по обучению нетрадиционным техникам рисования качественно и количественно, у детей изменилось тактильное восприятие, глазомер и зрительное восприятие, внимание и усидчивость, эмоциональная отзывчивость. Дети стали мыслить смело и свободно.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы мы используем, чтобы донести до детей определенное содержание. Для каждого возраста придерживаемся разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному. [1.стр.29]
Так для детей младшего дошкольного возраста мы использовали пальчиковую живопись – это один из видов нетрадиционных техник рисования, представляющий собой рисование красками при помощи пальцев (одного или нескольких) или всей ладони.
Наукой доказано, что пальцевая живопись оказывает терапевтический эффект. Процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы.
С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.
Осенью, гуляя с детьми, мы собирали листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске, использовали технику печати листьями. Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемов. Если лист смазать краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания.
В старшем дошкольном возрасте дети освоили еще более трудные техники, такие как кляксография, когда в отпечатке обычной кляксы можно увидеть разнообразие сюжетов и образов.
Далее мы предлагали технику монотипии (получения изображения путем перевода его с одной поверхности на другую, т.е. оттиск изображения).
С удовольствием и нескрываемым восторгом дети выполняют рисунки в технике граттаж (рисование на восковой основе). Это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. В дальнейшем можно несколько разнообразить эту технику и получить цветной граттаж. Сначала протонировать лист бумаги цветной акварелью, а затем нанести воск и тушь. Тогда штрихи будут цветными.
Это лишь несколько вариантов применения нетрадиционных форм в совместной деятельности ребёнка.
Эффективность проведённой работы прослеживали в результатах проведения диагностики по изучению уровня развития творческих способностей.
Таблица, по которой мы проводили диагностику в начале и в конце учебного года.
Имя ребенка Форма Строение Контур Пропорции Композиция Передача движения Цвет Характер линии Нажим Раскрашивание Общее количество
баллов Уровень развития
1 Оценка дается по трех бальной шкале: 1-й (по месту за критерием) – 3балла, 2-й – 2балла, 3-й – 3балла.
Творческий процесс – это настоящее чудо. Дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям мы внушали, что: «…в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».[3.стр.15]
Можем сделать вывод о том, что использование нетрадиционных техник рисования служит эффективным средством развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Ребенок не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.