«Развитие осязания и мелкой моторики в рамках внеурочной деятельности. Разработки занятий»

РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАМКАХ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л.А. Крахмелец, учитель начальных классов,
МКОУ «Специальная школа № 106»

Аннотация:
Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев.
А. Сухомлинский.
В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. Чем более «умелая» рука, чем она более чувствительна и развита, тем тоньше и сложнее ее взаимодействие с орудиями труда и окружающими предметами, тем больше мастерства у ребенка».
Учеными доказано, что осязание имеет тот же механизм, что и зрение. Если зрячий человек, рассматривает какой-то большой предмет, глаза его движутся по контуру этого предмета, точно так же руки слепого человека движутся по контуру этого предмета при обследовании.
Адекватно воспринимать окружающую действительность слепым и слабовидящим обучающимся помогает развитие компенсаторных механизмов, в качестве которых выступают осязание и мелкая моторика. Мелкая моторика является основой развития всех психических процессов: внимание, память, восприятие, мышление, речь. Несовершенство двигательной координации кистей и пальцев рук обучающихся затрудняет овладение ими письмом, чтением, трудовыми компетенциями. Дети с нарушениями зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Вследствие малой двигательной активности мышц рук, движения оказываются вялыми или слишком напряженными. Это сдерживает развитие тактильной чувствительности и отрицательно сказывается на формировании графических навыков.
Для развития осязания и мелкой моторики у слепых и слабовидящих обучающихся требуются специально созданные условия в рамках программы внеурочной деятельности «Развитие осязания и мелкой моторики».
Для этих целей в кабинете есть специальное оборудование:
различные коробки и разнообразные мелкие предметы (пуговицы, камешки, косточки и семечки от овощей и фруктов, различные зерна);
мозаика (мелкая и крупная);
бусы и пуговицы различной величины;
свободные катушки для наматывания на них ниток и веревок;
наборы для вышивания с множеством отверстий;
различные виды застежек: пуговицы, кнопки, крючки, шнурочки;
пособия для шнуровки;
наборы веревочек различной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек;
наборы пластмассовых и деревянных палочек;
разнообразные мелкие игрушки;
конструкторы пластмассовые и металлические;
предметы из дерева, металла, пластмассы, ткани, стекла и других материалов;
пирамидки, стаканчики-вкладыши.
На занятиях слепые и слабовидящие обучающиеся знакомятся со свойствами окружающих предметов, формируют правильные действий с ними. Для развития мелкой моторики руки используются следующие упражнения:
штриховка
раскрашивание
обведение рисунков по контуру
дорисовывание изображений
рисование по клеточкам
рисование по точкам
вырезание ножницами
наклеивание
упражнения с мелкой мозаикой, конструктором
лепка из пластилина
работа с бумагой - оригами
упражнения: «Наложи одно изображение на другое», «Подбери цветное изображение к контуру или силуэту и точно их совмести»
игры: «Хитрый мешочек с мелочами», «Цветные коробочки», «Гвоздики», «Прокати мяч в ворота»
игры с карандашом, крупой, бусами, орехами
Все эти упражнения включаются в контекст сказочных историй, которые помогают развить воображение и связную речь. Слепые и слабовидящие обучающиеся класса любят играть в игру «Собери на ощупь», «Гвоздики», «Хитрый мешочек с мелочами», «Пропажа».
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и позволяет реализовывать требования ФГОСНОО. Она позволяет расширять образовательное пространство, формировать универсальные учебные действия, создавать дополнительные условия для развития и социализации детей с нарушениями зрения. Специфика внеурочной деятельности способствует достижению личностных и метапредметных результатов обучающихся.
Разработка занятия по внеурочной деятельности
«Развитие осязания и мелкой моторики»

Тема: «Рисование по точкам»
Цель: Создание условий для развития зрительно-моторной координации.
Задачи:
1. Развитие мышц кисти руки, способности управлять движением кисти.
2. Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
3. Воспитание аккуратности при выполнении учебных заданий.
4. Формирование коммуникативной культуры.
Средства обучения: рабочие листы с заданиями, карандаши, игрушка дельфина.
Ход занятия:
Организация детей на работу.
- Садитесь на места. Проверьте: на столе должны быть рабочие листы, карандаши.
- У нас в гостях волшебные ладошки-настроения.
- Выберите такую ладошку, какое у вас сегодня настроение. Покажите.


Упражнения для самомассажа рук.
- Сегодня на занятие к нам пришел наш друг Шалунишка. Вы уже знаете, что он очень любит путешествовать и приглашает нас с собой.
- Но сначала потренируем свои пальчики.
Погладьте левую руку правой рукой от кончиков пальцев к запястью. Затем также правой рукой помассировать левую.
Положите кисти рук на краю стола, провидите ладонями по ребру стола таким образом, чтобы произошло последовательное помассирование всей ладони.
Сожмите кисти в кулак, постучите кулаком правой руки по кулаку левой и наоборот.
«Пальчики здороваются». Руки согнуты в локтях, локти поставлены на стол, ладони прижаты друг к другу. Не размыкая ладоней, надо поочередно соединить и разъединить одноименные пальцы обеих рук.
- А теперь походим по лесенке из цветочков и листочков вместе с Шалунишкой. Ходить нужно указательным и средним пальчиками сначала правой руки, а потом левой.
III. Сообщение темы занятия.
1. Беседа.
- Шалунишка пригласил своего друга в путешествие. Послушайте загадку и вы узнаете, кто он:
Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И в работе круглый год
Он сердечко отдает.
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует
- Правильно, карандаш. Он будет нам помогать рисовать по точкам красивые рисунки.
- А теперь отправляемся в путь! Мы с нашими друзьями Шалунишкой и Карандашом плывем по быстрой реке. А куда впадают все реки? Правильно, в море! Перед нами море Знаний. Послушайте его (дети слушают шум моря).
- А вот из воды кто-то вынырнул. Это дельфин. А что вы о них знаете?
Справка для учителя:
ДЕЛЬФИНЫ – морские млекопитающие, подотряд зубатых китов. Длина достигает до 10 м. Около 50 видов во всем мире. В морях России 15 видов, промысел на них запрещен. Дельфинов часто содержат в океанариумах (в том числе в дельфинариях). Дельфины способны нырять на значительную глубину.
Дельфины славятся тем, что они не бросают в беде своих больных или находящихся в опасности сородичей. Они поднимают их на поверхность воды и не дают утонуть. Возможно, это инстинктивное поведение объясняет, почему дельфины спасают людей, попавших в море в беду, и выносят их на берег. С давних времен люди, живущие на берегу моря, знают множество таких историй.
2. Игра «Опиши предмет».
Каждый ученик рассматривает игрушку дельфина (ощущает ее руками) и отвечает на вопрос, какой он.
- Опишите, какой дельфин?
3. Обведение предметов по контуру. Рисование.
- А теперь найдите дельфина на рисунке, обведите его по контуру. А в этом вам поможет Карандаш.
- Раскрасьте дельфина. Эту работу надо выполнять очень аккуратно, не выходя за контур рисунка.
- Молодцы! У каждого из вас появился новый друг.
- Шалунишка и Карандаш решили поиграть с дельфином. Друзья бросили ему обруч, и дельфин стал прыгать через него, как настоящий циркач.
- Обведи по контуру и покажи красным карандашом, как может прыгать дельфин.
4. Игра «Дождик».
Чтобы в путешествии наши пальчики не уставали, возьмем с собой игру: раскроем левую ладонь, а правой будем отбивать по ней капельки. Ударим указательным пальчиком правой руки по левой ладошке: «Одна!»; указательным и средним пальчиками – «Две!»; указательным, средним и безымянным – «Три»; указательным, средним, безымянным и мизинчиком – «Четыре!»; всеми пальчиками – «Дождь!»; хлопаем в ладоши и топаем ногами – «Гром!».
5. Рисование волнистых линий.
- Вдруг небо покрылось тучами, и на море начался шторм. Не отрывая карандаша от листа, дорисуй волны.
(Дети рисуют под шум прибоя).
IV. Физкультминутка.
Мы дорожки рисовали,
Наши глазоньки устали.
Мы немного отдохнем,
И дальше рисовать начнем.
Погрейте руки, закройте глаза, приложите ладони к глазам. Глаза отдыхают.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою!
(Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками.)
Дорисовывание предметов из геометрических фигур.
- Дельфиненок уплыл далеко от своего папы-дельфина и заблудился. Осмотрелся: впереди - море, позади – море, справа – море, слева – море. Куда плыть, не знает. Он прислушался
- Как вы думаете ребята, кто ему может помочь?
- Кто еще живет в большом море? Правильно, рыбки.
- Дорисуйте рыбок из геометрических фигур и они помогут нашему другу найти его папу.
VI. Подведение итогов.
- Снова перед вами ладошки-настроения. Какое у вас теперь настроение? Покажите.
- Чему научились на занятии? Что понравилось?
- Давайте скажем нашим друзьям до свидания (дети выполняют взмахи руками).
Разработка занятия по внеурочной деятельности
«Развитие осязания и мелкой моторики»

Тема: «Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями».
Цель: Создание условий для формирования умения пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями.
Задачи:
1. Укрепление кистей руки и пальцев.
2. Развитие мелкой моторики рук, их двигательных функций.
3. Воспитание аккуратности при выполнении учебных заданий.
4. Формирование коммуникативной культуры.
Средства обучения: рабочие листы; лотки с кусочками ткани, пуговицы, иголки; новогодняя елочка с игрушками.
Ход занятия:
I. Организация детей на работу.
(Проверка готовности детей к занятию.)
- Проверьте: на столе должны лежать рабочие листы, лотки с кусочками ткани, пуговицы, иголки.
- Иголки и булавки – очень опасные инструменты. Поэтому вспомним правила обращения с ними и будем следовать этим правилам неукоснительно:
1. Хранить иглы и булавки в игольнице. Проверяй их количество перед началом и в конце работы.
2. Не бери иглы в рот! Не вкалывай в одежду!
3. Сиди во время шитья прямо! Не подноси работу близко к глазам.
II. Сообщение темы занятия.
1. Беседа.
- Какой праздник мы с вами отмечали в ночь с 31 декабря на 1 января?
- Правильно - Новый год!
- А теперь послушайте загадку и назовите главное украшение этого праздника:
Я модница такая, что всем на удивленье!
Люблю я бусы, блески - любые украшенья.
Но на мою, поверьте, великую беду
Наряд мне одевают всего лишь раз в году.
- Правильно, это новогодняя елка:
Как хороша новогодняя елка,
Как нарядилась она, погляди!
Платье у елки зеленого шелку,
Яркие бусы горят на груди.
(Дети рассматривают елочку и игрушки на ней.)
Справка для учителя:
- Что мы знаем о елочных игрушках?
Обычай наряжать елку вошел в моду в первой половине 17 века. Первые елочные украшения были только съедобными: яйца и вафли качались на ветках рядом с фруктами, сладостями и орехами.
Затем стали изготавливать более нарядные украшения: золотили еловые шишки, из бумаги делали искусные цветы, серебряная фольга шла на изящные звездочки, бабочки. Только потом появились первые стеклянные игрушки шары, птички, овощи и фрукты и конечно же зверушки - лягушки, медведи, слоны, лисички.
III. Работа над новым материалом.
1. Упражнения для самомассажа рук.
- А сейчас ребята давайте потренируем наши пальчики.
Погладьте левую руку правой рукой от кончиков пальцев к запястью, Затем также правой рукой помассируйте левую.
Положите кисти рук на край стола, провидите ладонями по ребру стола таким образом, чтобы произошло последовательное массирование всей ладони.
Сожмите кисти в кулак, постучите кулаком правой руки по кулаку левой и наоборот.
- А теперь выполним веселое упражнение из «Пальчиковой гимнастики».
Вот стоит большая елка,
А на ней растут иголки.
Есть на елке также шишки,
А внизу - берлога мишки.
(Дети соединяют подушечки больших, указательных и мизинцев обеих рук, а средние и безымянные сгибают и соединяют вторыми фалангами. После этого сближают руки, раздвигая пальцы. Повторяют четверостишие несколько раз.)
- Молодцы! А теперь давайте поиграем в интересную игру.
2. Игра «Хитрый мешочек с сюрпризом».
- У меня в руках новогодний мешочек, а в нем предметы, которыми можно украсить лесную красавицу.
- Назовите каждый предмет и материал, из которого он сделан.
(Дети по очереди опускают руку в мешочек и на ощупь угадывают, что за предмет у них в руке, а затем достают его.
Что можно положить в мешочек: большие пуговицы разной формы; маленький Дед мороз; шары; деревянная игрушка-лошадка; птичка; природный материал (шишки, каштаны, желуди...) и др.)
- Иногда может случиться и такое, что под рукой не окажется елочных украшений, И вместо них можно взять конфеты, мандарины, сушки, грецкие орехи, завернутые в фольгу, большие пуговицы различной формы и разного цвета.
3. Демонстрация приемов пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями.
- Сегодня на занятии мы научимся пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями.
- Пуговицы пришивают по-разному.
- Рассмотрите внимательно таблицу, и подумайте, с чем можно сравнить каждый из этих способов пришивания пуговиц.
(Дети рассматривают таблицу и придумывают, как можно назвать каждый из способов пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями.)
4. Практическая работа.
- У вас на столах лежат кусочки ткани, на них изображены елочки – лесные красавицы.
- Давайте их украсим! А игрушками на ней будут различные пуговицы, но пришивать мы их будем разными способами.
(На образцах ткани дети упражняются пришивать пуговицы. Играет новогодняя музыка.)
IV. Физкультминутка.
Мы сейчас с вами сыграем
В интересную игру:
То, чем елку наряжаем,
Я детишки назову.
Вы послушайте внимательно
И ответьте обязательно!
Если я скажу вам верно,
Говорите «ДА» в ответ.
(И хлопайте в ладоши)
Ну, а если вдруг – неверно,
Говорите смело «НЕТ»
(И топайте ногами).
- Разноцветные хлопушки? ( Да)
- Одеяла и подушки? (Нет)
- Раскладушки и кроватки? (Нет)
- Мармеладки, шоколадки? (Да)
- Шарики стеклянные? (Да)
- Стулья деревянные? (Нет)
- Плюшевые мишки? (Нет)
- Буквари и книжки? (Нет)
- Бусы разноцветные? (Да)
- А гирлянды светлые? (Да)
- Снег из ваты белой? (Да)
- Ранцы и портфели? (Нет)
- Туфли и сапожки? (Нет)
- Чашки, вилки, ложки? (Нет)
- Конфеты блестящие? (Да)
- Тигры настоящие? (Нет)
- Шишки золотистые? (Да)
- Звездочки лучистые? (Да)
- Пуговицы разные? (Да)
V. Продолжение практической работы.
- А теперь продолжим работу, и пришьем следующую пуговицу другим способом.
VI. Подведение итогов.
- Чему научились на занятии? Что понравилось?
- Какой способ пришивания пуговиц вам кажется наиболее легким?
- Эту работу вы можете закончить дома и принести к следующему занятию.
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 515