Методическое пособие по формированию элементарных математических представлений у детей 5-7 лет Учимся , играя


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 30
Етенко Е.В.
Методическое пособие
по формированию элементарных математических представлений
у детей 5-7 лет
62674524574500«Учимся, играя»
298196060217200 ст. Ленинградская, 2017
Автор – составитель: Евтенко Е.В.
«Учимся, играя»
Рецензент _________ Леготкина С.В. преподаватель ГАОПОУКК «Ленинградский педагогический колледж» Краснодарский край

Данное методическое пособие предлагает конспекты занятий, загадки, дидактические игры , задания, задачи-шутки на смекалку и сообразительность. Они помогают уточнить и закрепить представления детей о числах, отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Занимательный материал не только увлекает ребенка-дошкольника, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Предназначено педагогам ДОУ, воспитателям групп продленного дня, а также родителям для самостоятельной работы с детьми.
Введение
В детском саду проводится подготовительная работа по формированию у детей уверенных навыков вычислений при сложении и вычитании однозначных чисел. Если в школе обучение вычислениям ведется при решении примеров и арифметических задач, то в практике работы дошкольных учреждений принято знакомить детей с арифметическими действиями и простейшими приемами вычисления на основе простых задач, в условии которых отражаются реальные, в основном игровые и бытовые ситуации. Каждая арифметическая задача включает числа данные и искомые. Числа в задаче характеризуют количество конкретных групп предметов или значения величин; в структуру задачи входят условие и вопрос. В условии задачи указываются связи между данными числами, а также между данными и искомыми. Эти связи и определяют выбор арифметического действия.
        Установив эти связи, ребенок довольно легко приходит к пониманию смысла арифметических действий и значения понятий «прибавить», «вычесть», «получится», «останется». Решая задачи, дети овладевают умением находить зависимости между величинами.
        Вместе с тем задачи являются одним из средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами совершенствуются     умения     проводить    анализ   и    синтез,    обобщать     и конкретизировать,  раскрывать   основное,  выделять  главное  в тексте задачи и отбрасывать несущественное, второстепенное.
Правильное  обучение  решению  арифметических задач   дает очень много для  развития   логического  мышления  ребенка.   При  решении  задач  ребенок  должен научиться  рассуждать,  доказывать,  аргументировать   свои   действия, должен понять, какие числовые данные с какими должны вступать во взаимодействие, что нужно сложить, а что  нужно вычесть. Именно эта, часто скрытая в задаче сторона, должна стать явной для ребенка. В процессе решения задачи дети должны использовать то арифметическое действие, которое нужно произвести, чтобы найти решение. Важно, чтобы дети умели формулировать эти действия и объяснять логику решения задачи.
Анализируя структуру задачи и сопровождая ее решение объяснением своих действий, ребенок учится рассуждать, вникать в смысл задачи, без чего невозможен переход к решению более сложных арифметических задач.
         Важно, чтобы содержание задачи соответствовало реальной жизни, так как это воспитывает у детей вдумчивое отношение к фактам, учит критически анализировать их, предупреждает возникновение «всезнайства», поверхностного отношения к явлениям жизни. Приучая детей вдумываться в соответствие содержания задачи реальной жизни, мы способствуем их познанию жизни, учим детей рассматривать количественные явления в многообразных связях.
        Работа над задачами не только обогащает детей новыми знаниями, но и дает богатый материал для умственного развития (для наблюдений за жизнью, усвоения логических связей и количественных отношений, развития анализа, синтеза и обобщения, внимания, памяти и речи, сообразительности и т.д.). Работа над задачами приучает детей к дисциплинированному поведению, то есть обеспечивает воспитательно-образовательный эффект.
Данное методическое пособие предлагает конспекты занятий, загадки, дидактические игры и задания на смекалку, сообразительность, задачи-шутки. Они помогают уточнить и закрепить представления детей о числах, отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Занимательный материал не только увлекает ребенка-дошкольника, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями.
Занятие для старшей группы
«Математика в движении»
Цель: упражнять в счете в пределах 10; в составлении целого из частей, в ориентировке на плоскости и пространстве. Закрепить знание о геометрических фигурах, развивать умение согласовывать свои действия с образом.
Материалы: 10 карточек с изображенными на них цифрами (от 1 до 10); геометрические фигуры (круги, овалы, треугольники, прямоугольники, квадраты, пятиугольники), изготовленные из толстого пластика или картона; матрёшки (на каждого ребенка); два набора карточек (по 10 штук), на которых изображено разное количество (от 1 до 10) предметов (грибы, листья и т.д.); два набора карточек (по 4 штуки) с изображенными в разных местах (в центре, в углу, по краям и т.д.) группами геометрических фигур.
Зал для физкультурных занятий условно разделен на две части: для выполнения общеразвивающих упражнений и для игр с элементами соревнования, где размещены столы, стулья, гимнастические скамейки.
Ход занятия
Дети вместе с воспитателем входят в зал.
Воспитатель: Послушайте внимательно задания и постарайтесь правильно их выполнить.
Задание 1.
Построиться в колону по одному, затем парами, перестроиться в колону, затем в три колоны.
Задание 2.
Построиться в колону по одному. Сделать один шаг влево, один шаг вправо, три вперёд и т.д.
Задание 3.
Общеразвивающие упражнения с ориентацией на карточки с цифрами от 1 до 10. По команде воспитателя принимают исходное положение и выполняют упражнения.
1. И.П. – ноги на ширине ступни, руки опущены. Поднять руки вверх, хлопнуть в ладоши над головой такое количество раз , какое соответствует цифре на карточке (демонстрирует карточку).
2. И.П. – тоже. Наклоны вперед такое количество раз, какое соответствует цифре на карточке (показывает карточку).
3.И.П.- то же. Присесть, руки вытянуть вперёд. Приседаний должно быть на одно больше, чем наклонов в предыдущем упражнении (демонстрирует карточку с цифрой).
4. И.П. ноги на ширине плеч, руки опущены. Повороты туловища (влево, вправо), одновременно поднимая руки вверх. Упражнение выполняется такое количество раз, какое соответствует цифре на карточке (демонстрирует).
5. И.П. – ноги вместе, руки опущены. Прыжки на двух ногах. Их должно быть на один меньше, чем поворотов в предыдущем упражнении (показывает карточку с цифрой).
Задание 4.
Ориентировка на плоскости.
И.П.- сидя , ноги скрестить.
Воспитатель дает каждому ребёнку матрёшку и геометрическую фигурку. Дети ставят перед собой матрёшку и по команде кладут геометрическую фигурку слева от неё, справа, спереди или сзади.
Задание 5.
Игра «Номер дома»
По залу произвольно поставлены стульчики, к которым прикреплены цифры от 1 до 10- «номера домов». Дети получают карточки, на которых изображено разное количество предметов (1 до 10). По сигналу «Домой!» подходят к «домику» с цифрой, соответствующей количеству предметов на карточке. По сигналу «На прогулку» - расходятся. В это время воспитатель меняет «номера домов». По сигналу дети снова находят свой «домик». Педагог проверяет правильность выполнения задания. Допустившие ошибку выбывают из игры на один ход. Дети обмениваются карточками, игра продолжается.
Задание 6.
Игра «Найди себе пару»
Дети встают в круг. С помощью считалки выбирают ведущего. Он раздает карточки , на которых изображено разное количество предметов (от 1до 10). По сигналу воспитателя дети выполняют задание: сосчитать предметы на своей карточке, найти себе пару - ребенка с карточкой , на которой изображено такое количество предметов. Пары проходят в «ворота», образованные воспитателем и ведущим, держащим в поднятых руках скакалку, и показывают им карточки. Пару, которая допустила ошибку, задерживают. Дети отходят к столу, где разложены запасные карточки, исправляют ошибку. Когда все пары пройдут через «ворота», дети обмениваются карточками. По Сигналу воспитателя игра продолжается.
Задание 7.
Игра «Сложи фигуру»
Воспитатель напоминает, что пришла весна, под горячими лучами солнца растаяли снежные горки и мост Деда Мороза, исчезли ледяная избушка Лисички и дворец Снежной королевы. Распределяет детей на четыре команды, вручает каждой «эмблему» в виде какой – либо геометрической фигуры и предлагает построить новый мост, горку, избушку, дворец, которые не тают - из геометрических фигур те, которые соответствуют их «эмблемам», и приступают к выполнению задания.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы были все молодцы, хорошо занимались, были внимательными, дружными. На этом наше занятие закончено. Построимся парами и тихонько проходим в нашу группу.

Занятие по математике в старшей группе
«На лугу»
Цель: познакомить детей с составом числа (на примере чисел 4 и 5). Упражнять в решении логических задач, в ориентировке на листе бумаги. Формировать представление о том, что целое больше части, часть меньше целого.
Материал: наборное полотно, вырезанные из бумаги и расширенные : 15 бабочек, (4 голубых, 5 жёлтых, 3 зелёных, 1 разноцветная, 2 оранжевых),; 3 кузнечика, жук, божья коровка, муравей, стрекоза, паук; 4 карточки с изображением паутины и паучков. На каждого ребёнка – арифметическая линейка; вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры: 4 квадрата, круг, овал, треугольник, прямоугольник; чистый лист белой бумаги; 10 маленьких, вырезанных из красной бумаги кругов («божьи коровки»); чистый лист белой бумаги квадратной формы, фломастеры.
Аудиозапись «Звуки природы». Печатка (по выбору воспитателя). Лист на который с помощью печатки за правильные ответы будут наноситься на картинки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель: Нас окружают предметы, созданные руками человека. Это рукотворный мир. А весь мир, не созданный человеком, нерукотворный -это мир природы. (Звучит аудиозапись «Звуки природы»).
Воспитатель: Как ведут себя некоторые люди, когда оказываются на природе?
Дети: Ответы, рассуждения детей.
Воспитатель: Они громко разговаривают, могут сломать ветку, сорвать и бросить цветок, разорить муравейник. Все притихает вокруг, замолкает. Природа словно отгораживается от них, обижается. Нужно помнить, что люди – частицы природы. Мы будем идти по лесу, по полю, по лугу осторожно и тихо, не тронем муравейники и мухоморы, покажем свой уважение и любовь к животным и растениям. И тогда увидим белочку, пропоет нам песенку птичка, пролетит рядом стрекоза. Давайте представим , что мы пришли на сказочный луг. Какие красивые цветы растут на нашем лугу, назовите их?
Дети: Ромашки, клевер, колокольчики.
Воспитатель: А что же это за цветок?
Спал цветок – и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и полетел. Кто же это?
Дети: Бабочка.
Воспитатель: Правильно - это бабочка. На лугу, кроме бабочек, есть и другие насекомые. Давайте их посчитаем. (На наборном полотне выкладывает 5 бабочек, жука, кузнечика, божью коровку, муравья, стрекозу).
Воспитатель: Назовите, кого вы видите на сказочном лугу.
(Ответы детей).
Воспитатель: Как их можно назвать одним словом?
Дети: Насекомые. (Правильные ответы детей воспитатель «отмечает» на индивидуальных листах с помощью печатки).
Воспитатель: Посчитайте, сколько бабочек на лугу
Дети: Пять.
Воспитатель: Сколько других насекомых?
Дети: Пять.
Воспитатель: Что можно сказать о количестве бабочек и количестве насекомых: больше, меньше?
Дети: Поровну.
Воспитатель: А как можно проверить?
Дети: Надо разместить бабочек в один ряд, а под ними тоже в ряд – других насекомых.
Воспитатель: Правильно (располагает насекомых на наборном полотне).
Воспитатель: Из чего составлен первый ряд, первая группа?
Дети: Из бабочек.
Воспитатель: Из чего составлена вторая группа?
Дети: Из стрекозы, кузнечика, божьей коровки, жука, муравья.
Воспитатель: Сколько во второй группе стрекоз, жуков, муравьев, кузнечиков?
Дети: По одному.
Воспитатель: Поровну ли насекомых в первой и второй группах?
Дети: Да, поровну.
Воспитатель: Сколько надо взять насекомых, если я назову число 5?
Дети: Пять.
Воспитатель: Верно, надо взять 5 насекомых (убирает изображения насекомых с наборного полотна).
Воспитатель: Теперь положите перед собой арифметическую линейку. Как можно назвать одним словом квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг?
Дети: Геометрические фигуры
Воспитатель: Вдоль верхнего края линейки положите 4 квадрата, вдоль нижнего края столько же других геометрических фигур, сколько квадратов лежит сверху?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Сколько геометрических фигур лежит снизу?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Назовите их?
Дети: один прямоугольник, один треугольник, один круг, один овал.
Воспитатель: Равное ли количество геометрических фигур на линейке сверху и снизу?
Дети: Да.
Воспитатель: Почему вы так считаете?
Дети: Потому что сверху положены 4 геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, овал, круг.
Воспитатель: Сколько надо взять геометрических фигур, если я назову число 4?
Дети: Четыре фигуры.
Воспитатель: Правильно. Давайте отдохнем и поиграем. (Читает стихотворение, дети выполняют движения).
Вот какая стрекоза - (руки в стороны)
Очень круглые глаза - (круговые движения на уровне глаз)
Вертится как вертолёт (руки в стороны, круговые вращения туловища).
Вправо, влево назад, вперёд (руки на поясе, наклоны в разные стороны).
Воспитатель: Пока мы играли, на луг прилетели бабочки (располагает изображения бабочек на наборном полотне).
Воспитатель: В каком углу находится одна бабочка?
Дети: В верхнем левом углу.
Воспитатель: В каком углу находятся две бабочки?
Дети: В нижнем правом.
Воспитатель: Сколько бабочек в правом верхнем углу?
Дети: Четыре.
Воспитатель: В нижнем левом?
Дети: Три.
Воспитатель: Где расположились пять бабочек?
Дети: В середине листа.
Воспитатель: В каком углу сидят голубые бабочки?
Дети: В верхнем правом углу.
Воспитатель: Где сидят желтые бабочки?
Дети: В нижнем левом углу.
Воспитатель: Где разноцветная бабочка?
Дети: В верхнем левом углу.
После ответов детей на вопросы воспитатель даёт каждому ребёнку чистый лист белой бумаги, 10 вырезанных из красной бумаги кругов- «божьих коровок» и предлагает расположить двух божьих коровок в середине листа, одну божью коровку – в верхнем правом углу и т.д.
Воспитатель: Отгадайте загадку.
Прыгает пружинка-
Зелёная спинка-
С травки на былинку-
С ветки на тропинку.
Дети: Кузнечик.
Воспитатель: Правильно.
Три кузнечика на сказочном лугу решили посоревноваться. Они прыгают через травинку (располагает на наборном полотне изображения трёх кузнечиков).
- Кузнечик Денис прыгнул выше кузнечика Саши (один из детей двигает на наборном полотне изображение кузнечика Дениса).
- Кузнечик Саша прыгнул выше кузнечика Димы (ребенок передвигает изображение кузнечика Саши). Кто прыгнул выше всех?
Дети: Денис.
Воспитатель: Да, Денис (убирает с наборного полотна изображения бабочек). Бабочки летают с цветка на цветок, пьют вкусный нектар. (Приглашает одного из детей для работы с наборным полотном). Бабочка Таня пролетела дальше , чем бабочка Вера. Бабочка Вера пролетела дальше , чем бабочка Нина. (Ребенок двигает изображения бабочек).
Кто пролетел дальше всех?
Дети: Бабочка Таня.
Воспитатель: Правильно.
( убирает с наборного полотна изображения бабочек).
Прыгают среди травы кузнечики, летают бабочки. Смотрят…
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк
Покупайте, мухи, шёлк.
Вы догадались, что это за мастер?
Дети: Паук, который плетет паутину.
Воспитатель выставляет на наборное полотно картинки с изображением пауков и паутины. Какой по счету паук сплёл самую большую паутину?
Дети: Первый.
Воспитатель: Какой сплел половину паутины?
Дети: Второй.
Воспитатель: Какой по счету паук сплёл самую маленькую паутину?
Дети: Четвертый.
Воспитатель: Какой из пауков сплёл всю паутину?
Дети: Первый.
Воспитатель: Какие паучки сплели часть паутины?
Дети: Второй, третий и четвертый.
Воспитатель: Что больше: целое или часть?
Дети: целое больше.
Воспитатель: Что меньше: целое или часть?
Дети: часть меньше.
Теперь насекомые и пауки хотят поиграть с вами в игру «Кто лишний?» (располагает на наборном полотне 3 бабочки и паука). Как вы думаете, кто здесь лишний?
Дети: паук, потому что он один, а остальные бабочки.
Воспитатель: Располагает на наборном полотне стрекозу и кузнечиков.
Дети: Стрекоза. Кузнечиков 3, а она одна.
Воспитатель: Молодцы! Как много мы сегодня успели сделать на занятии: полюбоваться зелёным лугом, послушали стихотворение о насекомых, отгадывали загадки, составляли группы из разных предметов, узнали, сколько надо взять предметов, когда мы называем число 4 и 5 , ориентировались на листе бумаги, решали задачи.
Поднимите руку, у кого на индивидуальном листе я «нарисовала » с помощью печатки одну картинку? Две картинки?
Называет имена, у которых на листах самое большое количество картинок.
Конспект занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста
"Число 7, цифра 7
Цель: познакомить с образованием и составом числа 7. Цифрой 7. Закреплять представления о составе числа 6, закреплять порядковый и количественный счет в пределах 7.
Ход занятия
1. Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Мы с ребятами решили, что сегодня мы отправимся в необычное путешествие.
Правда, ребята?
Давайте нашим гостям расскажем, что это будет за путешествие? (Ответы детей.)
Это будет морское путешествие.
Во что мы превратили наш кабинет? (В корабль)
А мы возьмем наших гостей с собой? (Ответы детей.)
Ребята, во время путешествия могут произойти различные неприятности, поэтому нам нужно к путешествию как следует приготовиться.
Что пригодится нам в путешествии по морю? (якорь, спасательные жилеты, …)
А самое главное:
Чтобы нам не утонуть
Приготовим спасательный … (круг)
(На стене: корабль, рядом на столике нарисованные спасательные круги) рис. 1

Рисунок 1
Посмотрите на флаг корабля. Какая цифра там написана? (6)
Вы должны собрать только те спасательные круги, где ответ в примерах будет равен 6.
С заданием справились быстро. Молодцы! И за это вы получаете морскую звезду. рис. 2

Рисунок 2
Эти звездочки вы не теряйте, а складывайте в коробочку.
2.Чтобы неприятностей нам избежатьГлаз зоркий будем тренировать.
(Игра на внимание. Дети разбиваются на две команды при помощи считалки)
«Море начинается С маленькой реки.Разве все мы мальчики? –Все мы моряки.Раз, два, три, четыре, пятьВыходи тебе играть».
Проводится игра: «Найди 5 отличий». рис. 3,4

Рисунок 3

Рисунок 4
За выполнение задания дети получают морские звезды.
3. Я думаю, что мы хорошо приготовились к морскому путешествию и можем смело отправляться в путь. Экипажу, занять свои места на корабле (дети занимают места на построенном корабле, звучит музыкальный фон – шум моря. Педагог берет подзорную трубу)
Ребята, возьмите подзорные трубы (руки складываются в виде подзорной трубы)
Мне кажется, я вижу остров - остров «Цветных ракушек». Всей команде сойти на берег.
(Дети собираются для игры на коврике).
Как называется остров, на который мы попали?
Значит, мы будем собирать что? (ракушки – геометрические фигуры)
Давайте сначала соберем желтые ракушки и положим их в ряд.
Сколько желтых ракушек? (6)
Мы с этой цифрой уже знакомы?
Мы по берегу шли 6 ракушек нашли.
Посмотрели кругом, еще нашли красную. рис. 5

Рисунок 5
Сколько еще ракушек нашли? (1)
Сколько всего получилось ракушек? (7)
Какую цифру нужно поставить рядом с ракушками? (7)
Как получили 7 ракушек? (к 6 добавили еще 1)
Значит, мы на этом острове познакомились с цифрой…. (7) (показ большой цифры 7)
3. Ой, она мне, что-то говорит.
Интересное предложение.
Цифра 7 хочет с вами познакомиться поближе. Вот, например, она у вас спрашивает, на что она похожа?
«Вот семерка – кочерга.
«У нее одна нога». Петерсон Л.Г. Холина Н.П.
«Очень похожи семерки на клюшки для хоккеиста и для старушки». Петерсон Л.Г. Холина Н.П.
Где вы уже встречались с цифрой 7?
Давайте возьмем с собой в путешествие цифру 7, и поплывем дальше.
Команде, занять свои места. (Дети садятся на корабль, звучит муз. фон, дети берут подзорные трубы).
4. Вижу остров «Затерянных цифр». Всей команде сойти на берег.
(В игровой зоне на столах разложены карточки с цифрами, выстроен числовой ряд с пропущенными цифрами. рис. 6).

Рисунок 6
Как вы думаете, что произошло на этом острове? (Потерялись цифры.)
А что нужно сделать? (Найти цифры и заполнить ими числовой ряд).
(Дети выполняют задания по командам).
Мне нужны 2 помощника, которые проверят, правильно ли вы расставили цифры (помощники – дети проверяют и раздают участникам путешествия морские звезды).
5. А теперь ответьте на мои вопросы (по командам):
Какое число в числовом ряду наименьшее?
Какое число в числовом ряду наибольшее?
Назовите соседку числа 7 слева;
Назовите седьмой день недели;
Сколько цветов у радуги?
(За правильные ответы дети получают морские звезды.)
Интересно было на этом острове?
А вы хотите путешествовать дальше?
Всей команде занять свои места на корабле.
6. Вижу остров «Семи капитанов»
(На стенде числовые домики – состав числа 7) рис. 7

Рисунок 7
В этих домиках жили-были капитаны. Как-то раз все капитаны поссорились и вышли из своих «квартирок». Мы их должны помирить, и снова поселить в свои «квартиры».
Посмотрите, какая цифра написана на крыше этого дома? (7)
Сколько капитанов должны жить на каждом этаже? (7)
(Каждый ребенок работает над составом числа 7. А ребенок, справившийся быстрее всех, выставляет этот состав числа в большом домике).
7. Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Но наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться домой. Давайте вернемся на наш корабль (дети садятся на «корабль», звучит музыка- шум моря).
Вот мы уже и дома.
С какой цифрой мы сегодня познакомились во время нашего путешествия?
В какие игры играли?
Что вам понравилось больше всего?
Ребята, во время путешествия мы собирали морские звезды. Давайте из них выложим цифру 7 и запомним ее.

Рисунок 8Сказочные загадкиЗадача 1Заспорили карандаши в коробке. Синий сказал:
Я самый главный, меня дети больше всех любят. Моим цветом раскрашивают море и небо.
Нет, я самый главный, - сказал красный карандаш. - Моим цветом раскрашивают ягоды и праздничные флажки.
Ну, нет, уж это я самый главный, - сказал зелёный карандаш. - Моим цветом раскрашивают траву и листья на деревьях.
Спорьте, спорьте, - думал про себя жёлтый карандаш. - Уж я то знаю, что самый главный - это я. И меня дети любят больше всех, потому что раскрашивают моим цветом хлеб и солнце.
Вопрос: Сколько всего карандашей было в коробке? (4)
Задача 2На день рождения Муха-Цокотуха позвала гостей на чай, приготовила стулья. Первыми приползли гусеницы и заняли два стула. Затем прилетели три бабочки, тоже сели на стулья. Вскоре прискакали кузнечики и уселись на двух стульях. Только хотели чай пить, в дверь постучали, приполз жук и занял ещё одно место.
Вопросы: Сколько стульев было занято? (9) Сколько было гостей? (8)
Задача 3Пролетела сорока по лесу. Сообщила, что пчёлы будут всех зверей мёдом угощать. Первым к улью прибежал медведь с бочонком. Второй прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской. Четвёртой пришла лиса с кувшином. Пятым приковылял волк с кастрюлей.
Вопросы: Каким по счёту примчался к улью заяц? (3) У кого была самая маленькая посуда? (У белки) У кого была самая большая посуда? (У медведя)
Задача 4Пришла к фотографу семья.
Сфотографируйте нас, пожалуйста.
Хорошо, только сначала надо вас удобно посадить.
Папу и маму посадили на стулья. Бабушку в кресло. Дедушка встал рядом с бабушкой. Брата с сестрой посадили рядом на скамеечку. А самого маленького члена семьи, кудрявого Алёшу, посадили на руки к маме.
Вопросы: Сколько всего человек было в семье? (7) Сколько взрослых? (4) Сколько детей? (3)
Задача 5Наша мама самая красивая и самая добрая. На 8 Марта ей подарили много цветов. Дедушка подарил букет розовых гвоздик. Папа подарил красные тюльпаны. Сестра Оля подарила жёлтую мимозу. А я люблю маму больше всех, я подарил ей её самые любимые цветы - фиалки.
Вопрос: Сколько букетов цветов подарили маме на праздник? (4)
Задача 6В зоопарке много зверей: слон, жираф, зебра, лев, бегемот, обезьяна. А вчера я видел, как на большой машине привезли в зоопарк белого медведя и пингвина. Наверное, их привезли с Севера?!
Вопросы: Сколько зверей было в зоопарке? (6) Сколько зверей стало? (8)
Задача 7
Нарядились звери, пошли гулять. Медведь в шляпе, волк в кепке, лиса в панамке, белка в косынке, а заяц в пилотке. Вдруг подул сильный ветер и сдул с медведя шляпу, а с лисы панамку.
Вопрос: Сколько зверей осталось в головных уборах? (3)
Задача 8Пригласил жираф себе на день рожденья гостей. Чем же гостей угостить, чтобы всем угодить. Думал, думал и придумал. Пришли гости, а на столе: салат, компот, винегрет, картошка, окрошка, омлет, пирожное и котлеты, мороженое и конфеты.
Вопрос: Сколько разных блюд приготовил жираф? (10)
Задача 9На стоянке в лесу стоят машины; «Жигули», «Чайка», «Волга», «Москвич», «Запорожец». Старый сторож-барсук разморился на солнышке и уснул. Шли мимо тигрята, захотелось им на машинах покататься. Один сел на «Жигули», другой сел на «Москвич», а третий хотел сесть на «Чайку», а она не заводится, так он на «Волгу» пересел.
Ох, и попадёт же им от сторожа за то, что без спроса кататься надумали!
Вопросы: Сколько машин стояло на стоянке? (2) Сколько было тигрят? (3)
Задача 10«Тимоша, сходи, пожалуйста, на базар, купи овощи!» - попросила коза своего сына.
Тимоша взял корзиночку и пошёл за покупками. Он купил всё, что ему понравилось: картошку, свёклу, тыкву, помидор, огурец. Радостный
он пошёл домой, а по дороге не заметил, как съел помидор, огурец,
к
картошку.
Вопросы: Сколько овощей принёс домой Тимоша? (2) Что сказала ему мама?Задача 11Забыла Галя закрыть букварь, легла спать, а буквы разбежались. Буква «А» пошла играть с Галиными игрушками. Буква «В» ухитрилась забраться на люстру. Буква «3» решила погулять на улице. Буква «Ж» забралась Гале под подушку. Буква «Р» хотела выпрыгнуть из букваря, а потом осталась на месте.
Вопрос: Сколько букв убежало из букваря? (5)
Задача 12Незнайка получал телеграмму «Дорогой внучок, приезжай в гости. Целую. Бабушка». Быстро собрался Незнайка: в чемодан сложил одежду, в корзину - яблоки, в сумку - свои игрушки и книжку, в сетку - живую рыбу, в рюкзак - конфеты и шоколадки. Купил билет, сел в поезд и поехал. А вот и бабушкина деревня. Стал Незнайка вещи свои выносить: вот чемодан, вот корзина, вот сетка. Тут ворона на дереве каркнула, засмотрелся на неё Незнайка, а поезд уехал...
Вопрос: Сколько незнайкиных вещей осталось в вагоне поезда? (2)
Задача 13Открыл ёжик в лесу швейное ателье. Первой пришла лиса, принесла шёлк: «Сшейте-ка мне, куманёк, нарядные платья». Потом пришёл медведь, принес байковую ткань: «Сшей-ка мне, дружище, тёплую жилетку - зимой спать». Затем прискакала зайчиха, принесла ситец: «Сшей-ка, пожалуйста, моим зайчаткам распашонки». «Хорошо, - сказал ёж, - через неделю приходите за готовой одеждой»
Вопрос: Сколько зверей заказали ежу одежду? (3)
Задача 14Пошла медведица в магазин, купила медвежатам гостинцы: бублики, пряники, печенье, вафли, торт. Идёт она по лесу, а на встречу ей заяц: «Здравствуйте, тётенька!» «Здравствуй, какой ты вежливый! Вот тебе за это печенье». Идёт дальше. Вдруг ей шишка в лоб попала. «Кто же это шишки в меня кидает?» - строго спросила медведица. «Это я, нечаянно из лапок шишку упустил. Извините, пожалуйста!» - подскочил к ней бельчонок. «Молодец, что честно признался. Вот тебе за это пряники». Идёт медведица дальше, вдруг оступилась и упала. Тут подскочил к ней барсучонок и помог ей встать. «Спасибо тебе большое! Ты очень добрый, вот тебе за это вафли!» Пришла медведица домой: угощайтесь, медвежата, и вам осталось сладостей».
Вопрос: Сколько угощений осталось для медвежат? (3)
Задача 15В нашу группу принесли большой, красивый аквариум. Теперь мы будем ухаживать за рыбками. Сомик - самый большой. Самый красивый - вуалехвост. Меченосец - самый быстрый. Самая маленькая - гуппи. Но больше всех мне нравится золотая рыбка.
Вопрос: Сколько всего рыбок плавает в аквариуме? (5)
Задача 16В лесной избушке жили зверюшки. Угадайте кто?
Рыжая, пушистая, хитрая... лиса.
Длинноухий, короткохвостый, трусливый... заяц.
Круглый, колючий, кусачий... ёж.
Серый, злющий, зубастый... волк.
Неуклюжий, толстый, ворчливый... медведь.
Вопрос: Сколько всего зверюшек жили в избушке? (5)
Задача 17Пошли Тося и Костя за грибами. Когда шли мимо берез, Костя нашёл подберёзовик. Когда шли около дубов, Тося нашла белый гриб. Проходили мимо пенёчков, Костя нашёл два опёнка. А когда зашли в сосновый лес, Тося нашла маслёнок, рыжик, зеленушку и мухомор.
Вопросы: Сколько всего грибов нашли Тося и Костя? (8) Сколько грибов дети пожарят? (7)
Задача 18Пришли к Антону на день рождения гости. Макар подарил ему живого попугайчика. Степан подарил ему заводной вездеход. Лиза подарила ему деревянный конструктор. Валя подарила переводные картинки.
Вопросы: Сколько подарков подарили Антону? (4) Сколько детей было на дне рождения? (5)
Задача 19Собрались лиса и волк на рыбалку. Лиса взяла маленькую удочку с короткой леской, а волк от жадности подумал: «Возьму-ка я самую большую удочку с длинной - длинной леской больше рыбы наловлю». Сели ловить рыбу. Лиса только успевает рыбу вытаскивать: то карася, то леща, то сома, то щуку. А волк поймал плотвичку, стал её из реки тянуть, да в длинной-длинной леске и запутался. Пока распутался, уже и домой пора идти.
Вопросы: Кто больше наловил рыбы? (Лиса) Почему? Сколько всего рыбы наловили волк и лиса вместе? (5)
Задача 20
Наступила зима. Дети сделали для птиц кормушку, повесили её на дерево и стали наблюдать за птицами. Клевать сало прилетели две синички, полакомиться рябиновыми ягодами решили три снегиря. Подкрепиться пшеном залетел один воробей, а под кормушкой важно расхаживали три вороны, подбирая рассыпанные крошки хлеба.
Вопросы: Сколько птиц прилетело к кормушке? (9) Сдельно маленьких птиц? (6) Сколько больших птиц? (3)
Задача 21У нас очень большая и дружная семья. Мама - врач, папа - инженер, старший брат - шофёр, старшая сестра - учительница, бабушка - пенсионерка, а я ещё пока школьник.
Вопросы: Сколько человек в нашей семье? (6) Сколько профессий можно насчитать в нашей семье? (4)
Задача 22Собрались звери на поляне, надо в лесу почтальона выбрать. Объявили соревнование - кто выиграет, добежит первым к финишу, тот и будет почтальоном. Первым прибежал заяц. Второй поспешила лиса. Третьей прискакала белка. Четвёртым домчался лось. Пятым добежал волк. Шестым прикатился ёж. Седьмым приковылял медведь.
Вопросы. Кто будет в лесу почтальоном? (Заяц) Каким по счёту прибежали к финишу лиса, лось, ёж? (Второй, четвёртым, шестым).
Задача 23На Новый год пригласили дети в гости сказочных героев. Вначале появилась Снежная Королева. За ней пришёл Кот в сапогах, потом прибежали Буратино и Мальвина. Затем показался Карлсон, он привёл с собой Золушку и Дюймовочку. Чуть погодя пришли Серый Волк и Красная Шапочка. А в конце Новогоднего бала приковылял Мойдодыр.
Вопросы: Из скольких сказок пришли гости на ёлку? (8) Сколько всего сказочных героев пришли на бал? (10)
Задача 24
Перессорились цифры между собой. Единица сказала: «Я самая ровная и стройная, похожа на спицу». «А я самая красивая, похожа на лебедя», - крикнула двойка. «Куда вам до меня», - возразила восьмёрка. - Я самая круглая - похожа на два кольца». «Подумаешь, зато я похожа на букву 3», - взвизгнула тройка. «Ну, и что же, не только ты одна, я тоже похожа на букву, только не на 3, а на Ч», - гордо воскликнула четвёрка. «Зачем же вы ссоритесь», - тихо сказала семёрка. - Мы все очень красивые и нужные. Люди бы без нас не смогли ничего считать».
Вопросы: Сколько цифр успокоила семёрка? (5) Сколько было всего цифр? (6)
Задача 25
У детей сегодня хорошее настроение. В группе появились новые игрушки:кошкаскотёнком,машина-грузовик,куклавколяске,
волейбольный мяч, мишка с бантиком и клоун в нарядном костюмчике.
Вопрос: Сколько новых игрушек у детей? (8)
Задача 26
Собрались Чебурашка и Крокодил Гена сходить в детский сад поиграть с детишками. Вышли на улицу и пошли. Сначала прошли школу. Затем зашли в кондитерский магазин - купили ребятам мармелад. После заглянули в парикмахерскую, где Чебурашка причесался, а Крокодил Гена побрился. Пошли дальше, вдруг Чебурашка упал и поранил ножку.
Пришлось заходить в аптеку, покупать зелёнку, чтобы подлечиться. Потом прошли ателье и кинотеатр. А вот и детский сад.
Вопрос: Сколько на улице было зданий? (7)
Задача 27Семёну исполнилось 7 лет. «Я уже взрослый, мне теперь учиться надо. Можно, я свои игрушки маленьким детям раздарю?» - спросил он у мамы. Мама разрешила. Кубики и плюшевого мишку он подарил сестричке Оле. Самолёт, пароход, луноход предложил соседскому Васе. Своему другу маленькому Борису он отдал солдатиков и танк. А красивую блестящую машину с управлением и большого пушистого зайца Кузьку, немного подумав, оставил себе. Ведь они самые любимые.
Вопрос: Сколько игрушек было у Семёна? (9)
Задача 28Хрюша гулял в парке и нашёл монетку. Обрадовался и думает: «Что же мне купить?» На одну копейку купил мороженое. Ещё на одну купил пирожное. Две копейки потратил на катание на каруселях. А на последнюю купил маме красивый букет цветов.
Вопрос: Сколько копеек нашёл Хрюша? (5)
Задача 29Ира - школьница. Стала она собирать портфель. В большое отделение положила аккуратно букварь, тетрадку. Дорисовала домик, положила в портфель альбом. В маленькое отделение положила пенал. Потом вспомнила про резинку и линейку. А дневник положить забыла.
Вопрос: Сколько у Иры в портфеле школьных принадлежностей? (5)
Задача 30
Собирался папа в командировку в Москву. Открыл чемодан и стал вещи собирать. Положил брюки, пиджак, затем рубашки голубую и коричневую, тёплый свитер, спортивную майку. Плащ он брать с собой не стал, так как подумал, что погода не испортится.
Вопрос: Сколько всего вещей положил папа в чемодан? (6)
Задача 31Екатерина Владимировна привела детей на цветущий луг. «Давайте наберём красивый букет цветов и украсим ими нашу группу», - сказала воспитательница.
Соня сорвала жёлтый одуванчик. Петя нашел синий василёк. Артём принёс красную гвоздику. Люся добавила розовый клевер и фиолетовый колокольчик. Екатерина Владимировна присоединила ко всем цветам ещё белую ромашку с жёлтой серединкой.
Вопрос: Сколько всего цветов было в букете? (6)
Задача 32Пошла Юля с мамой в лес за земляникой. Одну ягодку Юля нашла на пригорке, другую - около печка. На солнечной полянке для Юли поспели сразу три землянички. А мама набрала уже целую кружку.
Вопрос: Сколько ягодок нашла Юля? (5)
Задача 33Самоделкин устроился работать в ремонтную мастерскую. Не успел он разложить свои инструменты, как в мастерскую подъехала машина «Скорая помощь». Доктор Пилюлькин выскочил из машины и крикнул: «Самоделкин! Быстрее почини мне машину, надо срочно ехать к больному!» Только Самоделкин управился, подъезжает автобус. «Самоделкин, - крикнул Карандаш, - подкачай мне колесо, я решил на автобусе свозить ребят на экскурсию». «И мне быстрее подремонтируй тормоза, - послышался голос Буратино, примчавшегося на мотоцикле, - я тоже хочу с ребятами на экскурсию». Самоделкин быстро справился с работой. В это время подошёл Незнайка и сказал: «А я не знаю, как машины чинить. Самоделкин, научи меня!»
Вопрос: Сколько машин починил Самоделкин? (3)
Задача 34
Мама ушла на работу, а Вика и Соня остались одни дома.
«Как хочется компота!» - сказала Вика. «Давай попробуем сами сварить», - предложила Соня. Девочки нашли кастрюлю, налили в неё воду, положили сахар и начали варить.
«Груши долго варятся, их надо положить первыми»,- сказала Вика. Потом положили в кастрюлю яблоки и сливы. Затем абрикосы. А в самом конце добавили вишни и малины.
Ох, и вкусный получился компот!
Вопрос: Из скольких фруктов девочки сварили компот? (6)
Задача 35
Проголодались зайцы и решили залезть в огород полакомиться. А в огороде овощей видимо-невидимо. Один заяц сорвал капусту и свёклу. Другой морковку и репу. Третий - огурец и кабачок, а четвёртый - самый маленький зайчонок, сорвал лук и чеснок. Вдруг увидели зайцы сторожей и бросились наутёк. Добежали до пригорка, сели, стали овощи раскладывать. А старый заяц посмотрел все овощи, да как рассмеётся: «Зайчонок, зачем же ты лук и чеснок рвал, ведь зайцы его не едят?»
Вопросы. Сколько было зайцев? (4) Сколько всего овощей сорвали зайцы? (8) Сколько всего овощей зайцы съедят? (6)
Задача 36
Пришли школьники в детский сад помогать деревья 'сажать. На ясельном участке посадили белоствольную берёзу. На участке младшей группы посадили раскидистый клён. На участке средней группы посадили душистую липу. На участке старшей группы посадили плакучую иву. На участке подготовительной группы посадили стройный тополь. А около центрального входа посадили три мохнатые, зелёные ёлочки. Теперь наш детский сад будет самым красивым.
Вопрос: Сколько деревьев посадили школьники? (8)
Задача 37
«Дети, давайте в детском саду сделаем свою библиотеку», - предложила Наталья Григорьевна. «Давайте», - обрадовались дети. На следующий день Серёжа принёс в детский сад книжку «Красная шапочка». Люся принесла «Золушка». Таня принесла «Три медведя», Ваня принёс «Теремок», Андрей - «Золотой ключик», Паша - «Бармалей», Тамара принесла две книжки «Курочка Ряба» и «Колобок», но эти книжки мы уже наизусть знаем, поэтому мы подарим их малышам.
Вопросы: Сколько книг дети собрали в библиотеку? (8) Сколько книг осталось? (6)
Задача 38
Лежали геометрические фигуры в коробочке, стало им скучно, и начали они друг перед другом хвастаться. Квадрат пробурчал: «А я похож на кубик...» «А я похож на ёлку и пирамиду», - подхватил треугольник. Прямоугольник хмуро отметил: «А я похож на кирпичик и тетрадь». «А я, а я, а я... - заспешил похвастаться круг, - похож на мячик, колесо, лупу, бублик, тарелку, монетку и обруч.. Вот!!!»
Вопросы. Сколько геометрических фигур лежало в коробке? (4) На что ещё похожи фигуры?
Задача 39
Зоя Петровна объявила: «Дети, приходите завтра нарядными, мы пойдём на концерт». Концерт был замечательным. Сначала девочка спела песню о родном крае. После дети танцевали красивый вальс с цветами. Затем малыши поиграли в интересную народную игру. Затем чей-то папа показал детям чудесные фокусы. Фокусы мне понравились больше всего. Я дома пробовал их повторить, но у меня ничего не получилось.
Вопрос: Сколько номеров было на концерте? (4)
Задача 40
На праздник дети пришли в детский сад нарядными, принесли воздушные шары. Рома принёс синий и розовый шары. Катя принесла один шар длинный, а другой круглый. Настя принесла жёлтый шар. Алёша принёс красный и зелёный шары, а Слава принёс шарик, привязанный к флажку.
Вопрос: Сколько всего шаров принесли дети в детский сад? (8)
Задача 41
Захотелось Степашке мороженого. Купил он «Фруктовое» мороженое. Вкусно! А что, если «Молочное» ещё вкуснее? Купил «Молочное». И «Сливочного» хочется, - купил «Сливочное». «Что-то я «Пломбир» давно не ел». Купил «Пломбир». Продавец открыл новую коробку - а там «Эскимо». «Эскимо»! Моё самое любимое! Я его дома съем!» - подумал Степашка и купил себе ещё три порции.
Вопросы. Сколько всего порций мороженого съел Степашка? (7) Что теперь будет со Степашкой? (Заболеет).
Задача 42
Мама сказала воспитательнице: «Толю мы в детский сад долго не будем водить». В мае Толя подкрепил своё здоровье в детском санатории. В июне гостил у бабушки и дедушки в деревне. В июле с мамой поехал на Черное море. С папой Толя отдыхал на турбазе в августе.
Вопрос: Сколько месяцев Толя не ходил в детский сад? (4)
Задача 43
Купил лось себе телевизор, пригласил всех желающих зверей мультфильмы смотреть. Пришли звери к лосю, а у него только две скамеечки - одна большая, а другая маленькая. На большую сели лось и медведь, а на маленькую - белка, ёжик, куница, заяц, суслик и мышь.
Вопросы: Сколько зверей смотрело телевизор? (8) На какой скамейке уместилось больше зверей? Почему? Сколько зверей уместилось на большой скамейке? (2) Сколько зверей уместилось на маленькой скамейке? (6)
Задача 44
В нашем уголке природы растут красивые комнатные растения. Наташа и Валера сегодня дежурные. Наташа полила фиалку, огонёк, хлорофитум. Валера вытер пыль с бегонии, а с кактуса вытирать не стал. Испугался...
Вопросы: Чего испугался Валера? (Колючек) Сколько растений в уголке природы? (5)
Задача 45
«Давно я птичками не лакомилась», - подумала лиса. Прихватила она большой мешок и забралась в птичник. Тихохонько стала она птиц в мешок складывать. Складывает, да поговаривает: «Это уточка, это гусочка, это курочка, это петушок, это индюшка...» В это время учуял пёс лисий дух и давай лаять. Испугалась лиса, мешок бросила и бежать. Тут- то вся птица из мешка и вылетела.
Вопрос: Сколько птиц было в мешке? (5)
Задача 46Мы получили новую квартиру. Все помогали мебель переносить. Шкаф несли папа и дедушка. Диван - дядя Коля и дядя Вова. Стол несли мама и бабушка. Кресло принесла сестра Оля. А мы с Ромой принесли по одному стулу.
Вопросы. Сколько мебели в нашей квартире? (6) Сколько человек переносили мебель? (9)
Задача 47Карлсон очень любит конфеты, а как их делают, не знает. Захотелось ему посмотреть. Пришёл он на кондитерскую фабрику, а ему говорят: «Пожалуйста, смотрите и угощайтесь...» Обрадовался Карлсон. Сначала съел 2 килограмма шоколада. Затем попробовал один килограмм мармелада. «Нет, ещё не наелся», - подумал Карлсон и съел ещё 2 килограмма леденцов. «Ириски я тоже очень люблю», - бормотал с набитым ртом Карлсон, отсыпал себе ещё один килограмм. «Вот ещё карамели один килограмм попробую и всё...» - еле-еле проговорил Карлсон. Захотел он домой вернуться, включил он свой пропеллер, а взлететь не смог.
Вопросы. Почему Карлсон не смог взлететь? (Объелся) Сколько килограмм конфет съел Карлсон? (6)
Задача 48
Катя очень любит свою маму и всегда ей помогает. Сегодня она помыла посуду, помыла пол, постирала свой носовой платочек, навела порядок в кукольном уголке, а потом села смотреть телевизор. Мама пришла с работы, поцеловала дочку и сказала: «Хорошая ты у меня помощница».
Вопрос: Сколько дел сделала Катя? (4)
Задача 49
«Иди спать!»- сказала Хрюше мама. Лёг Хрюша в кровать, а ему не спится. Стал он в окно смотреть, да звёзды считать. Это одна звезда, самая яркая. Это другая звезда, самая большая. А вот самая маленькая, наверное, она самая далёкая. А где же луна? Смотрел Хрюша на небо, смотрел, да так и уснул.
Вопрос: Сколько звёзд сосчитал Хрюша? (3)
Задача 50
Захотелось рыжему коту Василию быть похожим на тигра. Вот просит он чёрного кота: «Барсик, нарисуй мне черной краской полоски! Может, собаки меня бояться будут». Стал Барсик его раскрашивать: одну полоску провёл на голове, по одной полоске - на каждом ухе. Три толстых полоски провел на хвосте... Хотел и на спине нарисовать, да только посмотрел на Василия, бросил краски и кисть и бежать от него скорее - подумал, что и в самом деле перед ним тигр...
Вопрос: Сколько полосок успел нарисовать Барсик Василию? (6)
Дидактические игры
«Лото с геометрическими фигурами».
Дидактическая игра для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.
Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами подбирать предметы по геометрическому образцу.
Задачи:
-развитие внимания, быстроту реакции, умения сравнивать, точно определять и подбирать предмет по образцу геометрической фигуры;
-развивать мелкую моторику рук;
- учиться играть сообща в команде.
Правила игры: игроку дается образец геометрической фигуры (например круг, игрок должен найти карточки с изображением формы круга (например часы, тарелка, апельсин). Выигрывает игрок который быстрее остальных подбирает к своей геометрической фигуре предметы
Дидактическая игра
«Соотнеси количество предметов на картинке с цифрой».
Игра для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Цель игры: закрепление счета в пределах 10.
Задачи:способствовать развитию логического мышления: умений сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать вывод; произвольного внимания, памяти, самопроверки и самоконтроля, зрительного восприятия, подготовка детей к изучению сложения и вычитания; тренировка быстроты реакции.
Правила игры: игрок берет карточку с изображением нескольких предметов (например 4 дерева, задача посчитать и найти карточку с цифрой и подставить к пустому полю быстрее остальных игроков (количество предметов на карточке должно соответствовать с цифрой)
Дидактическая игра
«Снеговики»
Цель. Развитие внимания и наблюдательности у детей.
Правила игры. Нужно внимательно посмотреть на рисунок и указать, чем отличаются снеговики друг от друга. Играют двое, и выигрывает тот, кто укажет больше различий в рисунках. Первый играющий называет какое-нибудь различие, затем предоставляется слово второму и т. д. Игра кончается, когда кто-то из партнеров не сможет назвать новое отличие (ранее не отмеченное).
Начиная игру, взрослый может обратиться к ребенку примерно так:
«Вот зайчишка у реки
Встал на задних лапках...
Перед ним снеговики
С метлами и в шапках.
Заяц смотрит, он притих.
Лишь морковку гложет,
Но что разного у них —
Он понять не может.
А теперь посмотри на рисунок и помоги зайчику понять, что разного у этих снеговиков. Сначала посмотри на шапки...»
Дидактическая игра
«Матрешки»
Цель. Развитие внимания и наблюдательности у детей.
Правила игры. Нужно внимательно посмотреть на рисунки и указать различия у матрешек. Так как дошкольнику трудно сравнивать сразу четыре предмета, то вначале можно провести игру по вопросам, выясняя, почему ребенок дает именно такой ответ.
Вопросы: одинаковые ли волосы у матрешек? Одинаковые ли платочки? Одинаковые ли ножки матрешек? Одинаковые ли у них глазки? Одинаковые ли губки? И т. д.
При повторном возвращении к игре можно предлагать указывать различия уже без вопросов.
Дидактическая игра
«Разговор по телефону»
Цель. Развитие пространственных представлений.
Игровой материал. Палочка (указка).
Правила игры. Вооружившись палочкой и проведя ею по проводам, нужно узнать, кто кому звонит по телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.
Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».
Дидактическая игра
«Конструктор»
Цель. Формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счете до десяти.
Игровой материал. Разноцветные фигуры.
Правила игры. Взять из набора треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и другие необходимые фигуры и наложить на контуры фигур, изображенных на странице. После построения каждого предмета сосчитать, сколько потребовалось фигур каждого вида.
Игру можно начать, обратившись к детям с такими стихами:
Взял треугольник и квадрат,
Из них построил домик.
И этому я очень рад:
Теперь живет там гномик.
Квадрат, прямоугольник, круг,
Еще прямоугольник и два круга...
И будет очень рад мой друг:
Машину ведь построил я для друга.
Я взял три треугольника
И палочку-иголочку.
Их положил легонько я
И получил вдруг елочку.
Вначале выбери два круга-колеса,
А между ними помести-ка треугольник.
Из палок сделай руль.
И что за чудеса — Велосипед стоит.
Теперь катайся, школьник!
Дидактическая игра
«Муравьи»
Цель. Научить детей различать цвета и размеры. Формирование представлений о символическом изображении вещей.
Игровой материал. Фигуры красные и зеленые, большие и маленькие квадраты и треугольники.
Правила игры. Нужно взять большие и маленькие зеленые квадратики и красные треугольники и поместить их около муравьев, сказав, что большой зеленый квадрат — большой черный муравей, большой красный треугольник — большой красный муравей, маленький зеленый квадрат — маленький черный муравей, маленький красный треугольник — маленький красный муравей. Следует добиваться, чтобы ребенок это понял. Показывая названные фигуры, он должен назвать соответствующих муравьев.
Игру можно начать с рассказа: «В одном лесу жили-были красные и черные, большие и маленькие муравьи. Черные муравьи могли ходить только по черным дорожкам, а красные — только по красным. Большие муравьи ходили только через большие ворота, а маленькие — только через маленькие. И вот встретились муравьишки у дерева, откуда начинались все дорожки. Угадай, где живет каждый муравей, и покажи ему дорогу».
Дидактическая игра
«Рассеянный художник»
Цель. Развитие наблюдательности и счет до шести.
Игровой материал. Цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Правила игры. Нужно взять из набора необходимые цифры и исправить ошибки рассеянного художника. Затем надо сосчитать до шести, указывая соответствующее количество предметов. На картинке отсутствует пять предметов. Следует спросить: какое количество птиц нельзя показать на картинке? (6)
Начать игру можно так:
«На улице БассейнойОдин художник жил
И иногда рассеянный
Неделями он был.
Однажды, нарисовав птиц, он поставил на картинках по рассеянности не те цифры. Возьми из набора нужные цифры и исправь ошибки рассеянного художника. Теперь сосчитай до шести. Какое число птиц пропущено на картинке?».
Далее можно задать такие вопросы: сколько синиц должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько дятлов должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько орлов должно прилететь, чтобы их стало пять?
Дидактическая игра
«Сколько? Какой?»
Цель. Счет в пределах десяти. Знакомство с порядковыми числительными. Знакомство с понятиями «первый», «последний», «сложение» и «вычитание».
Игровой материал. Цифры.
Правила игры. Сосчитать количество предметов в каждом множестве. Исправить ошибки, поставив нужную цифру из набора. Использовать порядковые числительные: первый, второй,... десятый. Закрепить порядковые числительные, называя предметы (например, репка — первая, дед — второй, бабка — третья и т. д.).
Решить простейшие задачи.
1.Во дворе гуляли курица и три цыпленка. Один цыпленок заблудился. Сколько осталось цыплят? А если два цыпленка побегут пить воду, то сколько цыплят останется около курицы?
2. Сколько утят около утки? Сколько останется утят, если один будет плавать в корыте? Сколько останется утят, если два утенка убегут клевать листочки?
3. Сколько гусят на картинке? Сколько останется гусят, если один гусенок спрячется? Сколько останется гусят, если два гусенка убегут клевать траву?
4. Вытаскивают репку дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка. Сколько их всего? Если кошка побежит за мышкой, а Жучка — за кошкой, то кто будет тянуть репку? Сколько их?
Дед — первый. Мышка — последняя. Если уйдет дед и убежит мышка, то сколько останется? Кто будет первый? Кто — последний? Если кошка побе¬жит за мышкой, то сколько останется? Кто будет первый? Кто — последний?
Дидактическая игра
«Магазин»
Цель. Развитие внимания и наблюдательности; научить различать аналогичные предметы по величине; знакомство с понятиями «верхний», «нижний», «средний», «большой», «маленький», «сколько».
Правила игры. Игра делится на три этапа.
1. Магазин. У овечки был магазин. Посмотри на полки магазина и ответь на вопросы: сколько полок в магазине? Что находится на нижней (средней, верхней) полке? Сколько в магазине чашек (больших, маленьких)? На какой полке стоят чашки? Сколько в магазине матрешек (больших, маленьких)? На какой полке они стоят? Сколько в магазине мячей (больших, маленьких?) На какой полке они стоят? Что стоит: слева от пирамиды, справа от пирамиды, слева от кувшина, справа от кувшина; слева от стакана, справа от стакана? Что стоит между маленькими и большими мячами?
Каждый день утром овечка выставляла в магазине одни и те же товары.
2. Что купил серый волк? Однажды под Новый год в магазин явился серый волк и купил своим волчатам подарки. Посмотри внимательно и угадай, что купил волк.
3. Что купил заяц? На следующий день после волка в магазин пришел заяц и купил новогодние подарки для зайчат. Что купил заяц?
Дидактическая игра
«Светофор»
Цель. Ознакомление с правилами перехода (проезда) перекрестка, регулируемого светофором.
Игровой материал. Красные, желтые и зеленые круги, машины, фигурки детей.
Правила игры. Игра состоит из нескольких этапов.
1. Один из играющих устанавливает определенные цвета светофоров (наложением красных, желтых или зеленых кругов), машины и фигурки детей, идущие в разных направлениях.
2. Второй проводит через перекресток машины (по проезжей части) или фигурки детей (по пешеходным дорожкам) в соответствии с правилами дорожного движения.
3. Затем игроки меняются ролями. Рассматриваются различные ситуации, определяемые цветами светофоров и положением машин и пешеходов.
Тот из игроков, который безошибочно решает все возникшие в процессе игры задачи или допускает меньше ошибок (набирает меньшее число штрафных очков), считается победителем.
Дидактическая игра
« Поросята и серый волк»
Цель. Развитие пространственных представлений. Повторение счета и сложения.
Правила игры. Игру можно начать с рассказывания сказки: «В некотором царстве — неизвестном государстве — жили-были три брата-поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Ниф-Ниф был очень ленив, любил много спать и играть и построил себе домик из соломы. Нуф-Нуф тоже любил спать, но он был не такой лентяй, как Ниф-Ниф, и построил себе домик из дерева. Наф-Наф был очень трудолюбивый и построил домик из кирпича.
Каждый из поросят жил в лесу в своем домике. Но вот наступила осень, и пришел в этот лес злой и голодный серый волк. Он прослышал, что в лесу живут поросята, и решил их съесть. (Возьми палочку и покажи, по какой дорожке пошел серый волк.)».
ЕСЛИ дорожка привела к домику Ниф-Нифа, то можно так продолжить сказку: «Итак, серый волк пришел к домику Ниф-Нифа, который испугался и побежал к своему брату Нуф-Нуфу. Волк разломал домик Ниф-Нифа, увидел, что там никого нет, но лежат три палки, рассердился, взял эти палки и пошел по дороге к Нуф-Нуфу. А в это время Ниф-Ниф и Нуф-Нуф побежали к своему брату Наф-Нафу и спрятались в кирпичном доме. Волк подошел к домику Нуф-Нуфа, разломал его, увидел, что там ничего нет, кроме двух палок, рассердился еще больше, взял эти палки и пошел к Наф-Нафу. Когда волк увидел, что домик Наф-Нафа из кирпича и что он не может его разломать, то он заплакал от обиды и злости. Увидел, что возле домика лежит одна палка, взял ее и голодный ушел из леса. (Сколько палок унес с собой волк?)».
Если волк попадает к Нуф-Нуфу, то рассказ меняется, и волк берет две палки, а затем одну палку у домика Наф-Нафа.
Если волк попадает сразу к Наф-Нафу, то он уходит с одной палкой. Число палок у волка является числом набранных им очков (6, 3 или 1). Нужно добиваться, чтобы волк набрал как можно больше очков.
Дидактическая игра
«Рассели ласточек»
Цель. Упражнять детей в дополнении чисел до любого заданного числа.
Игровой материал. Вырезанные карточки с числами.
Правила игры. Играют двое. Необходимо разместить в два домика ласточек, которые сидят по рядам (на проводах горизонтально), а затем ласточек, сидящих по столбцам (вертикально).
Игроки выбирают любой ряд ласточек: или ласточек на проводах и соответствующие им два домика слева и справа, или ласточек и соответствующие им домики сверху и снизу. Затем первый игрок закрывает карточкой с числом свой домик. Число показывает, сколько птиц будет проживать в домике. Второй игрок должен расселить остальных птиц этого ряда или столбца. Он тоже закрывает свой домик карточкой с соответствующим числом. Необходимо перебрать все способы размещения птиц. Затем выбирается следующий ряд или столбец, и первым закроет свой домик второй игрок, а первый покажет карточкой число птиц, которые остались. Выигрывает тот, кто найдет больше способов расселения птиц в два домика.
14885637258300Занимательные задачки
Какой предмет в каждом ряду не похож на остальные? Обведи его.
-2613545842000
Подбери к мячикам половинки и соедини их линией.
-35687010477500
-3619506858000
Литература:
1. Светлова, Инна Укрепляем память / И.Светлова, Москва: Издательство Эксмо, 2006.- 64с., ил.
2. Васильева, Н.Н., Новоторцева, Н.В. Развивающие игры для дошкольников/ Н.Н. Васильева, Н.В. Новоторцева, Ярославль: «Академия развития»,-1997.- 208с.
Содержание:
1. Введение ………………………………..3
2. Занятие в старшей группе «Математика в движении»…………………………………5
3. Занятие по математике «На лугу»……….8
4. Занятие по математике «Число 7. Цифра 7»…………………………………………13
5. Сказочные загадки……………………..20
6. Дидактические игры…………………...34
7. Занимательные задачки………………..41
8. Литература…………………………………42
9. Содержание ……………………………..43