Занятие по русскому языку (с элементами исследования) по теме Ударение. Роль ударения в слове.Омографы. (4 класс)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6г.Карабаша»
Занятие по русскому языку
(с элементами исследования)
5 класс
Тема:Ударение.Роль ударения в слове. Омографы.
Выполнил:
учитель начальных классовМухутдинова Луиза Уразаевна
г.Карабаш
2014-2015уч.год
Цель:
- установить какую роль «играет» ударение в слове путём выполнения заданий и представление полученного результата в виде выступления учащихся;
-воспитание критичности мышления, речи, интереса к умственному труду;
-стремление использовать знания в повседневной жизни; умение работать в группе; отстаивать свою точку зрения и соглашаться с мнением участника группы.
Ход урока
Организационно-мотивационный этап
(распределение по группам)
Сегодня на занятии вы работаете в группах.
Достигнуть цели вы сможете, если будете помнить правила работы: сформулируйте их.
(опыт с бусами)
Прошу вас высказать своё решение ( мнение учеников).
Мотивация на работу
Сегодня русский язык продолжает перед вами ставить трудные задачи, на которые вы постараетесь найти ответы, рассуждая и делая выводы.
Всё внимание на предложенное изображение
Слайд-1 – рисунок замка стоящего в центре города и замка висящего на двери
Что общего между ними и в чём разница?
(высказывания учеников)
Инструктаж операционно-исполнительский.
Правила исследовательской работы (чтение группой)
Итак, сегодня у нас не просто занятие , а занятие исследование
Подготовительная работа
-Сформулируйте гипотезу ( высказывания групп после ознакомления с текстом «История создания телефонных аппаратов»)
-Сформулируйте тему занятия ( высказывания групп) Ударение. Роль ударения в слове.
Основная часть ( решение заданий учащимися)
Запись полученных результатов в «Лист продвижения по заданиям»
Сбор полученной информации ( по 1 представителю от группы)
Знакомят всех с полученными результатами.
Подтверждение гипотезы или отрицание
Рефлексия
Как вы думаете, где в реальной жизни нам пригодятся данные знания?
Что ценного было в ходе нашей работы с вами?
Лист самооценки
Анализ занятия по русскому языку
5 класс
«Ударение. Роль ударения в слове. Омографы»
Сегодняшнее занятие по русскому языку №3 в системе занятий по разделу «Развитие речи. Говорим правильно»
Его цель : установить какую роль «играет» ударение в слове путём выполнения заданий и представление полученного результата в виде выступления учащихся.
По типу занятие частично-поисковое с элементами исследования. Он тесно связан с предыдущими занятиями и работает на последующие темы, выработку умения исследовать и выявлять основное содержание несущие знания.
Структура занятиясоответствует положениям системно-деятельностного подхода (мотивационный, организационно-деятельностный, оценочный, рефлексивный).
В организационный момент была предложена мотивация направленная на сравнение объектов ( Что общего и в чём разница между ними).
Учащиеся активно участвуют в целеполагании. Был предложен текст «История создания телефонного аппарата» на основе которого была сформулирована гипотеза и тема урока учащимися. Полученные ответы также создали условия для успешной мотивации.
Цель выступает как прогнозируемый результат, который отражает формирование Универсальных учебных действий таких как:
Личностные
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками при выполнении творческого задания, умение осуществлять посик и выделять необходимую информацию;
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
Активное пополнение словарного запаса для решения коммуникативных и познавательных задач;
Использование различных способов поиска учебной информации;
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты
Использовать полученные знания при работе с алгоритмами;
Осознание значимости знания норм русского языка для личного развития;
Понятий об анализе объектов с заданными признаками;
Достижение необходимого для продолжения образования уровня коммуникативной компетентности, общего речевого развития;
Использование разных видов знаний; умений давать и обосновывать собственную точку зрения;
Умение работать с текстом для формулирования гипотезы и темы.
Содержание соответствует дидактическим требованиям, адекватно целям, органично включает ценностный и развивающий компоненты.
Сочетание методов оптимально стимулирует познавательную активность учащихся, учтены их возрастные особенности.
Осуществляя взаимодействие с учащимися на основе сочетания фронтальной работы и групповой, что позволяет детям в большей мере проявлять инициативу, активность, самостоятельность, всё это способствует формированию коммуникативной компетенции обучающихся, умений сотрудничества.
Задания были предложены разного уровня сложности и проведён «Выход за рамки» взаимосвязь с другими учебными предметами.
Для развития наблюдательности, повышения внимания к изученному материалу был предложен слайд с материалом. Я посчитала целесообразно применить слайд на создание мотивации.
Работа в группах позволила детям отрабатывать умение работать по инструкции.
Организация этапа контроля считаю рациональной. Учащиеся включаются в ситуации самооценивания, когда представляют и анализируют результаты своей работы в группе.
На этапе рефлексии был предложен «Лист самооценки», в котором каждый оценил свой вклад в получение результата группой и приобретением знаний для самого себя.
Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение метапредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объёма для изучения материала- всё это способствовало достижению конечного результата.
Цель урока достигнута. Самоудовлетворение от проведённого занятия получено.
Приложение 1
Задание 1
Выбери нужные действия для проверки безударных гласных в корне слова и расставь порядок так, чтобы получился алгоритм проверки.
Определи, в какой части слова находится безударный гласный.
Определи часть речи.
Если безударный гласный в корне , то измени слово или подбери однокоренное так, чтобы этот звук был под ударением.
Определи падеж.
Вставь нужную букву.
Поставь ударение.
Определи, есть ли в слове безударные звуки.
Воспользовавшись текстом «История создания телефонных аппаратов» найдите и выпишите (3 слова) на данную орфограмму и докажите её правописание.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Не забудьте записать ответ в бланке «Лист продвижения по заданиям»
Приложение 2
Задание 2
Прочитай пары слов. Вставь пропущенные буквы.
Мир - пом _рить
Мера - изм__рять
Ласка - пол__скать
Полощет - пол__скать
Сравните свои результаты с написанием глаголов в словосочетаниях.
Помирить врагов, измерять температуру, поласкать щенка, полоскать бельё.
Составьте свои словосочетания.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Не забудьте записать их в бланке «Лист продвижения по заданиям»
Приложение 3
Задание 3
В русском языке есть слова, которые пишутся одинаково, но произносятся
по разному , соответственно ударение падает на разные слоги. Такие слова называют «омографы»
Внимательно прочитайте группы слов и расставьте в них ударения.
мука – мука
орган – орган
полки – полки
пили – пили
хлопок – хлопок
белки – белки
стоит – стоит
Составьте и запишите предложения с любыми двумя парами слов.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Объясните, сформулируйте и запишите решение вашей группы
Какова роль ударения в слове ?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Запишите ваше решение в бланк «Лист продвижения по заданиям»
Приложение 4
Задание 4
Воспользовавшись источником информации ( словарь, Интернет-ресурс) постарайтесь найти ответ на вопрос:
-Как правильно произносится слово звонить?
Постарайтесь расставить ударения в высказываниях
У тебя звонит телефон?
Ты мне сегодня позвонишь?
Вы мне позвоните завтра.
Что ценного в данном задании.
Пояснение ответа: __________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Приложение 5
История создания телефонных аппаратов
С давних времён люди, находясь на определённом расстоянии друг от друга, испытывали потребность в общении или передаче каких либо сообщений. Способы для этого в разные времена существовали самые разнообразные.
Самым надёжным способом довольно продолжительное время были гонцы или почтовые птицы. Также, в качестве средств связи использовались дым, костёр, специально обученные люди.
В 16веке итальянский учёный Джованни Делла Порта предложил создать систему переговорных труб, проложенных по всей Италии. Однако идея не нашла поддержки и не была воплощена в жизнь.
В 1861 году немецкий учёный Филипп Райс изобрёл устройство, способное передавать звуки на расстояние по проводам. Фактически это и был первый телефон.
В 1887 году русский изобретатель К.А.Мосцицкий создал первый блок, который положил в основу создания автоматической телефонной станции.
Первый в мировой истории звонок с сотового телефона сделал Мартин Купер, бывший глава подразделения мобильной связи компании «Motorola».Исторический звонок 3 апреля 1973 года Купер совершил, гуляя по Манхэттену, с похожего на кирпич телефона высотой 25 см, толщиной и шириной 5 см и весом 1кг015г.
Не так давно сотовый телефон был в диковинку, а сейчас его используют многие. Как часто мы слышим:
«У тебя звонит телефон?»
«Ты мне позвонишь!»
Но если вслушаться в произношение слов «звонит» и «позвонишь» каждый выделяет голосом ударный слог. Только кто-то ставит ударение на первый слог, кто-то на второй, кто-то на третий. Тогда получается можно произносить слова как нам удобно.
Интересно было бы узнать, на самом ли деле роль ударения в слове велика.
Что происходит со словом, если оно одинаково по написанию, но отличается
произношением.
Приложение 6
Лист продвижения по заданиям
Дата __________
Номер группы ________________
Внимательно читаем задания и выполняем их. Помним, что полученные результаты вносим в таблицу расположенную ниже.
Номер
задания результат
Удачи в работе!
Приложение 7
Правила исследовательской работы (инструктаж)
В любом исследовании учёные сначала высказывают предположение (гипотезу), затем собирают необходимые данные, например, изучают известные факты, проводят наблюдения или опыты, производят вычисления. Потом проверяют гипотезу и делают вывод, подтверждают ли полученные факты гипотезу.
(Помни, заполняем в процессе работы!)
Гипотеза
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Тема урока
_________________________________________________________________
Сбор фактов
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Вывод (результат)
_________________________________________________________________
Приложение 8
Лист самооценки
дата _______________________________ класс _____________________
фамилия, имя _______________________________________________________
Оцени свою работу в группе. Отметь × вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
Все ли члены группы принимали участие в работе?
Да, все работали одинаково.
Нет, работал только один.
Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
Работали дружно, ссор не было.
Работали дружно, спорили, но не ссорились.
Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
Тебе нравится результат работы группы?
Да, всё получилось хорошо.
Нравится, но можно было бы сделать и лучше.
Нет, не нравится.
Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком Х.