открытый урок в 5 классе на тему Грибы — паразиты


Методическая разработка открытого урока по теме «Грибы-паразиты» Разработала: учитель биологии Чекурова О.П.,Медико-биологический лицей г.Саратова
Цели: 1. Содержательная цель: содействовать формированию системы биологических понятий «грибы - паразиты», «головня», «спорынья», «гриб-трутовик». 2. Деятельностная: содействовать формированию умений реализации новых способов действий.За д а ч и у р о к а : познакомить учащихся с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними.Тип урока: урок «открытия» нового знания. Основные понятия урока: грибы - паразиты, головня, спорынья, гриб-трутовик.
Межпредметные связи: экология, естествознание, медицина.Планируемые результаты:
Личностные УУД: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц; Предметные УУД: Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов
Оборудование: таблица, медиапроектор, ноутбук, колонки.
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащихся
I. Организационный момент
Приветствие, пожелание на урок. Инструктаж по работе на уроке. Учитель: Сегодня на уроке мы немного поиграем и перевоплотимся в сыщиков из мультфильма «Следствие ведут колобки» (слайды, звучит музыка). И выполним важные государственные задания.
Приветствие учителя. Знакомство с планом работы
II. Проблемная ситуация и актуализация знаний
Задание первое: к нам поступило заявление с просьбой найти преступников. Из заявления следует, что местонахождение одного из них и его особые приметы известны: Под сосною у дорожкиОн стоит среди травы.Ножка есть, но нет сапожка,Шляпка есть, нет головы.Состав преступления: Носит шляпку на ногеЧто-то прячет он в земле.Что выясняется из заявления: Если что-то прячет, значит краденное. Нам необходимо составить фоторобот преступника (составляется на доске схема строения гриба) Учитель: Прошу следственному отделу разойтись по кабинетам и собрать, как можно больше информации о преступнике (повторение д/з) Начинаем совещание. Прошу доложить.Кодовая кличка преступника – «Гриб». Каковы особые приметы шляпки гриба (пластинчатые трубчатые). Чем питается?В каких отношениях находится с деревьями? Как грибы размножаются?Учитель: один преступник найден, первое дело раскрыто, здесь состав преступления отсутствует. Итог (выставление оценок).
2 задание: а вот с остальными правонарушителями дело обстоит сложнее. Нам известно только, что там работает организованная группа. Чтобы раскрыть дело, необходимо будет определить не только их основные приметы, составить фоторобот и местонахождение, но и выяснить какова роль каждого в группировке. В ходе следствия надо будет изучить (видеофрагмент) и заполнить необходимые документы (ТПО § стр. , задание № ).Информация для изучения предоставлена камерами наружного наблюдения. Мы смотрим видеофрагмент и отвечаем на мои вопросы.Проблемный вопрос: Каких представителей вы увидели, определите тему нашего урока и цели занятия? К какому типу питания можно отнести данные грибы? (сапрофиты или паразиты).
Воспринимают информацию, отвечают на вопросы.
Один из учеников выходит к доске, чтобы составить схему строения гриба(фоторобот преступника).
Отвечают на вопросы.
Оцените свой ответ
Открывают ТПО, смотрят видеофрагмент.
Участвуют в определении темы, цели урока
III. Совместное открытие знаний.
Итак, грибы-паразиты – это грибы, питающиеся органическими веществами живого организма.
Грибы-паразиты могут поражать разные организмы, вызывая заболевания –МИКОЗЫ, большинство из них поселяется на различных растениях. Используя материал презентации, просмотренный видеофрагмент, мы с вами заполним таблицу в ТПО. ( Просмотр слайдов). Заполнение таблицы. Дети помогают, учитель задает вопросы.
Названия грибов -паразитов Поражаемые растения Наносимый вред
1. 2. 3. Показания №1 фермера: все было прекрасно, и воды и солнца вдоволь. Зерно наливалось и поспевало на поле у меня. Да только однажды поехал я по делам и проезжая мимо своего пшеничного поля, увидел, что почернели колоски пшеницы, стоят в поле, как обугленные головешки. Пришла беда, погибло большая часть урожая. Как вы думайте, как назвали этот гриб?
Головня – гриб –паразит, который поражает овес, ячмень, просо, кукурузу, пшеницу. Происхождение слова «обугленное, обгорелое полено» .Черные, созревшие споры гриба во время уборки урожая попадают на здоровое зерно и сохраняются на нем до посева. Вместе с зерном споры попадают в землю и прорастают в нити грибницы. Грибница проникает в проростки злаков и растет внутри стебля, питаясь его соком. Ко времени цветения пшеницы грибница головни достигает колоса. Разрастаясь, образуя массу спор разрушая зерновки.
Показания № 2 фермера: мало собрал я урожая пшеницы в тот год, но выручила рожь. Но когда в пищу жители моего села стали использовать ржаной хлеб, то у многих людей начались судороги, а иногда и наступала смерть.
Данный объект легко обнаруживается в период цветения: на колосьях среди зерновок хорошо заметны черно-фиолетовые рожки, выступающие из колоса.
Объяснение: давайте обратимся к учебнику стр.82 учебника, 2 обзац. Какие выводы вы сделали, какое название носит этот гриб-паразит? -Почему заболи жители села?-Что за черные рожки появились на колосках ржи?-Как происходит заражение спорыньей?-Докажите, что спорынья –гриб паразит.
Они состоят из плотно переплетенных гифов. Это стадия покоя гриба. В период созревания ржи они опадают на землю и зимуют под снегом. Весной на них образуются шаровидные головки красноватого цвета на длинных ножках. Созревание спор происходит во время цветения ржи. Попадая в муку, гриб способен вызывать сужение кровеносных сосудов и судороги мышц, а иногда и гибель.
Учитель: Выяснив причины заболеваний злаков и отравлений у людей, зная о размножении, развитии и условиях произрастания спорыньи и головни сформулируйте ответ на такой вопрос: как можно их уничтожить и не допустить заражения?
И наконец, показания 3 свидетеля: лесника.Показания №3 лесника: Спора данного гриба-паразита, попав на ранку в дереве, прорастает в грибницу и разрушает древесину. Через несколько лет образуются многолетние копытообразные плодовые тела. Они выделяют ферменты, разрушающие древесину и превращающие ее в труху.
Даже после гибели дерева гриб продолжает жить на мертвом субстрате (как сапротроф), ежегодно производя большое количество спор и заражая здоровые деревья. Поэтому погибшие деревья и плодовые тела таких грибов рекомендуется удалять из леса.
Его название?
Работают с текстом. Отвечают на вопросы учителя.
Записывают в тетрадь
Смотрят слайды. Определяют признаки паразитов. Переводят текстовый материал в табличный
Названия грибов -паразитов Поражаемые растения Наносимый вред
1. 2. 3. Отвечают на вопрос: «Головня»
Отвечают на вопросы.
Меры борьбы 1.Уничтожение зараженных растений2.Применение ядохимикатовОтвечают на вопросы: гриб-трутовик.
IV. Самостоятельное применение знаний
Рубрика «Верю не верю»
Головня – это гриб поражающий клубни картофеля
Плодовое тело трутовика имеет форму рожка
Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми
Мукор – это гриб – паразит
Споры пеницилла созревают в кисточках
Дрожжи используют для получения антибиотиков
Ответить на вопросы: 1. Что такое микозы? Почему всех наших представителей мы объединили в одну группу?2. В чем же «виновны» наши с вами подозреваемые? Какие меры борьбы с ними вы можете предложить?
3. Каковы характерные приметы основных представителей? Зарисовать на доске одного из фигурантов дела с обозначениями.
отгадать загадки и расположить по группам:
Паразиты Плесневые
А) Весь грибок с пчелиный бок
А растет на весу и совсем не в лесу (спорынья)
Б) Есть грибы и не в лесу:
В тесте, в пиве и квасу (дрожжи)
В) Конское копыто – к дереву привито (трутовик)
Г) Пока молод, он седой
А постареет – весь почернеет (мукор)
Д) Выросли на палочке
Кисточки-метелочки
Кисточки зеленые
Лекари хваленые (пеницилл)
Е) Это что за дело: просо обгорело.
И в метелках сажа,
И на листьях даже (головня)
Участвуют в беседе. Оценивают свою работу Отвечают на вопросыЗарисовывают на доске гриб-паразитотгадывают загадки
V. Итог урока.
А теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его.
Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:
Домашнее задание: п. 16, ТПО п.16 Мне было интересно… Мне было трудно…
Сегодня я узнал… Я научился...
У меня настроение…
Больше всего мне понравилось... Сегодня на уроке я почувствовал. Записывают задания

Список литературы
1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 304 с.: ил.
2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология 6. – М.: Русское слово.
3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология 6. – М.: Русское слово.
 
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Budetinteresno.narod.ru (Источник). 
2. «Библиофонд» — Электронная библиотека (Источник).
3. АГП «ЛИПЕЦКСЕЛЬХОЗПРОДУКТ» (Источник).