Речь воспитателя как фактор речевого развития детей дошкольного возраста

Некрасова С.М.
преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ Новосибирской области «Татарский педагогический колледж»

Речь воспитателя как фактор речевого развития
детей дошкольного возраста

Каждый человек, который трудится в какой-либо профессиональной сфере, использует язык не только как средство общения, но и как инструмент своей деятельности. Его речь специализированна, насыщена определенными терминами и профессионализмами словами, понятными и доступными в первую очередь, коллегам, специалистам из этой или смежной области знаний. Однако представители многих профессий, осуществляя свою трудовую деятельность, используют, помимо речи, разнообразные средства и орудия производства: инструменты, приборы, машины, компьютеры. Среди немногих профессий, где слово представляет собой единственное в действенное средство профессиональной самореализации, является профессия воспитателя. Общение в жизни человека занимает огромное место: на него уходит, как считают социологи, до 70% времени. Эти данные свидетельствуют о том, что даже современный человек, обладающий техническими средствами коммуникации, - это человек по преимуществу говорящий. Что хочет и должен уметь человек как существо, обладающее языком? Он хочет не испытывать затруднений в том, что сказать, когда ему это необходимо, чтобы то, как он говорит, способствовало тому, зачем говорит, чтобы располагало слушателей в его пользу. Воспитателю необходима культура общения, обладание коммуникативной культурой помогает ему состояться как личности.
Являясь средством передачи информации, профессиональная речь педагога в то же время является тем инструментом, с помощью которого решаются задачи обучения и воспитания. Слова К.Д. Ушинского о том, что «только личность способна воспитать личность», как раз и указывают на наличие у настоящего педагога таких качеств, благодаря которым, с одной стороны, осуществляется собственная профессиональная реализация, с другой воздействие на ученика, направленное на его личностное развитие. Речь воспитателя существует не сама по себе, она отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности. Ведь при желании и соответствующем старании говорить красиво и правильно можно. Но если моральные принципы и ценностные установки личности далеки от совершенства, то не стоит испытывать судьбу, стремясь стать педагогом-профессионалом. В этом случае не помогут ни знания, ни коммуникативная компетентность, - ни опыт работы, ни дар живописного изложения. Настоящий педагог должен быть личностью. Личность педагога следует рассматривать как языковую личность в аспекте коммуникативной культуры. Вся совокупность компонентов, составляющих индивидуальную культуру личности (культура речи, культура общения, нравственная и эмоциональная культура и т.д.), определяет жизнь учителя-человека и учителя-профессионала. Профессиональная культура речи вместе с эмоциональной культурой составляют основу культуры профессионального общения. Профессиональная культура речи, коммуникативные умения, коммуникативная культура, культура общения – это составляющие культуры учителя, той её части, которую можно назвать профессионально-коммуникативной компетентностью. Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада - формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. Дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых. Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в различных видах деятельности: хозяйственно-бытовой и трудовой, учебной. Воспитатель организует игры с детьми, говорит с ними на всех занятиях, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения и т.д. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью - это показатель его профессиональной подготовленности. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям. Поэтому забота о совершенствовании коммуникативно-речевых умениях будущего воспитателя имеет важнейшее значение в процессе его профессиональной подготовки.
Одной из главных задач СПО является задача развития личности будущего специалиста, приобщение его к профессиональной культуре, которая в социально-значимых сферах является актуальным объектом исследования. Педагогическая культура в этом смысле не является исключением. Согласно точке зрения Е.В. Бондаревской, «педагогическая культура – часть общечеловеческой культуры, где с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания». Профессиональная культура педагога как участника педагогического процесса, подразумевает высокий уровень языковой культуры, поэтому целесообразность методического истолкования ее особенностей, очевидна.
Важнейшей составляющей профессиональной культуры речи является владение терминологией данной области знаний, языком науки, умение строить монологическую научную речь, организовать профессиональный диалог и управлять им. Профессиональная речевая культура реализуется и в виде способности, готовности формировать культуру общения с детьми. Данные положения доказывают, что формирование языковой культуры будущего специалиста является необходимым условием их профессиональной подготовки. Каким же образом на практике осуществляется подготовка будущего воспитателя, обладающего профессиональной культурой? Возможность разностороннего развития специалиста, в том числе языкового заложена в самой системе его профессиональной подготовки. Условно можно выделить 3 этапа в подготовке будущего воспитателя к профессиональной деятельности: общекультурная подготовка, предметная подготовка и методическая подготовка будущего специалиста. Для этого обратимся к опыту кандидата педагогических наук Рыдановой И.И. Если следовать данной классификации, то можно определить, что уровень первый – уровень теоретической грамотности, позволяющий избегать фактических ошибок при воспроизведении учебного текста. Второй уровень – уровень ремесленничества, характеризующийся стереотипностью педагогических действий: будущие специалисты могут продемонстрировать его при прохождении разных видов педагогической практики, где по специальной программе целенаправленно ведем наблюдение за речевым развитием студентов и оказываем консультативную помощь в решении данного вопроса. И, наконец, третий уровень компетентности – уровень искусства, которому свойственно осознанное принятие оптимальных творческих решений – это пик, сердцевина, позволяющая принимать творческие решения в профессиональной деятельности. Формирование речевой культуры является необходимым условием их языковой профессиональной подготовки, развитием их педагогической культуры.
Вот почему для тех, кто решил посвятить себя педагогической профессии, так важна речевая культура. В руках педагогов будущая культура нации. Если педагог знает, что сказать, если понимает, ради чего говорится то, что он сообщает, если он использует все возможности речи и определяет тактику речевого поведения, то профессиональное речевое мастерство придет обязательно.

Список литературы
Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] /Л.С.Выготский - М.: Педагогика.
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации [Текст] /Н.И.Жинкин - М.: Просвещение.
Леонтьев А.Н.. Речевая деятельность [Текст] /А.Н.Леонтьев // Хрестоматия по психологии: Учебное пособие .- М.: Просвещение.
Рыданова И.И. Основы педагогического общения. – Мн.: 2009.
Ушакова Т.Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии [Текст] / Т.Н.Ушакова // Психологический журнал. - 1999.


15