Программа по дополнительному образованию Театр вокальной пародии

Программа по дополнительному образованию

художественно-эстетической направленности

«Театр вокальной пародии»

учителя музыки и искусства

Дюняшевой Лины Борисовны.

Что это такое всем хорошо известно. Мы с удовольствием слушаем выступления пародистов. Их подражания знаменитым артистам не отличишь от оригиналов. А остроумные подтекстовки (новые слова на музыку известной песни) заставляют смеяться до слез. Это эстрадный жанр, рассчитанный на то, чтобы умно повеселить публику. Пародии бывают безобидные, добродушные, как дружеские шаржи. А бывают и острые, едкие, высмеивающие отрицательные стороны тех, кто своей деятельностью приносит обществу вред. Это уже сатира.
Есть пародии и в музыке. И так же, как в эстраде, это слово имеет два значения. Одно полностью совпадает с эстрадным, и означает музыкальную шутку, остроумное подражание.
Рабочая программа является дополнительным образованием художественно-эстетической направленности. С искусством вокальной пародии лицеисты знакомятся только через средства массовой информации.
Новизна программы состоит в том, что в процессе занятий учащиеся получают навык исполнения пародии, умение вести себя на сцене, играть роль известных артистов, работать с подтекстовкой популярных песен, подбирать атрибуты и костюмы к сценическому образу.
Актуальность этой программы обусловлена тем, что занятия в «Театре вокальной пародии» ( с 2013 года Театр вокальной пародии – «Эксклюзив», что доказывает оригинальность и неповторимость коллектива) разнообразные по содержанию, по методам и формам применяемых на занятиях. В настоящее время у подростков наблюдается сложность в общении среди сверстников, боязнь выступать на сцене в комических образах. Причины введения данной программы обусловлены тем, чтобы в лицее появился коллектив, работающий в подобном жанре – пародии. С помощью этой программы ребята раскроют свой творческий потенциал, самоутвердятся среди сверстников и немного прикоснуться к славе.
Корректировка, обработка, исполнение и даже сочинение песен положительно влияют на развитие мышления. А выбор сценического образа развивают фантазию и воображение, позволяет еще раз прикоснуться к творчеству любимых артистов, попробовать понять их внутренний мир и выразить через их образы проблемы, переживания, волнующие учителей и лицеистов. Программа ДО направлена на то, чтобы через сценическое и вокальное искусство приобщить детей к творчеству.

Цель: формирование творческой личности ребенка, средствами сценического жанра - вокальной пародии.
Задачи:
Сформировать положительные эмоции, познавательный интерес и развить образное мышление.
Развивать индивидуальные творческие способности, воображение, фантазию.
Научиться копировать известных артистов, исполнителей, музыкантов через метод наблюдения.



Принцип построения программы:

На занятиях «Театра вокальной пародии» учащиеся поэтапно учатся создавать пародийные образы, номера. Каждый последующий этап предусматривает новое дополнение к уже созданному образу.
Изучение данной программы связано с дисциплинами гуманитарного профиля. Отличительной чертой от традиционных уроков являются формы проведения занятий: упражнения на разогрев голоса, тренинги на имитацию голосов известных людей, создание подтекстовки на песни, изучение мастерства пародий, речевые и вокальные упражнения. Данные формы дадут возможность каждому учащемуся реализовать себя.
Особенности данной программы заключается в том, что занятия предусматривают индивидуальную направленность овладения искусством вокальной пародии каждым ребенком. Умение исполнять в жанре пародии строится на выборе интересных сюжетов из школьной жизни и быта. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время от уроков;
- добровольное посещение;
- предоставление выбора сценического образа.
Возраст учащихся занимающихся по программе «Театр вокальной пародии» - 14-15 лет (8-9 классы).
Срок реализации программы ДО рассчитан на 2 года обучения - по 2 часа в неделю. Программа состоит из нескольких разделов и тем.
Формы занятий.
Принципы работы предполагают сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации образовательного процесса. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Методы работы на занятиях:
Ролевая игра (исполнение роли учит детей ориентироваться на сцене, запоминать слова исполняемой песни, развивать зрительную память, наблюдательность, фантазию).
Вокальное пение (развитие голосовых данных, четкой дикции и артикуляции, овладение пародийным исполнением).
Ритмопластика (данный метод позволяет учить и запоминать нужные позы, создавать различные образы, создавать и развивать координацию движений).
Наблюдение (метод позволяет детям знакомиться с образом, творчеством, амплуа своего сценического героя).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Формы контроля:
- конкурсы;
- фестивали;
- тематические концерты;
- открытые занятия.
Материально-техническая база:
- компьютер;
- проектор;
- музыкальный центр;
- микрофоны;
- электрическое фортепиано.

Ожидаемые результаты (лицеисты должны научиться следующим навыкам и умениям):

Запоминать слова песен;
Работать над подтекстовкой;
Копировать образы «звезд»
Умение вести себя на сцене;
Подражать голосовым данным артистов;
Оценивать свои выступления с профессиональной точки зрения.

Мониторинг.
Отследить систему результативности следует при помощи теста «Творческие способности» (он проводится в начале и по окончанию обучения). Проводить оценку и анализ выступлений в виде дискуссий или беседы. Послушать отзывы учителей и зрителей, которые принимали участие в концерте. «Эксклюзивная книга» участников коллектива поможет отслеживать рост и саморазвитие учащихся. В ней они оставляют отзывы, предложения после пройденных мероприятий, конкурсов, концертов, фестивалей с их участием.

Репертуарный план:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Участники коллектива:





















Содержание программы ДО «Театр вокальной пародии»
8 класс

№п/п
Разделы, темы занятий
Количество часов

1.
Вводное занятие.
Задачи кружка.
Пародия, как явление эстрадного искусства.

2

2.
Сценическое амплуа.
Выбор сценической роли для каждого из учащихся.
Выбор песни для образа.
Определение тематики, которую нужно внести в подтекстовку песни.


2

3.
Основы мастерства профессиональных пародистов.
Просмотр видеозаписей с концертов.
Практическое занятие на развитие внимания.

2

4.
Работа над подтекстовкой песен.
Определение тематики песни.
Работа над рифмой и смыслом произведения.

2

5.
Распределение сценических ролей.
1

6.
Образ сценического героя.
Выявление достоинств и недостатков в песнях, которые подобраны учениками.
1

7.
Вокальное исполнение.
Распевание.
Разучивание мелодий пародийных произведений.
Учет нюансов в исполнении «звезды».

4

8.
Вхождение в образ.
4

9.
Анализ сюжета и манера двигаться на сцене.
4

10.
Взаимодействие на сцене.
2

11.
Работа над техникой исполнения.
4

12.
Работа над движениями.
4

13.
Подбор сценического костюма.
1

14.
Работа над номерами.
8

15.
Репетиционные занятия.
8

16.
Подготовка к оформлению номера.
1

17.
Подготовка номеров к массовым мероприятиям.
8

18.
Анализ выступлений.
1

19.
Итоги за год.
1






Всего за год:
60 часов

9 класс

1.
Вводное занятие
Постановка цели и задач на будущий учебный год.
Знакомство с новыми участниками коллектива.

1

2.
Повторение репертуара прошлого года
1

3.
Сценическое амплуа.
Выбор сценической роли.
Выбор песни для образа.
Определение тематики, которую нужно внести в подтекстовку песни.


2

4.
Работа над подтекстовкой песен.
Работа над рифмой и смыслом произведения.
2

5.
Распределение сценических ролей.
1

6.
Работа над вокальным копированием.
4

7.
Проживание сценического образа.
6

8.
Анализ сюжета и манера двигаться на сцене.
Основы актерского мастерства.
Тренинги.
Ролевые игры.
Ситуативные упражнения.
4

9.
Постановка голоса.
8

10.
Работа над техническим исполнением.
3

11.
Пластическое копирование.
2

12.
Подбор сценических костюмов, атрибутов для номера.
1

13.
Отбор номеров для публичного исполнения.
1

14.
Репетиционные занятия.
8

15.
Техническое оснащение номеров.
4

16.
Подготовка к оформлению номера.
4

17.
Генеральные репетиции.
6

18.
Анализ выступлений.
1

19.
Подведение итогов за год.
1


Всего за год:
60 часов



15