Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (анализ песни первой)


Тема урока: «Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (анализ песни первой)
Цели урока: познакомить с сюжетом и героями поэмы; обучать элементам анализа текста; развивать навыки выразительного чтения; расширять словарный запас; развивать речь и мышление; воспитывать любовь к родной культуре.
ХОД УРОКА
1. Орг.момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Оценка впечатлений от прочтения первой песни.
- Понравилось ли вам читать первую песню поэмы? Какой эпизод запомнился? Какие моменты особенно понравились?
3. Проверка домашнего задания.
Ребята, дома вы поработали над созданием сюжетного плана первой песни поэмы. Давайте вместе изобразим его на доске.
1) Пир – свадьба.
2) Похищение Людмилы.
3) Горе князя Владимира.
4) Руслан и его соперники отправляются на поиски Людмилы.
5) Встреча Руслана со старцем.
6) История Финна.
7) Руслан отправляется в путь.
4. Анализ содержания первой песни.
* анализ жанровой структуры произведения
- Ребята, какие жанровые особенности содержит в себе данная поэма?
(это поэма со сказочными элементами).
- Действительно, в этой поэме мы находим элементы сказки. Скажите, пожалуйста, обратили ли вы внимание на нестандартный зачин первой песни? Куда, по правилам, обычно помещают празднование свадьбы, пир в русских народных сказках? Для чего это делается?
(пир, свадьба, как правило, оказываются в конце повествования, они представляют собой некую награду за достойно пройденные героем испытания)
- Как вы думаете, зачем автор помещает пир в начале, т.е. нарушает привычный ход событий?
(герой должен доказать, что он заслужил руку и сердце Людмилы, с другой стороны, Пушкин выступает новатором жанра)
* анализ художественных образов
- Итак, пир посвящен свадьбе главных героев – Руслана и Людмилы. Какими предстают перед нами эти персонажи? Какими изображает их автор?
- В процессе пира мы знакомимся не только с главными героями, чьи имена встречаем в названии поэмы, но и с другими персонажами. Давайте вспомним, кто это.
(в процессе перечисления второстепенных персонажей особое внимание следует уделить реальным историческим лицам – князю Владимиру).
- Итак, мы установили, что одним из лиц поэмы является реально существовавший в X веке князь Владимир. Есть ли еще подобные примеры в этой песне? Зачем А.С. Пушкин помещает их в свою поэму?
(Баян – имя певца времён князя Владимира. Снова обращаем внимание на новаторство Пушкина при создании поэмы)
- Кроме князя, на ком еще акцентирует внимание автор?
(на претендентах – Рогдае, Фарлафе и Ратмире)
Давайте сравним образы всех претендентов на руку и сердце Людмилы. Для этого мы заполним сравнительную таблицу, используя материал самой поэмы, точнее, песни первой.
Руслан Рогдай Фарлаф Ратмир
Внешний портрет Черты характера - Теперь, когда мы провели сравнительную характеристику персонажей, мы попробуем продвинуться дальше по сюжету. Итак, в центре повествования пышный пир, все радуются свадьбе…но вдруг? Давайте вместе прочтем эпизод похищения Людмилы.
- Давайте посмотрим, как изображает автор ту неведомую силу, что похищает Людмилу:
Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом все смерклось, все дрожит/
Всё смолкло, в грозной тишине
Раздался дважды голос странный,
И кто-то в дымной глубине
Взвился чернее мглы туманной…
* Работа в парах. Находим средства художественной выразительности, выделяем простым карандашом в учебниках.
- Как переживает потерю дочери князь? Что происходит после того, как Владимир отправляет витязей в путь за Людмилой?
(В центре повествования – Руслан. Он едет в путь, печальный, поникший. Но вдруг пред витязем пещера…Руслан встречает загадочного старца).
- Зачем автор помещает образ Финна в свою поэму? Для чего вводит в поэму историю любви старца и Наины?
(это сделано по нескольким очевидным причинам: Руслан находит в лице Финна помощника и советчика, Наина является одним из врагов Руслана, кроме этого, происходит противопоставление любви Наины и Финна с любовью Руслана и Людмилы)
- Третьей причиной вы называете противопоставление чувств Финна и Наины и Руслана и Людмилы. Давайте же вместе попробуем подобрать слова для характеристики их чувств.
Руслан и Людмила Л Ю Б О В Ь Финн и Наина
верная
самоотверженная
подлинная
чистая
взаимная самолюбивая
мстительная
любовь – ненависть
разрушительная
безответная
- Что происходит дальше?
(Руслан после непродолжительного отдыха отправляется в путь, заканчивается первая песнь)
5. Итоги. Рефлексия.
- Сегодня мы рассмотрели содержание первой части поэмы. Какие впечатления остались у вас от этого урока? Довольны ли вы проделанной работой? Чтобы выразить свои впечатления от занятия, я попрошу вас создать синквейн.
6. Домашнее задание:
прочитать песнь вторую, выполнить работу над установлением лексического значения незнакомых слов, составить сюжетный план.
* Дополнительно:
подготовить презентации на темы: «Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила в живописи/музыке/кинематографе».
Список используемой литературы:
УМК: Литература. 5 кл. В 2 ч. Ч. 1: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений /авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.
Литература. 5 кл. Методическое пособие / Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2012.
Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 5-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2016.