Педагогический проект Мы все снимаем угол свой у матушки природы

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ОМСКА
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЛЕНИНСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА»


МЫ ВСЕ СНИМАЕМ УГОЛ СВОЙ
У МАТУШКИ ПРИРОДЫ
Профессиональный педагогический проект



Педагог дополнительного образования
Борисова Татьяна Ивановна



Г. Омск
Мы все снимаем угол свой
У матушки природы,
И крыша нам над головой
Суть купол небосвода
А весь большой и старый дом
Битком набит жильцами
И уживаться надо в нем,
Хоть мы с «усами» сами.
М.Левитман.

Вид проекта: краткосрочный, групповой, информационно-творческий.
 
Участники проекта:
- обучающиеся объединений «Встреча» и «Улыбка» БОУ ДО г. Омска «ДДТ ЛАО»;

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время экология превращается в очень важную научную дисциплину, которая рассматривает «человека» в его «доме», где «дом» - наша планета Земля. Это наука о взаимоотношениях живых организмов и взаимодействиях их со средой обитания.
Человеческое общество все больше потребляет природных ресурсов и создает различные изделия и продукты питания. Возрастает риск техногенных катастроф (взрывы газопроводов, землетрясения, пожары). Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле. Именно поэтому 2017 год объявлен годом экологии.


1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
Городским детям, мало бывающим на природе, не совсем понятны взаимосвязи в ней. Кроме того, проводимая диагностика показала довольно низкую экологическую культуру учащихся. У ребят доминирует установка отношения к природе как к объекту красоты или даже пользы, но никак не охраны и изучения.
Необходим новый подход к проблеме взаимоотношений природы и общества, который осуществит человек с новым мышлением, понимающий и принимающий законы мира природы.
Именно поэтому мы обращаемся к воспитанию экологической культуры младших школьников, ведь подрастающее поколение – будущее нашей планеты.
В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит экологическому образованию. По нашему убеждению, каждый живущий на Земле человек, уже с раннего возраста, должен знать к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде. И не только знать, но и ощущать личную ответственность за эти процессы.
Реализация данного проекта поможет повысить уровень экологической культуры, поможет ее участникам увидеть и осознать пользу, которую они сами уже сейчас (а не когда вырастут) смогут принести природе, своему району, окружающим людям.


2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.

Цель проекта.
Формирование у детей активной и ответственной гражданской позиции по отношению к природе, посредством включения учащихся в практическую деятельность в рамках реализации проекта.

Задачи:
1. Знакомство с жизнью растений и животных, их ролью в природе через практическую деятельность в рамках проекта.
2. Формирование представлений и понимания взаимосвязей в природе и места человека в окружающей его среде.
3.Формирование личностного толерантного отношения к миру природы
4. Формирование навыков поведения в окружающей природной среде.


3. ИДЕЯ ПРОЕКТА.
Что сделать, чтобы количество экологически грамотных и культурных школьников возросло? Передавать знания об экологических проблемах современности, держать их в курсе происходящих в мире экологии событий. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.
Для формирования навыков экологического общения с природой, важно, чтобы участникам проекта было интересно, ведь дети не любят скучных нравоучений и назиданий. И проект может решить проблему экологического просвещения путём творческой подачи информации (игры, праздники, экскурсии).


4. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Реализация проекта планируется в четыре этапа:
Первый этап – сентябрь 2016г. (предпроектный)
На этом этапе проводится диагностика педагогом, в результате чего выявляется знания воспитанников о степень их заинтересованности в предлагаемом проекте.
Второй этап – октябрь 2016г. – апрель 2017г. (этап реализации)
На этом этапе предполагается организация и проведение различных мероприятий: экскурсий, краеведческой игры, вечера отдыха детей и родителей,
Третий этап – май 2017г. (этап оценки)
В течение реализации проекта: в ходе различных мероприятий, экскурсий, подготовки к конкурсам готовятся и оформляются фото и видеоматериалы. По окончании – создание единого фото и видеоальбома «Мы все снимаем угол свой у матушки природы »
Четвёртый этап – конец мая 2017г. (этап рефлексии).
Педагогом совместно с участниками проекта в форме проведения круглого стола проводится самоанализ, размышление об изменении своего внутреннего состояния в результате реализации программы.

5. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ (календарный план мероприятий).
Сроки
Мероприятия по реализации проекта
Участники.
Обучающиеся
объединений
Ответственные

Сентябрь
Диагностика воспитанников, выявление их знаний и степени заинтересованности в проекте
«Встреча»
1,3 г.о.,
«Улыбка»
Педагог дополнительного образования БОУ ДО г. Омска «ДДТ ЛАО»
Борисова Т.И.

Сентябрь
Экскурсия в областной дендрологический сад
«Улыбка»
Педагог БОУ г.Омска «СОШ № 79» Сидорок О.И.


Октябрь
Экологический час «В природе все взаимосвязано»
«Встреча»
1 г.о.,
«Улыбка»
Педагог дополнительного образования БОУ ДО г.Омска «ДДТ ЛАО»
Борисова Т.И.

Октябрь
Зеленая планета. Операция «Кормушка»
«Встреча»
1,3 г.о.,
«Улыбка»
Педагог дополнительного образования БОУ ДО г.Омска «ДДТ ЛАО»
Борисова Т.И.

Ноябрь
Экскурсия в БОУ ДО г.Омска «Детский ЭкоЦентр»
«Встреча»
3 г.о.
Методист БОУ ДО г.Омска «Детский ЭкоЦентр» - Шурова Ю.В.

Декабрь
Городской конкурс «Я – экскурсовод»
«Встреча»
3 г.о.
Департамент образования Администрации г.Омска, БОУ ДО г.Омска «ДДТ ЛАО»

Январь
Познавательный час «День заповедников и парков»
«Встреча»
1 г.о.
Ведущий методист БУ г.Омска «ОМБ» библиотека им.З.Космодемьянской - Гецель И.В.

Февраль
Кукольный спектакль «Лесная аптека»
«Встреча»
1,3 г.о.,
«Улыбка»
Педагог дополнительного образования БОУ ДО г.Омска «ДДТ ЛАО»
Борисова Т.И. «Улыбка»

Март
День Земли. Конкурс рисунков «Моя планета – Земля».
«Встреча»
1,3 г.о.,
«Улыбка»
Педагог дополнительного образования БОУ ДО г.Омска «ДДТ ЛАО»
Борисова Т.И.

Март
«Огород на окошке» Посадка семян цветов для озеленения территории школы.
«Улыбка»
Педагог БОУ г.Омска «СОШ № 79» Сидорок О.И.

Апрель
Акция «Я – хозяин своего города». Уборка и благоустройство территории.

«Встреча»
1,3 г.о.,
«Улыбка»
Завуч БОУ г.Омска «СОШ № 79» Куриленок О.А.

Апрель
1 апреля – Международный день птиц. Экологический час «Птичья перекличка»
«Улыбка»
Ведущий методист БУ г.Омска «ОМБ» библиотека им.З.Космодемьянской- Гецель И.В.

Апрель
Городской конкурс «Экспонат в фокусе»
«Встреча»
1 г.о.
Департамент образования Администрации г.Омска, БОУ ДО г.Омска «ДДТ ЛАО»

Май
Создание единого альбома фото и видеоматериалов «Мы все снимаем угол свой у матушки природы »

«Встреча»
1,3 г.о.,
«Улыбка»
Педагог дополнительного образования БОУ ДО г.Омска «ДДТ ЛАО»
Борисова Т.И. «Встреча» 3 г.о.

Май
Игровая программа «День русской игры на природе»
«Встреча»
3 г.о.
Ведущий методист БУ г.Омска «ОМБ» библиотека им.З.Космодемьянской
- Гецель И.В.

Май
Круглый стол участников проекта

Все участники проекта
Педагог дополнительного образования БОУ ДО г.Омска «ДДТ ЛАО»
Борисова Т.И.


6. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
В ходе реализации программы участники узнают:
- основы экологической культуры;
- некоторые особенности природы своего края;
- значение природы для человека.
- некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

Будут созданы условия для организации целенаправленного досуга детей, осуществления интеллектуального и нравственного развития школьников посредством познание края, страны, в которой живет ребенок.
В результате чего каждый ребенок не только получит навыки экологического общения с природой, но и реализует свои творческие способности.
Мы уверены, что после реализации данного проекта, обучающиеся станут более ответственно относиться к своей деятельности на Земле в будущем. Эти знания позволяют им задуматься о судьбе нашей планеты, о неизбежной расплате за свои деяния в природе. Великий Леонардо да Винчи когда-то говорил: «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться». Так давайте же будем учиться у природы, и учить окружающих получать радость от общения с животными и растениями, внимательно помечая на своём жизненном пути все события, вызывающие тревогу в мире живых существ.


7. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА.
Результаты успешной реализации проекта будут отслеживаться через:
- анкетирование участников проекта до и после его реализации;
- рефлексивное осмысление каждым участником проделанной работы (психологические состояние, результативность, полезность) и своего участия в ней после проведения каждого мероприятия;
- коррекция хода реализации программы в зависимости от восприятия её участниками.

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ, ФИНАНСОВОЕ, КАДРОВОЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.
Материально-техническое обеспечение
- фотоаппарат;
- видеокамера;
- компьютер.

Кадровое обеспечение
- методисты и педагоги БОУ ДО г. Омска «ДДТ ЛАО»;
БОУ г. Омска «СОШ № 79»;
- методисты БУ г.Омска «Омские муниципальные библиотеки» библиотека им.З.Космодемьянской;
- методист БОУ ДО г.Омска "Детский ЭкоЦентр" Шурова Ю.В.


Научно-методическое обеспечение
- интернет-ресурсы;
- фотоальбомы.


9. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА.
Программа предполагает свое логическое продолжение в следующем учебном году. Вопросам экологического воспитания педагоги уделяли и будут уделять должное внимание. Ежегодно в план воспитательной работы будут включаться мероприятия данного направления. Накопленный опыт работы в результате реализации проекта поможет лучше разрабатывать и проводить мероприятия экологического характера в дальнейшем.
В течение реализации проекта, подготовки к конкурсам готовятся и оформляются фото и видеоматериалы о растительном и животном мире нашего края, с которыми ознакомятся учащиеся школы. А созданные фото и видеоальбомы «Мы все снимаем угол свой у матушки природы » будут не только наглядными пособиями в последующие годы, но и стимулом для продолжения работы в этом направлении.

10. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Для педагога:
1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.
2 .Чижевский А. Е. «Я познаю мир». Детская энциклопедия.М. «Астрель». 2003г.
3.Дежникова Н.С. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001
4. Добрецова Н.В. Дополнительное экологическое образование детей в России / Сб. Экологическое образование, - СПб.: образование, 1997
5. Молодова Л.П. "Игровые экологические занятия с детьми”. Учебно-методическое пособие   - Москва : ЦГЛ,   2003.  - 127 с. : 
6. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: «Смысл», 2000
7. Интернет-ресурсы.


Для детей:
1. Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин "100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО "Росмэн”, 2006.
2. Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко "АСТ”, 1995.


‚ Ъ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·я
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Њ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Заголовок 115