ТЕМА: ПОЭМА А. С. ПУШКИНА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» (ОТРЫВОК)

Тема: Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (отрывок) Задачи урока:
1. Прочитать и сделать анализ отрывка из поэмы А. С. Пушкина « Руслан и Людмила»; формировать навык полноценного чтения; организовать регулярное, интенсивное и более систематическое обучение нормам родного языка;
2. Развивать антиципацию, достичь понимания отрывка на уровне содержания смысла; развивать лингвистические способности у детей; развитие логически четкой, доказательной, образной устной речи;
3. Воспитывать чувство патриотизма, умение слушать музыку, интерес к литературе.
Базовый учебник
«Маленькая дверь в большой мир», 2 класс, Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. образовательная система «ШКОЛА 2100», изд. «Баласс», М., 2010 г.
Оборудование:
Портрет А. С. Пушкина, увертюра М. И. Глинки к опере «Руслан и Людмила», репродукция картины В. И. Васнецова «Три богатыря», иллюстрация к поэме «Руслан и Людмила», репродукции батыров, иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, проектор, фрагмент из оперы М.И.Глинки »Руслан и Людмила».
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Слайд 1.
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837).
-Ребята, вы должны были сходить в библиотеку и взять произведения А.С.Пушкина для младших школьников. Какие книги вам предложили? Что вы успели прочитать
- Кто выучил стихи Пушкина?
Желающие читают наизусть стихотворения.
Слайд 2.
А вот ещё одна картина? Кого вы здесь видите? Какое произведение вы вспомнили?
-«У лукоморья дуб зелёный» - чтение наизусть подготовленным учеником.
-«У лукоморья дуб зелёный» так начинается поэма Пушкина «Руслан и Людмила», отрывок из которого мы с вами будем изучать сегодня.
II. Постановка проблемы. О чём будет этот отрывок, попробуем догадаться. Слайд 3.
Картина В.М.Васнецова «Богатыри», звучит фрагмент из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила».
-Что вы представляли, когда слушали музыку?
– Кого вы видите на картине?
- Кого называли богатырями? Слайд 4.
-Богатырь – герой русских былин, воин, отличающийся необычной силой, мужеством и умом. Сейчас это слово употребляется в переносном смысле: человек большого роста, крепкого телосложения, сильный, смелый.
-Каких русских богатырей знаете?
- В какие времена они жили? Чем они занимались?
- Есть ли богатыри сейчас?
Чтение отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина.
1.Чтение отрывка из поэмы (стр.171). Слайд 5.
-Что вы представляли, слушая стихи?
-Кто такой Руслан?
-Как вы думаете, чем закончилось сражение?
2.Чтение отрывка с комментированием.
Когда будут происходить события?
-Как понимаете в бездейственном покое?
-Какими словами автор рисует пробуждение боевого поля?
-Что значит воспрянул?
-Замените слово внезапный синонимом. (Неожиданный)
-Для кого этот крик был внезапным?
-Для киевлян (жителей Киевской Руси) это сражение началось внезапно. Они взволнованы, растеряны, могут проиграть сражение.
-Что же случилось дальше?
-Какую картину вы представили себе?
-Что такое латы? Слайд 6.
-Кто такой витязь? Слайд 7.
-Перечитайте 2 последние строчки. Как вы их понимаете?
3.Самостоятельное чтение с заданием: разделить отрывок на 3 части, озаглавить их. Слайд 8.
1.»Дремало поле боевое».
2.»Внезапный крик сражений грянул».
3.»Наш витязь пал на басурмана».

4.Выразительное чтение. Обратить внимание, как меняется темп, интонация
от части к части.
5.Просмотр отрывка из фильма.
6.Просмотр слайдов с изображением фрагментов из оперы и балета «Руслан и Людмила».
V. Итог урока.
– Какой момент описан в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила»?
-Хочется ли больше узнать о богатырях? Слайд 9.(встреча Руслана с Черномором).
-Захотелось ли узнать, о чём будет говориться в этом отрывке?
-Самооценка своей работы на уроке. Дом. задание : выучить отрывок наизусть.
15