Программа летней дворовой площадки


Администрация Кстовского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Безводнинская средняя школа»
31108658255УТВЕРЖДАЮ
Директор
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Безводнинская средняя школа» _______________Е.М. Носова
20 мая 2016г.
00УТВЕРЖДАЮ
Директор
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Безводнинская средняя школа» _______________Е.М. Носова
20 мая 2016г.
-403860217805Программа рассмотрена
на педагогическом совете
20 мая 2016 г.
00Программа рассмотрена
на педагогическом совете
20 мая 2016 г.


ПРОГРАММА
летней дворовой площадки по месту жительства на базе
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Безводнинская средняя школа»
«Тайны села Безводное»
Модифицированная досуговая программа рассчитана на 21 день
Возраст детей 4-18 лет
Составитель:
Яблокова Ирина Валерьевна.
заместитель директора по УВР
-381051181000

с. Безводное
2016 год
Содержание программы
1. Паспорт программы 3-4
2. Информационная карта
5-6
3. Перечень организаторов программы
7
4. Обоснование программы
8-9
5. Цель и задачи
10
6. Основное содержание программы
11-12
7. План основных мероприятий и дел
13-15
8. Участники программы
16
9. Сроки действия 17
10. Механизмы реализации программы
10.1.Этапы реализации программы
10.2.Режим работы площадки по месту жительства
10.3.Имеющиеся ресурсы и необходимые средства реализации программы
10.4. Кадровое обеспечение 10.5.Методическое обеспечение
18-21
11. Обеспечение техники безопасности
22
12. Ожидаемые результаты
23
13. Список литературы
24

1. Паспорт программы
1 Учреждение, организующее деятельность площадки Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Безводнинская средняя школа»
2 Адрес площадки Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Безводнинская средняя школа». С. Безводное
3 Реквизиты приказа учреждения о создании площадки, назначении приказом ответственного за контроль текущего содержания и технического состояния площадки, а также находящегося на ней оборудования Приказ от 27июня 2016 г. № 77
4 Название площадки Программа летней дворовой площадки по месту жительства на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Безводнинская средняя школа»
«Тайны села Безводное»
Модифицированная досуговая программа рассчитана на 21 день
Возраст детей
6 Контингент, на который рассчитана деятельность площадки (возраст) 4-18 лет
7
Планируемый ежемесячный охват детей и молодёжи, занимающихся на площадке (разовый охват по журналу учета посещаемости) Количество участников – 50 человек (июль – 50 чел.)
В программе участвуют подростки «группы особого внимания»
8 Режим работы площадки Понедельник - пятница, с 14.00 ч. до 18.00 ч.
9 Ключевые мероприятия, планируемые на площадке (с указанием ориентировочной даты проведения) 01.07.2016 г. – Открытие дворовой площадки; Уличный флешмоб «Делай с нами, делай как мы»
04.07.2016 г. – «Строительные поединки»;
08.07.2016 г. - Всероссийский день семьи, любви
15.07.2016 г.– «День Олимпийца» (спортивные игры, эстафеты);
18.07.2016 г.– Путешествие на планету веселых игр, посвященное году кино в РоссииоссиРоссии;
22.07.2016 г., Мы говорим на одном языке (дружба народов)
24.07.2016г. – «Калейдоскоп профессий»;
29.07.2016 г., – День труда – «Кто, если не мы?!», торжественное закрытие дворовой площадки.
10 Организация временных рабочих мест Организатор досуга на дворовой площадке:
Июль – 2 чел.
2. Информационная карта программы
1 Полное название программы. Программа летней дворовой площадки по месту жительства на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Безводнинская средняя школа»
«Тайны села Безводное»
Модифицированная досуговая программа
2 Цель программы. Организация досуга детей и подростков по месту жительства во время летних каникул
3 Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников). Дети и подростки в возрасте от 4 до 18 лет, включая детей «группы особого внимания», проживающие в с.Безводное4 Сроки реализации программы. Июль 2016 г.;
Режим работы: с понедельника по пятницу, с 14.00 до 18.00 часа.
5 Направление деятельности, направленность программы. - развитие творческого и интеллектуального потенциала, индивидуальных способностей и творческой активности подростков;
- организация и проведение спортивных мероприятий;
- пропаганда семейных ценностей и здорового образа жизни;
- профилактика асоциальных явлений и безнадзорности в молодежной среде.
6 Краткое содержание программы. В рамках программы планируется проведение тематических занятий, занятий по интересам, познавательных, развлекательных мероприятий (игры, эстафеты, конкурсы, викторины, походы), диагностических мероприятий направленных на привитие любви к малой родине.
7
Ожидаемый результат. - увеличение доли детей и подростков, охваченных организованным досугом;
- организация стабильной досуговой работы на детской площадке;
- полезная занятость детей и подростков;
- снижение степени социальной дезадаптации;
- снижение количества правонарушений;
- передача и усвоение социального опыта подростков через совместную деятельность детей и взрослых.
8 Название организации
Авторы программы.
9 Почтовый адрес организации, авторов программы Индекс 670675, Нижегородская область, Кстовский район, С. Безводное,
Яблокова Ирина Валерьевна, заместитель директора по УВР
10 Ф.И.О. руководителя организации Носова Елена Михайловна
11 Телефон, факс с указанием кода населенного пункта, электронный адрес организации, авторов Телефон/факс 8 (83145) 57-4-36,
school-114@mail.ru
12 Имеющийся опыт реализации проекта.
Дата создания программы
Дата корректировки нет13 Финансовое обеспечение проекта Администрация Кстовского муниципального района
3. Обоснование программы  
Значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьёй, средствами информации школа оказывает мощное влияние на молодое поколение, формируя его мировоззрение, нравственное и эстетическое сознание. Сегодня Россия взяла курс на стабильное и политическое развитие, что невозможно без образования и воспитания подрастающего поколения в духе высокой нравственности. Основной целью воспитания является формирование духовно здоровой личности, любящей свою Родину, знающей и ценящей её культуру и историю. Мировоззрение строится либо на традиции, либо на идеологии. Главная задача нашего времени – вернуться от идеологии к традиционной жизни. Ведь традиция – это всегда обновляющаяся жизнь, передаваемая из поколения в поколение, и вне традиции у народа нет ни сил, ни опыта, ни возможности осуществлять свою особую миссию в этом мире. Вне традиции народ не может существовать, сохраняя свое лицо.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях и на дворовых площадках. Для того, чтобы отдых сельских детей сделать полноценным, была разработана данная программа.
Актуальность разработки программы обусловлена эффективностью создания в летний период среды, способствующей приобретению новых знаний, развитию творческих способностей, детской самостоятельности, получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
Одно из направлений воспитательной программы школы - патриотическое воспитание. Через это направления школа осуществляет краеведческую работу и работу по гражданско - патриотическому воспитанию.
Любовь к Отечеству начинается с малого - с любви к родному краю. Да и не нужна здесь пышность фраз, когда частичка края, в котором ты родился и вырос, дает тебе силы.
Для растущего человека емким понятием Родина, в сущности, исчерпывается все, что его окружает, все, чем он живет: его родной дом и школа, родители и друзья, родная природа, духовные и материальные ценности, созданные людьми.
Зачастую любовь к малой родине начинается с впечатлений, полученных от встреч с природой во время походов, прогулок, прослушивания колоритных рассказов старожилов о народных традициях, обычаях, легендах.
Мы живем в селе. Его красивая природа, леса, река, озёра привораживают жителей. Это наша малая Родина. И мы не вправе не знать её историю, традиции, обычаи.
Углубленное знакомство с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей, изучение корней своей семьи, истории Малой Родины оказывают непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания.
Программа поможет больше узнать о крае и селе, где мы живем, познакомиться с народными обычаями и традициями, ремеслами, достижениями народных умельцев, сформировать самосознание.
Дворовая площадка даёт большие возможности для такой воспитательной деятельности.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых;
– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
– обеспечением преемственности в работе лагеря с дневным пребыванием и дворовой практикой;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
С целью организации летнего отдыха детей на базе МБОУ Безводнинская средняя школа организуется дворовая площадка. Площадка открывается на основании приказа директора по учреждению и комплектуется из детей и подростков, проживающих в селе (в возрасте 4–18 лет) в количестве до 50 человек. Программа реализуется в течение 21 дня.
4. Цель и задачи
Цель:
  Организация досуга подростков по месту жительства во время летних каникул.
Задачи:
- организовать сплоченный разновозрастный коллектив, способный самостоятельно обеспечить культурный досуг;
- развить навыки общения в разновозрастном коллективе;
-изучить интересы и потребности подростков и создать благоприятные условия для увлекательного досуга;
- развить творческий и интеллектуальный потенциал, коммуникативные и физические способности подростков посредством проведения познавательных, развлекательных, спортивных и диагностических мероприятий;
- создать атмосферу психологического комфорта;
- сформировать общую культуру и здоровый образ жизни, осуществить пропаганду семейных ценностей, профилактику асоциальных явлений и безнадзорности в молодежной среде.
5. Основное содержание программы
Методы и формы работыПрограмма работы дворовой площадки представляет собой сочетание разнообразных методов и форм работы.
Поскольку игра всегда являлась первоисточником включения подростка в социальное взаимодействие и была связующим звеном между детством и взрослой жизнью, особое значение в программе отдается методу игрового взаимодействия как организованному процессу игрового общения, а также формам работы, позволяющим подросткам проявлять собственную активность, наиболее полно реализовывая свои знания и умения. В программе также применяются методы обучения: словесные (беседа, дискуссия); методы воспитания: метод организации деятельности (упражнение), метод стимулирования поведения и деятельности (поощрение), методы самовоспитания (самооценка); методы диагностики: тестирование, анкетирование, наблюдения.
Основные виды деятельности
Коллективно-творческая деятельность:
подготовка и проведение различных творческих дел с учетом индивидуальных и типологических особенностей детей и подростков;
поиск нестандартных, нетрадиционных форм работы.
Продуктивная деятельность:
участие в трудовых операциях и десантах по благоустройству с. Безводное.
Игровая деятельность:
участие детей и подростков в деловых играх;
ежедневное проигрывание разнообразных социальных ролей в рамках реализации программы.
Оздоровительная деятельность:
участие детей и подростков в спортивных соревнованиях
воздушные ванны.
Основными формами деятельности участников смены являются:
- экскурсионная;
- беседы;
- посещение музеев;
- конкурсы;
- презентации;
- проектная деятельность.
Дети наравне с взрослыми принимают участие в разработке и подготовке мероприятий.
Во время реализации программы воспитанники оформляют выставки своих рисунков, поделок, уголки безопасности, информационные стенды по здоровому образу жизни, активно участвуют в реализации проектов.
6. План основных мероприятий и дел
Дата Мероприятия
Организационный период (первые три дня)
День первый
«Расскажи мне о себе» 1.День знакомства: открытие дворовой площадки, инструктаж по технике безопасности, игры на знакомство, огонек знакомства «Расскажи мне о себе»;
2. Час общения: «Мои интересы, мои увлечения» (занятия по интересам);
3. «Цветодневник» - рефлексия (отзывы, обмен впечатлениями).
4. Уличный флешмоб «Делай с нами, делай как мы»
День второй
«Ярмарка идей»
1.Конкурс рисунков о с. Безводное «Я люблю свое село»
2.Праздник «Вас вызывает Спортландия».
3.Минутки здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при солнечном ожоге»
4.Свободная игровая деятельность
День третий
«День вежливости» Игровая программа «Путешествие в страну этикета».
Праздник «Веселые правила хорошего тона».
Минутка здоровья «Берегите глаза».
Игровая программа «Передай добро по кругу».
Свободная игровая деятельность.
Викторина «Хороший вопрос».
Основной период (15 дней)
День четвертый
«Преданья старины глубокой» 1.Мастер - класс « Народная кукла».
2.Экскурсия по этно – экологической тропе «Тайны села Безводное».
День пятый «День экологии» Литературная композиция «Прошу прощения, природа!»
Экскурсия «Шепот цветов».
Конкурс на лучшую икебану, эмблему цветов.
Конкурс на лучший агитплакатИгра «По экологической тропе»
Викторина «Цветик-семицветик».
Минутка здоровья «Твой режим дня на каникулах».
Подвижные игры на воздухе.
День шестой«Всероссийский день семьи, любви и верности» 1.Конкурсно – развлекательная программа.
2.Конкурс рисунков на асфальте «Моя семья».
3.Час общения: «Мои интересы, мои увлечения» (занятия по интересам).
4. «Цветодневник» - рефлексия (отзывы, обмен впечатлениями).
День седьмой
«День народной песни» 1.Конкурс «Лучший знаток народной песни».
2.Беседа «Мы за здоровый образ жизни». « Витамины я люблю – быть здоровы.
3.Конкурс «Песенная перестрелка».
День восьмой
«День Добра» 1 «Делу – время, потехе час» - конкурсно- – игровая программа.
2 Песенная перестрелка «Музыка и природа».
День девятый
«День села» 1«Я шагаю по улице» познавательная программа по названиям улиц с. Безводное.
День десятый «День рекордов» 1.Конкурс рисунков на асфальте. «Мы дружные ребята».
2. День «Рекордов Гиннеса.
3.Викторина «Дорожная азбука».
День одиннадцатый «День Олимпийца» 1. Тематическое занятие «Мы за ЗОЖ».
2 День спорта «Сильные, смелые, ловкие!»: спортивные игры, эстафеты.
3.Час общения: «Мои интересы, мои увлечения» (занятия по интересам).
4. «Цветодневник» - рефлексия (отзывы, обмен впечатлениями).
День двенадцатый «День путешествий на планету веселых игр», в рамках Года кино 1. Конкурсно – игровая программа «Мир кино».
2. Просмотр мультфильмов.
3.Час общения: «Мои интересы, мои увлечения» (занятия по интересам).
День тринадцатый
«День народного костюма» 1.Минутка Здоровья «Вредные привычки».
2. Конкурс рисунков на лучший исторический костюм наших земляков.
3. Экскурсия в музей школы и воскресной школы при храме с. Безводное .
День четырнадцатый
«День Правопорядка» 1.Минутка Здоровья «Правильное питание»
2. Интеллектуальная игра - эстафета с элементами викторины «Внимание – дорога!»
4. «Безопасное колесо» - эстафеты на велосипедах
День пятнадцатый «День волшебных сказок» 1.Конкурс юных сказочников «Жили – были…» (Сочиняем сказки сами).
2. Конкурс рисунков по сказкам.
День шеснадцатый«День дружбы» 1Мы говорим на одном языке - игры народов России.
2. «Цветодневник» - рефлексия (отзывы, обмен впечатлениями).
День семнадцатый
«День Отечества» 1.Минутка Здоровья «Как важно сберечь зубы. Правильный уход за зубами »2. Операция «Поможем ветеранам»
3.Викторина «Россия – родина моя»
4. Конкурс рисунков «Нам этот мир завещано беречь!»
День восемнадцатый «День памяти» «Мы за мирное будущее» - познавательная программа
Встреча с участниками ВОВ
Заключительный период (последние три дня)
День девятнадцатый «День профессий» 1.Профориентационная игра «Калейдоскоп профессий».
2.Конкурс загадок «Отгадай профессию».
День двадцатый
«День природы» 1. Конкурсно – развлекательная программа «Ах, лето!».
2. Анкетирование детей о результатах работы площадки.
День двадцать первый
«День закрытий» 1. «Кто, если не мы?!», акция «Чистое село»
2.Торжественное закрытие дворовой площадки: конкурсно-развлекательная программа; чаепитие, вручение призов, дискотека;
7. Участники программы
Руководитель дворовой площадки по месту жительства (специалист) – 1 человек.
Вожатые, прошедшие обучение - 2 человека.
Подростки в возрасте от 4 до 18 лет: июль – 50 человек.
8. Сроки действия программы
Работа летней дворовой площадки по месту жительства по программе «Тайны села Безводное» будет осуществляться на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Безводнинская средняя школа»: июль 21 день.
9. Механизмы реализации программы
9.1. Этапы реализации программы
Механизм реализации программы включает в себя 4 этапа: подготовительный (июнь), организационный (1-3 день работы площадки), основной (4-18 день работы площадки), заключительный период (последние 3 дня работы площадки).
Подготовительный этап
Этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия дворовой площадки по месту жительства начинается подготовка. Деятельностью этого этапа является:
- издание приказа об организации и проведении дворовой площадки по месту жительства;
- подготовка методического материала;
- подбор кадров для работы на дворовой площадке по месту жительства (руководитель площадки, специалисты по работе с молодёжью, психолог, звукорежиссер) помощники воспитателей (вожатые);
- составление необходимой документации для деятельности дворовой площадки по месту жительства (положение, должностные обязанности, инструкции т.д.).
Организационный этап
Этот период короткий по количеству дней, всего 3 дня.
Основной деятельностью этапа является: открытие дворовой площадки; инструктаж по технике безопасности с подростками; мероприятия, направленные на знакомство ребят друг с другом, на выявление лидеров и сплочение коллектива; обсуждение плана работы дворовой площадки. Здесь же будут определены название команды, девиз, оформлен командный уголок.
Основной этап
- реализация основных мероприятий программы (в соответствии с содержанием);
- вовлечение подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
- занятия по интересам.
Заключительный этап
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов работы: анкетирование подростков о результатах работы и анализ предложений, прощальный огонёк (торжественное закрытие площадки);
- подготовка отчёта.
Механизм ежедневной работы
Ежедневная работа на дворовой площадке будет осуществлять по трём основным блокам:
Первый блок: Тематическое занятие или тематические игры, конкурсы (40-60 мин).
Структура занятия:
- тематическая конкурсно-игровая программа, направленная на развитие творческих способностей и повышение эмоционального фона у детей. Тематика этих конкурсов может быть предложена руководителями площадки и может рождаться из детских предложений. Такая форма работы не требует долгой и изнурительной подготовки от детей, выполнение творческих заданий позволяет каждому ребенку в игровой форме широко раскрыть себя, то есть создаются условия для самореализации детей. Участие в таких конкурсах может быть, как групповым, так и индивидуальным.
- беседа или групповая дискуссия как способ развития способностей к анализу ситуаций;
- упражнения, как активаторы, используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в общении; упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки, предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа ситуации с прогнозом их разрешения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижению;
- тестирование или анкетирование;
- рефлексия.
Второй блок: Час общения «Мои интересы, мои увлечения» - занятия по интересам (1 час). Это время для занятий ребятами своими увлечениями (пение, танцы, игры, рисование, настольные игры и т.д.)
Третий блок: Рефлексия (30 минут) - подведение итогов дня, получение обратной связи участниками и специалистами.
9.2. Режим работы дворовой площадки по месту жительства
Дни работы площадки: с понедельника по пятницу.
Время работы: с 14.00 до 18.00 часа.
1501140211455009.3. Имеющиеся ресурсы и необходимые средства
для реализации программы
Базой для проведения летней дворовой площадки по месту жительства «Мир твоих увлечений» будет являться МБОУ Безводнинская СШ, имеется необходимая музыкальная аппаратура и аппаратура для просмотра видеофильмов. Для реализации программы МБОУ Безводнинская СШ обладает всеми необходимыми кадровыми ресурсами и методической базой.
Смета расходов
для организации работы дворовой площадки по месту жительства

п/п Наименование статей расходов Источники финансирования Расчет денежных средств (в рублях)
1 Канцелярские расходы, приобретение мелкого инвентаря. Средства спонсоров 2 000
2 Спортивный инвентарь Средства спонсоров 3 000
3. Призовой фонд.
Средства спонсоров 3 000
Итого: 8000
9.4. Кадровое обеспечение
1. Яблокова Ирина Валерьевна - заместитель
2. Вожатые (два человека), прошедшие обучение по проекту.
10. Обеспечение техники безопасности
В целях обеспечения безопасности будут проводиться инструктажи по технике безопасности подростков и руководителей дворовой площадки.
11. Ожидаемые результаты и критерии оценки
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации данной программы планируется достичь следующих результатов:
- увеличение доли детей и подростков, охваченных организованным досугом;
- организация стабильной досуговой работы на детской площадке;
- полезная занятость детей и подростков;
- снижение степени социальной дезадаптации;
- снижение количества правонарушений;
- формирование общей культуры и здорового образа жизни;. - передача и усвоение социального опыта подростков через совместную деятельность детей и взрослых.
Знания и умения, полученные ребятами в ходе работы дворовой площадки по месту жительства, будут использованы ими для дальнейшего развития творческого потенциала, интеллектуальных, коммуникативных и физических способностей.
Критерии оценки:
1. Степень удовлетворенности ребят пребыванием на дворовой площадке, общением друг с другом и специалистами, оптимизм (анализ «Экрана настроения»);
2. Групповая сплоченность (анализ и оценка умения работать в группе);
3. Отсутствие деструктивных конфликтов в группе (наблюдение);
4. Уровень асоциальных поведенческих проявлений (наблюдение);
5. Сформированность навыков решения жизненных проблем, принятия ответственности за собственное поведение, эффективное общение (наблюдение).
В рамках программы будут осуществляться диагностические мероприятия (тестирование, анкетирование, наблюдения) основываясь на результаты, которых будет проведен анализ реализации данной программы и составлен отчет.
Полученные результаты будут использованы для корректировки форм и методов работы по программе в следующем году.

133921530670500377761554292500Список литературы
1. Проект профилактической работы с детьми и подростками в период летней оздоровительной компании «Лето – пора находок, а не потерь!», Тюмень – 2008.
2. Держите курс на Детство. – Ижевск, 2002.
3. Лучшие сценарии для летнего лагеря. Настольная книга воспитателя и вожатого. Изд.2-е. – Ростов н/д, 2004.
4. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере, Москва – 2007.
5. Игротека. Лидер XXI века. /Сост. Л.А. Побережная. Н.Новгород, 2006.
6. «Вожатый, ты – игротехник!». Методическое пособие в помощь вожатым и организаторам досуга детских загородных лагерей / Кудашов Г.Н.. Тюмень, 2004.
7. Психодиагностика: коллекция лучших тестов/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д, 2005.312991535306000