Проект дворовой площадки Космическое путешествие


Управление образования администрации
городского округа город Выкса
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детский Центр «Чайка»
СОГЛАСОВАНО
Директор МБОУ ДОД ДЦ «Чайка»
__________Г. Д. Шиморянова«___» ____________2015 г.
Проект
«Космическое путешествие»
Возраст участников: 9 – 14 лет.
Срок реализации: 8-29 июня 2015 года.
Автор проекта:
Фокина Наталья Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Руководитель проекта:
Фокина Наталья Сергеевна,
куратор дворовой площадки
г. Выкса
2015 год
1. Информационная карта проекта.
Название проекта «Космическое путешествие»
Авторы проекта Автор проекта: Фокина Наталья Сергеевна – педагог дополнительного образования.
Руководитель проекта:
Фокина Наталья Сергеевна – куратор дворовой площадки.
Название учреждения-куратора Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детский Центр «Чайка».
Адрес учреждения г. Выкса, ул. Корнилова, дом 102/5, помещение №10.
Цель проекта Создание условий для позитивного и интересного времяпровождения детей на дворовой площадке «Космическое путешествие» при МБОУ ДОД ДЦ «Чайка».
Задачи проекта сформировать и сплотить коллектив детей;
создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения каждого из участников проекта;
развивать и поддерживать интерес детей и молодежи к дворовым играм, спортивным играм, социально-значимой деятельности;
профилактика асоциальных проявлений в молодежной среде путем вовлечения молодежи в общественную культурную и спортивную жизнь двора;
создание благоприятной атмосферы жизнедеятельности детей во дворе.

Сроки реализации проекта 08.06.2015 – 29.06.2015
Возраст участников 9-14 лет
Материально-техническое обеспечение Канцтовары, спортинвентарь, ноутбук, музыкальная аппаратура, информационные ресурсы, кабинеты.
Ожидаемые результаты наличие сплоченного коллектива детей;
содержательная и позитивная занятость детей и подростков на дворовой площадке;
развитие интереса у детей и подростков к спортивным соревнованиям, дворовым играм, творческим делам;
укрепления физического и психического здоровья участников проекта через раскрытие способностей к взаимодействию, соучастию и сопереживанию;
воспитание у детей и подростков интереса к истории района, своей страны;
самореализация участников проекта.
2. Пояснительная записка.
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время.
В каникулы ребенок может общаться, с кем хочет, и этот выбор делает он сам, и главное, в период организации летнего отдыха направить в надежное русло эти знакомства и общение.
Летний отдых всегда сопровождается интересными событиями в жизни ребенка, приносит позитивные впечатления и полезный опыт. Организация занятости детей в летний период имеет далеко не второстепенное значение в создании условий для полноценного развития подрастающего поколения. Очевидно, что летний отдых должен быть безопасным для жизни и здоровья, насыщенным интересными познавательными мероприятиями, способствующими развитию творческих способностей детей и подростков.
 Воспитание подрастающего поколения – одна из задач, которой сегодня государство уделяет самое пристальное внимание. И, пожалуй, единственная сфера, которая все еще остается недостаточно охваченной педагогическим вниманием, - это улица. А ведь улица – безусловно, воспитывающая среда со своим «педагогическим механизмом». Улица для подростка – это общение, практика самостоятельного поведения, одна из сред, где он проходит необходимый этап социализации. Вот только чего больше дает улица – отрицательного или положительного?
В 2007 году стартовал областной проект "Дворовая практика". С 2008 года этот проект реализуется в Выксунском районе.
В каникулярный период проблема организации занятости детей и подростков по месту жительства встает очень остро. А это, в основном, подростки от 12 лет, часто из неблагополучных семей, из семей «группы риска». В организации летней занятости может явиться вливание новых идей, новых подходов, ориентированных именно на работу с детьми подростками. А кто как не сама молодежь знает, что будет интересно и полезно одновременно их сверстникам.
 Не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе, дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Поэтому в 2015 году впервые на базе учреждения МБОУ ДОД ДЦ «Чайка» организуется дворовая площадка «Космическое путешествие». Это попытка выстроить систему работы с детьми и подростками во дворе, создать свободную для общения и познания воспитательную среду, которая позволит молодому поколению содержательно и интересно проводить свободное время.
Цель проекта:
создание условий для позитивного и интересного времяпровождения детей на дворовой площадке «Космическое путешествие» при МБОУ ДОД ДЦ «Чайка».
Задачи проекта:
сформировать и сплотить коллектив детей;
создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения каждого из участников проекта;
развивать и поддерживать интерес детей и молодежи к дворовым играм, спортивным играм, социально-значимой деятельности;
профилактика асоциальных проявлений в молодежной среде путем вовлечения молодежи в общественную культурную и спортивную жизнь двора;
создание благоприятной атмосферы жизнедеятельности детей во дворе.
Ожидаемые результаты:
наличие сплоченного коллектива детей;
содержательная и позитивная занятость детей и подростков на дворовой площадке;
развитие интереса у детей и подростков к спортивным соревнованиям, дворовым играм, творческим делам;
укрепления физического и психического здоровья участников проекта через раскрытие способностей к взаимодействию, соучастию и сопереживанию;
воспитание у детей и подростков интереса к истории района, своей страны;
самореализация участников проекта.
3. Содержание проекта.
Проект создает условия для использования наиболее эффективной формы профилактики асоциальных проявлений в молодежной среде – организации позитивной и содержательной занятости детей и молодежи по месту жительства.
Идея проекта «Космическое путешествие» - создание условий для позитивного и интересного времяпровождения детей.
Содержание проекта – сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие», в которой дети «превращаются» в юных космонавтов и совершают каждый день увлекательные путешествия по планетам «Встреч», «Рекордов», «Сказок» и т.д. Дворовая команда (Гагаринцы) – экипаж космического корабля. Экипаж утверждает свою символику и оформляет свой уголок. За свои достижения участники проекта (космонавты) получают «энергию». В конце смены экипажи получают необходимое количество энергии и достигают долгожданную планету «УСПЕХ», где получают почетное звание «ОПЫТНЫЙ КОСМОНАВТ».
Площадка располагается на территории МБОУ ДОД Детский Центр «Чайка» (футбольный корт), время работы с 15 часов до 19 часов.
В дождливое время для ребят всегда открыты кабинеты учреждения, музеи, библиотеки.   Основные направления работы на площадке:
- спортивное,
- краеведческое,
- патриотическое,
- дорожно-профилактическое,
- экологическое,
- игровое,
- социальное.
Основные формы и методы организации работы с подростками: рекламная акция (приглашение на дворовую площадку, объявления, план работы на каждый день), игры (на знакомство, на сплочение), конкурсы, анкетирование, спортивные состязания, экскурсия в музей, социальные акции по пожарной безопасности, викторины, беседы, практические занятия по правилам дорожного движенияОсновные этапы реализации проекта:
08.06.2015г. – Открытие. День знакомства.
Организационный этап. (2 дня– 08.06.2015-09.06.2015).
Цель – формирование коллектива дворовой команды.
Задачи:
- познакомить ребят с проектом и друг с другом;
- сплотить коллектив;
-  выявить уровень творческого и лидерского потенциала участников;
- совместно спланировать дальнейшую деятельность, учитывая интересы детей.
Результаты деятельности:
- положительная мотивация участников проекта на включение в деятельность;
- актуализация возможностей каждого участника проекта в условиях команды;
- доброжелательный настрой всех участников проекта на деятельность, на предъявляемые требования.
2. Основной этап (12 дней – 10.06.2015 - 28.06.2015):
Цель – реализация проекта.
Задачи:
- создать условия для самореализации каждого участника проекта;
- корректировать нормы поведения, общения, отношений между членами команды;
- включить участников проекта в различные формы и виды деятельности;
- выявить и развить потенциал (способности и таланты) детей.
Результаты деятельности:
- проявление способностей каждого члена команды;
- обогащение личного опыта каждого члена команды социально и лично значимым содержанием.
3. Заключительный этап (1 день –29.06.2015г).
Цель – подведение итогов реализации проекта
Задачи:
- коллективная оценка приобретенного опыта;
- самооценка полученного опыта, осознание личностного роста членов команды;
- эмоциональная стабилизация;
- постановка задач на будущее;
- рефлексия - анализ совместной деятельности (Приложение 1).
Результаты деятельности:
- укрепление связей между разновозрастными группами участников проекта;
- максимальная степень самореализации каждого ребенка;
- творческий рост членов команды.
Формы и методы работы.
Направление деятельности
Применяемые формы работы
Спортивно-оздоровительное - Ежедневная зарядка
- Спортивные мероприятия и игры
- Подвижные игры
Познавательное, интеллектуальное - Встречи с интересными людьми
- Викторины
- Игры по станциям
Художественно-творческое - Экскурсии
- Творческие конкурсы
- Работы творческих мастерских
- Мастер-классы
Лидерское - Игры на командообразование- Деловые и ролевые игры
4. Механизм реализации проекта.
Материально-техническое обеспечение:
Для реализации данного проекта необходимо следующее материально-техническое обеспечение.
Инструментарий Наличие у
учреждения – куратора
1.Ноутбук. В наличии
2.Музыкальная аппаратура В наличии
3.Спортивный инвентарь В наличии не в полном объеме
4.Канцтовары. В наличии не в полном объеме
5.Информационные ресурсы. Методическая копилка учреждения
6. Кабинеты. Есть.
План реализации проекта
Сроки проведения Время проведения Содержание (название мероприятия) Ответственные
08.06.2015г.
Планета встреч.
День 1. 15.00-15.20
15.20-16.00
16.00-16.50
16.50-18.00
18.00 – 18.30
18.30 – 19.00 Открытие площадки.
Приветствие куратора.
Проведение инструктажей.
Проведение анкеты «Твои ожидания». Создание законов и правил площадки.
Игры на знакомство:
«Полслова»,
«Снежный ком»,
«Кто есть кто»,
«Лови палку»,
«Комплименты».
Разучивание танца «Космонавтов».
Подведение итогов дня. Анонс на следующий день. Прощание. Фокина Н. С.
Голышкова Анна,
Гудков Вячеслав, Пугачева Мария, Шепелева Евгения.
09.06.2015г.
Планета оформляйка.
День 2. 15.00 – 15.20
15.20 – 16.40
16.40 – 18.30
18.30 – 19.00
Приветствие. Информационная минутка. Зарядка космонавтов.
Игры на сплочение коллектива.
Оформление уголка дворовой площадки.
Подведение итогов дня. Анонс на следующий день. Прощание. Фокина Н. С.
Голышкова Анна,
Гудков Вячеслав, Пугачева Мария, Шепелева Евгения.
10.06.2015г.
Планета безопасности.
День 3. 15.00 – 15.20
15.20 – 15.50
15.50 – 17.30
17.30 – 17.50
17.50. – 18.30
18.30 – 19.00 Приветствие. Информационная минутка. Зарядка космонавтов.
Подготовка к игре по станциям «Школа безопасности.
Игра по станциям «Школа безопасности».
Обсуждение игры. Подведение итогов.
Подвижные игры :«Хали-хало»,
«Море волнуется раз.»Подведение итогов дня. Анонс на следующий день. Прощание. Фокина Н. С.
Голышкова Анна,
Гудков Вячеслав, Пугачева Мария, Шепелева Евгения.
11.06.2015г.
Планета сказок.
День 4. 15.00 – 15.20
15.20 – 15.50
15.50 – 17.30
17.30 – 17.50
17.50. – 18.30
18.30 – 19.00 Приветствие. Информационная минутка. Зарядка космонавтов.
Подготовка к викторине «В стране сказок».
Викторина «В стране сказок».
Обсуждение викторины. Подведение итогов.
Инсценировка сказок.
«Семеро козлят»,
«Заюшкина избушка»
Подведение итогов дня. Анонс на следующий день. Прощание. Фокина Н. С.
Голышкова Анна,
Гудков Вячеслав, Пугачева Мария, Шепелева Евгения.
15.06.2015г.
Планета творчества.
День 5. 15.00 – 15.20
15.20 – 15.50
15.50 – 17.30
17.30 – 17.50
17.50. – 18.30
18.30 – 19.00 Приветствие. Информационная минутка. Зарядка космонавтов.
Подготовка к игре по станциям «Творим!».
Игра по станциям «Творим!».
Подведение итогов. Обсуждение.
Мастер-класс «оригами» по изготовлению голубя.
Подведение итогов дня. Анонс на следующий день. Прощание. Фокина Н. С.
Голышкова Анна,
Гудков Вячеслав, Пугачева Мария,
Шепелева Евгения.
16.06.2015г.
Планета талантов.
День 6. 15.00 – 15.20
15.20 – 16.00
16.00 – 17.20
17.20 – 17.50
17.50. – 18.30
18.30 – 19.00 Информационная минутка. Зарядка космонавтов.
Подготовка к конкурсной программе «Алло, мы ищем таланты»
Конкурсная программа «Алло, мы ищем таланты».
Подведение итогов конкурсной программы.
Игра «Крокодил».
Подведение итогов дня. Анонс на следующий день. Прощание. Фокина Н. С.
Голышкова Анна,
Гудков Вячеслав, Пугачева Мария, Шепелева Евгения.
17.06.2015г.
Планета танца.
День 7. 15.00 – 15.20
15.20 – 15.50
15.50 – 17.30
17.30 – 17.50
17.50. – 18.30
18.30 – 19.00 Приветствие. Информационная минутка. Зарядка космонавтов.
Подготовка к танцевальному марафону «Start teenager».
Танцевальный марафон «Start teenager».
Подведение итогов. Обсуждение марафона.
Просмотр фильма «Стили танцев».
Подведение итогов дня. Анонс на следующий день. Прощание. Фокина Н. С.
Голышкова Анна,
Гудков Вячеслав, Пугачева Мария, Шепелева Евгения.
18.06.2015г.
Планета рекордов.
День 8. 15.00 – 15.20
15.20 – 15.50
15.50 – 17.20
17.20 – 17.50
17.50. – 18.30
18.30 – 19.00 Приветствие. Информационная минутка. Зарядка космонавтов.
Подготовка к «Шоу рекордов Гиннеса».
«Шоу рекордов Гиннеса».
Подведение итогов «Шоу рекордов Гиннеса». Обсуждение.

Беседа «Самые интересные рекорды».
Подведение итогов дня. Анонс на следующий день. Прощание Фокина Н. С.
Голышкова Анна,
Гудков Вячеслав, Пугачева Мария, Шепелева Евгения.
19.06.2015г.
Планета безопасности на дорогах.
День 9. 15.00 – 15.20
15.20 – 16.30
16.30 – 17.50
17.20 – 18.30
18.30 – 19.00 Приветствие. Информационная минутка. Зарядка космонавтов.
Изготовление «медали» - «Водитель не спеши, пешехода
пропусти!»
Раздача буклета на дорогах города.
Интеллектуально-развлекательная игра «Настоящий пешеход»
Подведение итогов дня. Анонс на следующий день. Прощание. Фокина Н. С.
Голышкова Анна,
Гудков Вячеслав, Пугачева Мария, Шепелева Евгения.
22.06.2015г.
Планета Памяти и скорби.
День 10. 15.00 – 15.20
15.20 – 16.50
16.50 – 17.10
17.10 – 18.30
18.30 – 19.00 Приветствие. Информационная минутка. Зарядка космонавтов.
Посещение памятника труженикам тыла во время ВОВ. Беседа о них.
Обсуждение.
Конкурс рисунков «Они защищали родину».
Подведение итогов дня. Анонс на следующий день. Прощание. Фокина Н. С.
Голышкова Анна,
Гудков Вячеслав, Пугачева Мария, Шепелева Евгения.
23.06.2015г.
Планета искусства.
День 11. 15.00 – 15.20
15.20 – 17.20
17.20 – 17.50
17.50. – 18.30
18.30 – 19.00 Приветствие. Информационная минутка. Зарядка космонавтов.
Посещение музея.
Обсуждение посещения музея.
Конкурс рисунков «Наше лето».
Подведение итогов дня. Анонс на следующий день. Прощание. Фокина Н. С.
Голышкова Анна,
Гудков Вячеслав, Пугачева Мария, Шепелева Евгения.
24.06.2015г.
Планета экологии.
День 12. 15.00 – 15.20
15.20 – 15.50
15.50 – 17.30
17.30 – 17.50
17.50. – 18.30
18.30 – 19.00 Приветствие. Информационная минутка. Зарядка космонавтов.
Подготовка к Эко-викторине.
Эко-викторина.
Подведение итогов викторины. Обсуждение.
Игра «Изобрази животное».
Подведение итогов дня. Анонс на следующий день. Прощание. Фокина Н. С.
Голышкова Анна,
Гудков Вячеслав, Пугачева Мария, Шепелева Евгения.
25.06.2015г.
Планета борьбы с пожарами .День 13. 15.00 – 15.20
15.20 – 15.50
15.50 – 17.30
17.30 – 17.50
17.50. – 18.30
18.30 – 19.00 Приветствие. Информационная минутка. Зарядка космонавтов.
Подготовка к природоохранной акции «Берегите лес от пожара»
Природоохранная акция «Берегите лес от пожара».
Подведение итогов акции. Обсуждение.
Конкурсная программа «В борьбе с огнем мы победим».
Подведение итогов дня. Анонс на следующий день. Прощание. Фокина Н. С.
Голышкова Анна,
Гудков Вячеслав, Пугачева Мария, Шепелева Евгения.
26.06.2015г. Планета спорта.
14 день 15.00 – 15.20
15.20 – 15.50
15.50 – 17.30
17.30 – 17.50
17.50. – 18.30
18.30 – 19.00 Приветствие. Информационная минутка. Зарядка космонавтов.
Подготовка к спортивной игре «Наш выбор – спорт».
Спортивная игра «Наш выбор –спорт».
Подведение итогов игры. Обсуждение.
Просмотр мультимедийной презентации «Спорт – это жизнь!».
Подведение итогов дня. Анонс на следующий день. Прощание. Фокина Н. С.
Голышкова Анна,
Гудков Вячеслав, Пугачева Мария, Шепелева Евгения.
29.06.2015г.
Планета успеха.
День 15.
15.00 – 15.20
15.20 – 17.00
17.00 – 17.30
17.30 – 18.00
18.00 – 19.00 Информационная минутка. Зарядка космонавтов.
Прощальный огонёк.
Рефлексия.
Проведение анкеты «Мои впечатления».
Подведение итогов. Прощание.
Фокина Н. С.
Голышкова Анна,
Гудков Вячеслав, Пугачева Мария, Шепелева Евгения.
5. Способ оценки планируемых результатов.
Система оценки результативности необходима для изучения интересов и потребностей детей, посещающих дворовую площадку, их взаимоотношений в коллективе, влияния этих взаимоотношений на личностный рост ребенка, динамику личностного роста каждого участника проекта в процессе реализации проекта, характера реализованных инициатив (собственнический или социальный), изменение уровня асоциальных явлений.
Основные методы педагогической диагностики, используемые в качестве диагностического инструментария:
информационно – констатирующие: анкета, беседа;
поведенческие: наблюдение, ситуации (искусственные и естественные), анализ взаимодействия;
продуктивные: изучение продуктов деятельности подростков (выставки, рисунков, акции), посещающих дворовые площадки.
Входящая диагностика.
Входящая диагностика проводится на организационном этапе.
Цель: выявить интересы и ожидания детей и подростков; выявить индивидуальные личностные особенности с последующим учетом их при работе.
Формы:
- анкета "Твои ожидания" (Приложение 2)
Текущая диагностика.
Текущая диагностика проводится на основном этапе.
Цель: отслеживать эмоциональное состояние и развитие детей и подростков. Если есть необходимость – корректировка проекта с учетом полученных данных.
Формы:
- наблюдение
- беседы
- выставки поделок, рисунков, акции
Итоговая диагностика.
Итоговая диагностика проводится на заключительном этапе.
Цель: соотнести полученные результаты с целями и задачи проекта; подвести итог реализации проекта
Формы:
- анкета "Мои впечатления" (Приложение 3)
- возвращение к "Ожиданиям"
В случае возникновения проблемной ситуации необходимо проведение проблемной диагностики.
Цель: выявить проблемы во взаимоотношениях в коллективе в целом или коллектива с отдельным ребенком с последующим выходом из данной ситуации.
Формы:
- наблюдение
- беседа
Реализация данного проекта предполагает следующие результаты:

наличие сплоченного коллектива детей;
содержательная и позитивная занятость детей и подростков на дворовой площадке;
развитие интереса у детей и подростков к спортивным соревнованиям, дворовым играм, творческим делам;
укрепления физического и психического здоровья участников проекта через раскрытие способностей к взаимодействию, соучастию и сопереживанию;
воспитание у детей и подростков интереса к истории района, своей страны;
самореализация участников проекта.
6. Список литературы.
Проанализировав состав мероприятий, входящих в план реализации проекта, я подобрала методическую литературу, содержащую методические разработки, сценарии мероприятий и т.д., используя при этом следующие ресурсы:
Интернет ресурсы:
http://учительский.сайт/catalog.html?p=26http://ped-kopilka.ru/http://www.perluna-detyam.com.ua/forum/vse-dlya-muzykalnogo-rukovoditelya/509-pesni-igry-dlya-detej.htmlГригоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2012.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2014
Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2011.
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2012 г.
Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2011.
Приложение 1.
Рефлексия.
- Я узнал (а), что…
- Я был (а) разочарован (а) тем, что…
- Я был (а) удивлен (а) тем, что…
- Мне комфортно работать
·  В парах
·  В подгруппах
·  В кругу
- Мне запомнилось…
- Мне было трудно…
- Мне было легко…
Приложение 2.
Анкета "Твои ожидания"
Дорогой друг! Начинает свою работу дворовая площадка «Космическое путешествие». Чтобы нам было вместе весело, интересно и наши встречи стали незабываемыми, просим тебя ответить на эти вопросы:
1.Фамилия, имя, возраст ______________________________________________________________________
2.Твои увлечения_______________________________________________________
______________________________________________________________________
3.С каким настроением ты пришел на дворовую площадку?
______________________________________________________________________
4.Чему хочешь научиться, посещая дворовую площадку?
______________________________________________________________________
5.Чем ты хочешь заниматься?
______________________________________________________________________
6.Принесет ли тебе пользу посещение дворовой площадки? Какую?________________________________________________________________
7.Какой помощи ты ждешь от организаторов дворовой площадки?___________________________________________________________
СПАСИБО =))Приложение 3.
Анкета "Мои впечатления".
Дорогой друг! Незаметно пролетело время нашего общения, заканчивает свою работу дворовая площадка. Нам важно знать какие впечатления у тебя остались, просим тебя ответить на эти вопросы:
1.Фамилия, имя, возраст
____________________________________________________________________
2.Тебе было интересно на дворовой площадке?
_____________________________________________________________________
3.Чему ты научился, посещая дворовую площадку?
_____________________________________________________________________
4.Что особенно тебе запомнилось?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Принесло ли тебе пользу посещение дворовой площадки? Какую?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Хотел бы ты посещать дворовую площадку в следующем году?
______________________________________________________________________
7.Твои пожелания организаторам дворовой площадки ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО =))