Конспект урока математики на тему Деление с нулём и единицей (2 класс)


Тема: «Деление с нулём и единицей»
Класс: 2 класс
Программа: Образовательная система «Школа 2100»
Цели:
закрепить знание названий компонентов действий умножения и деления и их взаимосвязи;
сформулировать выводы для случаев деления с 0 и 1;
развивать умение строить аргументированные ответы;
прививать культуру общения в парной работе.
УУД:
познавательные – использовать знаково-символические средства в построении модели для фиксирования выводов;
личностные – приучать быть толерантным к чужим ошибкам и чужому мнению; не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению;
регулятивные – приучать к различению способов и результатов действия;
коммуникативная – обучать точному и аргументированному выражению своей мысли в соответствии со стоящей задачей.
Оборудование: 4 индивидуальные перфокарты по таблице умножения на 2 и 3, набор математических вееров с числами (по одному для каждого ребёнка), карточки для парной работы, таблицы для индивидуальной работы по изучению нового материала.
Техническое обеспечение: документ-камера, презентация PowerPoint, экран, проектор (или: флипчарт, элекронная доска ActivBoard).
Ход урока
Организационный момент (Слайд 2)
Ученик:Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Ученица: Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5»!
Учитель: - Вот с таким хорошим настроением начнём наш урок!
Актуализация знаний
Выдача индивидуальных перфокарт (4 ученика) по теме «Умножение на 2 и 3»
Группировка ключевых терминов. Игра «Логические цепочки» (Флипчарт, стр.1, или презентация, слайд 3)
- Прочитайте математические термины на экране.
Множитель
Делитель
Частное
Квадрат
Множитель
Делимое
Произведение

- Какое слово «лишнее» и почему? (Лишнее слово – «квадрат», т.к. это название геометрической фигуры, а остальные слова – названия компонентов действий.)
- Оставшиеся термины разделите на 2 группы. (Названия компонентов умножения и компонентов деления.)
- Используйте эти математические термины в своих ответах.
Повторение таблицы умножения на 2 и на 3. Игра «Кто в домике живёт?» (Флипчарт, стр.2, или презентация, слайд 4)
18 : 9
8 : 2
16 : 2
3 ∙ 4
14 : 7
18 : 3

8
4
2
12
6
2
- С помощью математического веера покажите значения выражений, и мы узнаем, кто «живёт» в каждом домике.
Итог:
Повторение взаимосвязи компонентов (работа в тетрадях)
- Назовите «жителей» первого домика. (2, 4, 8)
- Составьте и запишите 4 возможных равенства с данными числами. Укажите «целое» и «части».
На доске: 2 ∙ 4 = 8 (Каждый раз обсуждается способ 4 ∙ 2 = 8составления очередного равенства )8 : 2 = 4
8 : 4 = 2
- Самостоятельно составьте 4 равенства с числами второго домика. Укажите «части» и «целое».
(Проверка правильности самостоятельно выполненного задания проводится на экране с помощью документ-камеры.)
Вывод:
- Какие математические действия записаны в данных равенствах? (Умножение и деление.)
- Как действие умножения связано с действием деления? (Обратные действия.)
5) Приём «Верные и неверные утверждения» («Верите ли вы..?»)- Вы многое уже изучили на уроках математики. Ответьте быстро и кратко на мои вопросы. Если вы согласны с утверждением, т.е. верите ему, ставите знак «плюс». Если не согласны, то знак «минус». Ну, а если сомневаетесь, тогда вопросительный знак. Своё решение вы вписываете в верхнюю пустую строку таблицы.
Верите ли вы ?1 2 3 4 5 6
- Верите ли вы, что деление – действие обратное умножению?
- Верите ли вы, что 10 : 2 = 5 ?
- Верите ли вы, что 983 : 983 = 1?
- ……. что, 0 : 222 = 0?
- …… что, есть такое число, на которое делить нельзя?
- …… что, если знаешь законы умножения и деления, то можно устно умножить и разделить пятизначные и шестизначные числа?
- Отложите листочки в сторону. К ним мы вернёмся в конце урока.
Ф И З М И Н У Т К А
Постановка цели урока
Обозначение проблемы. Работа в парах.
- Сейчас вы будете работать в парах. Напомним друг другу правила этой работы.
0 : 6 = 5 : 1 =
4 : 1 = 0 : 2 =
0 : 3 = 7 : 1 =
- Выслушайте задание. У каждого из вас есть карточка с выражениями. В течение 30 секунд вы считаете и подписываете значения выражений. После этого вы сравниваете свои ответы с карточкой соседа и обводите карандашом те из них, которые не совпадают.
Определение темы и цели урока
- Поднимите руку те ребята, у кого в паре не совпали значения выражений. (Сосчитать количество таких детей.)
Деление
- Если встретились ошибки, надо разобраться, почему они произошли. Рассмотрим выражения на ваших карточках. Что у них общего? (Все выражения с одним действием – делением.)
(На доске вывешивают табличку: ).- Какие два числа часто повторяются в этих выражениях? (0 и 1)
Деление с нулём и единицей.
- Определите тему нашего урока?
(На доске: ).- Чему мы должны научиться к концу урока?
решать
наблюдать
найти закономерности
составить памятку
- Какие учебные действия надо совершить, чтобы научиться новому?
На доске:
Учебные действия
Наблюдение за выражениями. Фиксирование выводов.
Фронтальная работа. Дети заполняют таблицы, вклеенные в рабочие тетради.
Задание Вывод
5 ∙ 1 = 7 ∙ 1 = 9 ∙ 1 =
5 : 1 = 7 : 1 = 9 : 1 = ………. …………. ………….
5 : 0 7 : 0 9 : 0 5 ∙ 0 = 7 ∙ 0 = 9 ∙ 0 =
0 : 5 = 0 : 7 = 0 : 9 = 12 ∙ 1 = 9 ∙ 1 = 5 ∙ 1 =
12 : 12 = 9 : 9 = 5 : 5 = (Красным цветом обозначены записи детей.)
Задание Вывод
5 ∙ 1 = 5 7 ∙ 1 = 7 9 ∙ 1 = 9
5 : 1 = 5 7 : 1 = 7 9 : 1 = 9 а : 1 = а
? ∙ 0 = 5 ? ∙ 0 = 7 Таких чисел
5 : 0 = 7 : 0 = нет! памятка
а : 0
5 ∙ 0 = 0 7 ∙ 0 = 0 9 ∙ 0 = 0
0 : 5 = 0 0 : 7 = 0 0 : 9 = 0 0 : а = 0
(а ≠ 0)
12 ∙ 1 = 12 9 ∙ 1 = 9 5 ∙ 1 = 5
12 : 12 = 1 9 : 9 = 1 5 : 5 = 1 а : а = 1
(а ≠ 0)
Ф И З М И Н У Т К А
Контроль действий
Применение новых знаний (Учебник: стр. 11 № 6)
56 : 567 : 00 : 2338 : 1
- Придумать и дописать два похожих выражения. Найти их значения.
Применение новых знаний на изученном материале
(Флипчарт, стр.3, или презентация, слайд 5)
- Укажите порядок действий в выражениях. Найдите их значения.
- Выберите себе уровень сложности: это может быть два «лёгких» выражения или одно «интересное» большое.
Проверка осуществляется через документ-камеру.
(65 - 4) ∙ 0 : 7 = или: 12 : 1∙ 0 + (18 – 2 ∙ 8)=
65 – 4 ∙ 0 : 7 =
Решение задачи
- В сборнике напечатаны 40 выражений на деление с нулём и единицей. Сергей быстро решил примеры с нулём. А выражения с единицей были напечатаны в 3 столбика по 9 выражений в каждом, и Сергей оставил их на завтра. Сколько примеров на деление с нулём решил Серёжа?
Оценка выполненных действий
Рефлексия
- Чему хотели научиться на уроке математики?
- Какие действия выполнили для этого?
- Справились ли мы с поставленной целью?
- Что мы выяснили?
Повторное обращение к цветным карточкам с выражениями на деление с 0 и 1. (Парная работа по исправлению ошибок.)
Повторное заполнение таблицы «Веришь ли ты?»
Дети отвечают на те же вопросы, что и в начале урока. Знаки выставляются в нижней строке таблицы.
- У кого уменьшилось количество вопросов?
- У кого совсем не осталось вопросов?
- Чему стоит посвятить следующий урок математики?
VII. Итог урока
Домашнее задание: составить карточку из 10 выражений на деление и умножение с нулём и единицей.
Источники:
Математика. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 частях / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. – Изд. 3-е, испр. – М. : Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»)
Математика. 2 класс. Методические рекомендации для учителя по курсу математики. / С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.В. Горячев. – М. : Баласс, 2013. – 400 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
http://festival.1september.ru/articles/600417/http://www.openclass.ru/stories/181687http://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/formirovanie-u-obuchayushchihsya-novyh-obrazovatelnyh-1