Конспект урока + Презентация по математике «Деление с нулём и единицей» (2 класс)

Учитель: Абачикова.О.В
Предмет: математика
Класс: 2
Тип урока: открытие новых знаний
УМК: «Школа 2100»
Технологическая карта урока

Тема
Деление с нулём и единицей.

Цель
Сформировать умение делить числа с нулём и единицей на основе знания обратных операций.
Доказать на практических примерах и знаниях правила умножения, что а:1=а, 0:а=0, а:а=1 и что на нуль делить нельзя.
Воспитывать взаимопомощь, взаимодействие в паре и группе, личностные качества.


Задачи
Совершенствовать вычислительные навыки в пределах 100, умение решать задачи изученных видов.
Развивать организационные общеучебные умения, в том числе умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Создать благоприятный психологический климат для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка.
Воспитывать интерес к математике.

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД

I. Мотивационный
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Слайд № 1.
- Прозвенел и стих звонок,
Начинается урок.
-Ребята, сегодня у нас открытый урок. Давайте поиграем в игру «Хорошо-плохо».(ТРИЗ)
-У нас открытый урок, это плохо потому что
-У нас открытый урок, это хорошо потому что



Настраиваются на работу, включаются в деятельность.

Личностные:
- пользоваться правилами поведения


II. Актуализация знаний
Цель.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
Записываю на доске слово «Тема»(пауза) -Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока. Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала
Слайд №2
Работа в парах.
Игра « Лишнее число». (ТРИЗ)
-Из каждого столбика найдите лишнее число.
17, 18, 44, 32, 20 (17, 44, 20)
25, 28,16, 26, 24 (25, 16)
66, 88, 77, 55, 13 (13)
-Выпишите числа которые делятся только на 2, только на 5, на 2 и на 5.
- Найдите выражение, значение которого равно 0.(не считая. Почему?)
(67 – 34 + 12) – 4 · 0
77 + 10 – 3 · 4
(54 – 22 – 32) + 10
0 · 1 + 2 · 0 + 5 · 0
6 · 1 + 3 · 1 + 7 · 1
-Какое задание можно придумать для оставшихся примеров? (установить порядок действий)
-Деление связано с умножением? Зная эту взаимосвязь составьте возможные равенства с числами. 20, 5, 4 и 18, 3, 6
-Какие правила здесь?
-Эти правила пригодятся для новой темы.

Вспоминают : табличные случаи деления и умножения на 2, 3, 4, 5.










правила при умножении на нуль,




порядок действий,

как найти множитель и произведение


Личностные:
- строить отношения с людьми, не похожими на тебя,
- пользоваться правилами поведения
Коммуникативные:
- излагать своё мнение,
- работать в паре, группе,
- предотвращать и преодолевать конфликты
Познавательные:
- анализировать

III. Постановка учебной задачи
Цель.
Формулирование темы урока.
-Давайте выясним с помощью игры «Да-Нетка» (ТРИЗ) нашу новую тему урока.
(:), (36), (+), (0), (-), (125), (*), (1)
Слайд №3
-Произведите вычисления.
- Скажите, пожалуйста, какие выражения у вас вызвали затруднения?
- Да, действительно, такие случаи деления мы ещё не изучали. Что же делать? Значит надо узнать, как решать такие выражения.
- А давайте обратимся за помощью к «Корзине- знаний» (ТРИЗ),


На основе имеющихся знаний формулируют тему урока, ставят цели.
Личностные:
- пользоваться правилами поведения
Регулятивные:
- определять цель,
- выдвигать версии
Коммуникативные:
- излагать своё мнение,
- быть готовым изменить свою точку зрения
Познавательные:
- анализировать,

IV. «Открытие» учащимися новых знаний
Цель.
Познакомить с правилом деления с нулём и единицей.
Слайд № 4.
-Посмотрите, что у нас уже есть в «Корзине»:5
· 1, какое правило мы знаем при вычислении данного выражения ? (умножение числа на 1).
- А что же получится, если произведение разделить на единицу? (первый множитель – 5).
- Давайте практически проверим это правило.(Дети выходят к доске) Если 5 : 1, значит 5 палочек мы отдаём одному человеку. Сколько палочек у этого человека стало? (5).
- Давайте число «5» заменим переменной «а», что тогда мы можем сказать? (при делении числа на единицу получается то же самое число)
- Запишите буквенное обозначение этого правила к себе в тетрадь.
Слайд № 5.
- Какое выражение мы сможем с вами решить?
-Запишите в тетрадь.
Слайд № 6.
- А что же получится, если произведение разделить на пять? (первый множитель – 1).
- Давайте на практике проверим: если 5 палочек раздать пяти ученикам поровну, сколько палочек будет у каждого (1). - Давайте число «5» заменим переменной «а», что тогда мы можем сказать? (при делении числа на то же самое число получается единица)
- Запишите буквенное обозначение этого правила к себе в тетрадь.
Слайд № 7.
- Какое выражение мы сможем с вами решить?
-Запишите в тетрадь.
Слайд № 8.
- Обратимся к «Корзине» там нам ещё одно знание: 5
· 0, какое правило нам пригодиться при вычислении данного выражения ? (умножение числа на 0).
- А можно ли произведение разделить на нуль? Попробуем записать: 0 : 0 = 5 – получилась полная ерунда, такого не может быть!
- Запомните, что на нуль делить нельзя!
- Запишите буквенное обозначение этого правила к себе в тетрадь и запомните, не попадите в ловушку.
Слайд № 9.
- Какое выражение не настоящее, и нам следует его убрать?
Слайд № 10.
-А что же получится, если произведение разделить на пять? (первый множитель – 0).
- Давайте практически проверим это правило.
- Давайте число «5» заменим переменной «а», что тогда мы можем сказать? (при делении нуля на число получается нуль)
- Запишите буквенное обозначение этого правила к себе в тетрадь.
Слайд № 11.
- Какое выражение мы сможем с вами решить?

Вырабатывают правила, составляют план достижения цели.
Личностные:
- пользоваться правилами поведения
Регулятивные:
- планировать деятельность
Коммуникативные:
- излагать своё мнение
Познавательные:
- анализировать, обобщать

V. Первичное закрепление
Цель.
Закрепить знания в применении данного приёма.

Физкультминутка
Работа в парах по учебнику стр.11№6.(проверка)

Работа в группах:
- Каждая группа сейчас получит задание. Вы должны выполнить правильно и быстро. (Каждой группе выдаю написанные на листках 10 примеров на правило)


Применяют новые знания при решении подобных выражений.
Личностные:
- строить отношения с людьми, не похожими на тебя,
- пользоваться правилами поведения
Коммуникативные:
- излагать своё мнение,
- работать в паре, группе,
- предотвращать и преодолевать конфликты
Познавательные:
- анализировать

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель.
Проверить умения применять выработанный алгоритм решения задачи, самоконтроль усвоения знаний.



Слайд № 12.
- Я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу, которая представлена двумя уровнями. Выберите свой уровень и выполните задание. (на каждом ряду назначаются консультанты, те дети, которые первые и правильно решили примеры)


По уровням самостоятельно записывают решение задачи, осуществляют взаимопроверку и самопроверку.

Личностные:
- пользоваться правилами поведения
Регулятивные:
- определять цель,
- выдвигать версии,
- планировать деятельность


VII. Рефлексия
Цель.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Слайд № 17.
Игра «Рюкзачок» (ТРИЗ)
Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример, что нового узнал на уроке, что запомнилось. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты.
Личностные:
- пользоваться правилами поведения
Регулятивные:
- оценивать степень успешность достижения цели
Коммуникативные:
- излагать своё мнение
Познавательные:
- рефлексия

VIII. Д/з.
1 ур: с. 11 № 7 (2, 3 столбик)
2 ур: придумать по 5 примеров к каждому изученному правилу.
Правила стр. 10.
















15