сценарий родительского собрания «Роль чтения в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека»

Родительское собрание в 4 б классе
«Роль чтения в развитии интеллектуальных
и личностных качеств человека»
Цели собрания:
показать значимость чтения в успешности обучения ученика, в его мотивации к учению;
способствовать пониманию родителями необходимости развивать, сохранять, подкреплять интерес к чтению их детей;
развивать навыки сотрудничества, совместного обсуждения и решения проблем и желание общаться.
Ход собрания:
1. Тренинг «Детство».
Участники по кругу называют свои ассоциации на слово «детство». Классный руководитель произносит начало фразы, а родители ее продолжают: «В детстве можно ». Если кто-то не согласен с чьим-то аргументом, он хлопает в ладоши. Потом задание меняется: «В детстве нельзя»

2. Мотивация учебной деятельности - знакомство с результатами самооценки учащимися своей учебной деятельности по следующим критериям:
« Могу и хочу!» - ___ человек.
« Могу, но не хочу!» - ___ человек.
« Хочу, но не могу!» - ___ человек.
« Не могу и не хочу!» - ___ человек.
3. Переход к теме собрания, формулирование целей.

3.1. Комментирование классным руководителем результатов самооценки учащимися своей учебной деятельности, их связи с желанием читать.
(Предоставить родителям для сравнения данные скорости чтения в конце 3 и в начале 4 класса)

3.2. Комментирование классным руководителем результатов анкеты. Выделение проблемы - малое количество времени, затрачиваемое ребятами нашего класса на чтение.

3.3. Знакомство родителей с итогами анкетирования учащихся
«Сколько в среднем времени в сутки я трачу на чтение, и сколько хотел бы тратить?»
Я трачу на чтение
Я хотел бы тратить на чтение

0 минут - 0 человек
10 минут – 0 человек
20 минут – 4 человека
30 минут – 12 человек
45 минут – 3 человека
1 час – 3 человека
2 часа – 0 человек
3 часа – 0 человек
0 минут – 3 человека
5 минут – 0 человек
10 минут – 0 человек
20 минут – 5 человек
30 минут – 10 человек
1 час – 3 человека
1 час 30 минут – 1 человек
2 часа – 0 человек
3 часа – 0 человек
4 часа – 0 человек


3.4. Результаты посещения школьной библиотеки:
Активные читатели школьной библиотеки.
Круг читательских интересов учеников класса:
- сказки;
- энциклопедии;
- фантастика;
- научно – популярные журналы;

3.5. Вступительное слово классного руководителя о роли книги в жизни человека:
«Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако не секрет (а это отмечают и педагоги, и психологи), что дети, едва научившись читать в начальной школе, к 5 – 6 классу читают все хуже и хуже. Замедленность чтения, отсутствие интереса к нему приводят к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются.
Ребята плохо прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять задания; многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.
Словарный запас ничтожно беден, отсюда проблема по русскому языку со словообразованием – дети не могут подобрать однокоренные слова для того, чтобы проверить орфограмму, не могут определить корень слова.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его - привычка ребенка читать.

4. Интерактивная часть.
4.1 Обсуждение возникшей проблемы.
- Итак, перед нами встала проблема - нежелание детей читать.
Попытаемся сегодня подумать и обсудить, как можно ее разрешить.

Сейчас нам предстоит ответить на вопросы (открываю доску):
Почему дети не любят читать?
и Как заинтересовать детей чтением?

- Скажите, пожалуйста, а кто заинтересован в решении данной проблемы?
учителя;
родители;
библиотекари;
дети.
- Сегодня мы с вами попытаемся взглянуть на разрешение проблемы глазами тех групп людей, которые вы сами определили.

4.2. Оформление четырех заинтересованных групп (желательно, чтобы число групп соответствовало числу членов в ней). Ставлю на столы карточки «Учителя», «Родители», «Библиотекари», «Дети».
Каждый член данной группы должен заполнить лист с выделенными вопросами. (5 -7 минут)
Затем обсудить мнения в своей заинтересованной группе (может быть что-то дописать)

В чем состоят три главные причины проблемы?
Что мы как группа сможем сделать, чтобы решить эту проблему?
Что придется сделать другим заинтересованным группам (и каким именно), чтобы решить эту проблему?






4.3.Работа в группах смешанного состава. Обсудив проблему в заинтересованных группах с позиции определенного лица, каждый член группы переходит в смешанную группу, где собираются по одному представителю от первоначальных групп. Участники новых групп обмениваются мнениями и дорабатывают свои предложения. (5 – 7 минут)

На доску вывешиваю название заинтересованных групп: «Учителя», «Родители», «Библиотекари», «Дети».

4.4. Возвращение в заинтересованные группы, обсуждение и доработка своих рекомендаций. Запись рекомендаций на карточках и размещение их на доске.

4.5 Презентация результатов деятельности групп. Обсуждение.


4.5.Рефлексия:
-что нового вы сегодня узнали?
-что было интересным?
-что дал вам наш сегодняшний разговор?
-что хотелось бы вам еще узнать и обсудить?

6. Вручение родителям рекомендаций по развитию читательского интереса у детей.
Работа с памятками, их обсуждение и анализ.
Обратить внимание на один из пунктов рекомендаций.
Для того, чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения.
Ваша задача: в выходной день измерить скорость чтения вашего ребенка и записать в дневник.
Приложение 1
Анкета для родителей
Нравится ли вашему ребенку читать книги? ___________________________________
Сколько времени он проводит за книгой? _____________________________________
Убеждаете ли вы своего ребенка читать или он делает это без принуждения? _______
Какие книги он предпочитает? ______________________________________________
Как вы поощряете его читательские стремления? _______________________________
Дарите ли вы своему ребенку книги? _________________________________________
Есть ли у вас на этот счет какие-то убеждения? ________________________________
Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное? ____________________________
Считаете ли вы себя активным читателем? ____________________________________
Являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг? ____________________


Анкета для учащихся
Как ты считаешь, может ли человек жить без книги? ____________________________
Нравится ли тебе читать книги? _____________________________________________
Какие книги ты читаешь с удовольствием? ____________________________________
Нравится ли тебе получать книги в подарок? __________________________________
Какую книгу ты теперь читаешь? ____________________________________________
Тебе ее подарили или ты взял ее в библиотеке? ________________________________
У вас дома много книг? ____________________________________________________
Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке? _______________________







Приложение 2

Таблица для работы в группах

В чем состоят три главные причины проблемы?
Что мы как группа сможем сделать, чтобы решить эту проблему?
Что придется сделать другим заинтересованным группам (и каким именно), чтобы решить эту проблему?















Приложение 3
Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей:
Не надо заставлять читать подолгу. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 10-15 минут и пересказал содержание прочитанного. Через час-два еще 10-15 минут. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один прием.
Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме щадящего чтения ребенок читает 1страничку и после этого получает короткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок читает детский журнал, посмотрел картинку - отдохнул. Следующую страничку - опять посмотрел картинки. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.
Для того, чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Важно оценивать только технику чтения, а не другие достоинства ребенка. Для этого недостаточно общих слов «хорошо», «молодец», «уже быстрее». Ребенку будут понятнее более конкретные оценки («Целых 80 слов в минуту! Замечательно!», «В ноябре было 90, а сейчас 95 слов в минуту!» и т.п.). К своему «росту по чтению» ребенок будет относиться столь же ревностно, как к меткам его роста на двери.
Даже бегло читающий ребенок еще долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном.
Читать самим, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.
Не всегда спешить сразу отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.
Собирать дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический, иностранных слов и т.д.; вырабатывать у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
Стараться приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращать внимание на то, что сын или дочь читает.
Обязательно записать ребенка в библиотеку.
Возраст с 7 до 16 лет это промежуток жизненного пути, когда человек либо приобретает потребность в чтении и реализует ее в течение всей жизни, либо упускает эту возможность навсегда.
Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту.
Удачи Вам и вашим детям!